Час общения "Я выбираю будущее"
классный час (9 класс)

Камардина Ирина Владимировна

Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девятиклассниками о выборе профессии. Сегодня нет недостатка в информации, вопрос, как правильно её использовать. Поработав с литературой, методическими пособиями, материалами интернета, мною был разработан классный час по профориентации для учащихся  9-го класса «В поисках будущей профессии» с использованием мультимедийной презентации. В увлекательной игровой форме ребята узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме. Небольшой тест поможет ребятам узнать, к какому типу профессии они склонны, а какой вид деятельности им противопоказан. Данная разработка будет полезна классным руководителям 5 – 11 классов, учащимся, выпускникам школы, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_ya_vybirayu_budushchee_gotovoe.doc636 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

ГОРОДА МИХАЙЛОВСКА

Разработка

Часа общения

«Я выбираю будущее…»

в 9 классе

Камардиной Ирины Владимировны

2018-2019 г.г.

Разработка часа общения по теме

«Я выбираю будущее...»

Класс: 9

Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения - час общения.

Оформление:

Карточки, раздаточный материал,

Презентация.

Ход часа общения:

Слайд 1

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей, активно, и показать себя нашим гостям только с хорошей стороны.

Еще раз Здравствуйте!

Учитель читает стихотворение, эмоционально настраивая учащихся на занятие

Слайд 2

Объявление темы и постановка целей

Учитель: Название темы нашего часа общения состоит из трёх слов. Тему вы узнаете не сразу, а постепенно угадаете. Каждое слово будет отражать не только содержание, но и цель нашего мероприятия. Итак, начнём: первое слово в теме «Я».

Кто будет сегодня главным действующим лицом? (Каждый из

вас). Обратимся к вашему «Я».

а) Упражнение 1

Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.

Вывод: Как приятно находиться в одной компании с такими умными, скромными,   …….взрослыми людьми. Не забывайте о своих достоинствах никогда, ведь они известны не только вам, они прекрасно видны окружающим.

 (Учащиеся остаются на своих местах)

Слайд 2-8

Учитель: Следующее слово в названии темы «ВЫБИРАЮ». Приведите примеры ситуаций, когда приходится делать выбор. Пусть эти ситуации отражают разные стороны нашей жизни.

б) Распределение учащихся по группам

Учитель: Сейчас вам предстоит тоже сделать выбор: выберите любую, понравившуюся вам, картинку (треугольник, квадрат, зигзаг, круг). Теперь поднимите руки:  те, кто выбрал квадраты приглашаются в группу «Трудяги», выбравшие зигзаги образуют группу «Творцы», обладатели треугольников – это «Передовики», а отдавшие предпочтение кругу, становятся «Ораторами».

(Учащиеся занимают свои места в соответствии с выбранной фигурой)

Вывод: 

Вам, наверняка, интересно, что же обозначает каждое изображение. Каждый из вас не случайно выбрал ту или иную картинку. Итак, круг – символ гармонии, заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный. Отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе; квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя. Выносливый, терпеливый, исполнительный. Слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации; треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее. Энергичный, рискованный, категоричный. Стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру; зигзаг – символ творчества, креативности, истинный мыслитель. Увлекающийся, эмоциональный, восторженный. Склонны видеть мир постоянно меняющимся. Постоянно устремлены в будущее.

Учитель: В нашей теме осталось ещё одно слово. Какие у вас предположения по поводу последнего слова?

Слайд 9                        

Это слово «будущее».         А что такое будущее? (Возможные ответы учащихся: «То, что следует за настоящим; то, что будет…»)

Представим, что будущее – поезд, но он пока без пассажиров. Пассажирами станут существительные, которые и определяют, на ваш взгляд, будущее любого человека, например, будущее – это карьера и т.д. Запишите эти существительные на ваших вагонах и затем мы расположим ваши вагоны на доске.

(На это задание отводится 2 минуты)

Вывод:

Учитель: Представители каждой группы зачитывают свой набор существительных, определяющих будущее, и присоединяют вагон к голове поезда. Будущее каждого человека складывается также, как и вагоны нашего поезда, из множества составляющих. Определить, какие из них более главные, какие менее, достаточно сложно. Сегодня мы остановимся лишь на одном из них, без которого невозможно представить будущее любого человека: профессия.

Слайд 11

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Слайд 12

Перед тем, как мы отправимся дальше, давайте вспомним некоторые профессии, восстановив  стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная с…Задание понятно?

Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит….(машинист)
Трактор водит….(тракторист)
В школе учит нас ….(учитель)
Строит здание ….(строитель)
Стены выкрасил….(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В шахте трудится…(шахтер)
В доме свет провел…(монтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто всё знает - …(молодец!)

Слайд 13-14

Отправляемся дальше. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Слайд 15

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Слайд 16

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

На выполнение данного задания у вас 3 минуты. Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Слайд 17-32

Физкультминутка

Проведем игру-разминку «Кем станут девочки, кем станут мальчики». Встаньте. Если названные мной профессии могут выбрать девочки, то ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, если мальчики – РУКИ В СТОРОНЫ, а если и те и другие – ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ.

(пожарный, врач, слесарь, столяр, учитель, няня, нефтяник, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель, пекарь, шофер, парикмахер)

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Слайд 33-34

 «Формула профессии»

Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова «хочу», «могу» и «надо»?

(Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Как же работает формула осознанного выбора профессии?

ПРИМЕР

Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Слайд 36-37

Тестирование

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Предлагаю вам разбиться по 4 человека. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, наклейте их так, чтобы получился человечек, состоящий из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Время выполнения - 30 с.

(Дети наклеивают фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Слайд 38-39

Заключение

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк: 1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное); 2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка - синоним ключевого слова (существительное) Составьте синквейн

Пример:  Врач ласковый, знающий выслушает, вылечит, посоветует У хорошего врача лекарство не в аптеке, а в его собственной голове. Призвание!

За 1 -2 минуты составьте синквейн к одной из профессий: юрист, эколог, модельер, парикмахер, строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар

Слайд 40

Подведение итогов (рефлексия)

Сегодня на занятии:

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Заставило задуматься…

Слайд 41 (ВИДЕО)

Притча о мудреце и бабочке

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него,  жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

- Все в твоих руках...

Слайд 42

Вывод:

Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. И помните – только Вы выбираете свое будущее!

На память о нашей теплой встрече позвольте подарить вам эти открытки-памятки  (каждому учащемуся раздаются рекомендации по выбору профессии).

Список литературы:

  1. Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.- М.: Аст-пресс, Ижевск, 1999.
  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, 1999.
  3. Попова Л.М. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им.- СПб.: Лейла, 1994.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 240 с.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.- М.: Новая школа, 1995.
  6. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: просвещение, 1990.
  7. Шнейдер Л.Б. Идентичность. Хрестоматия.- М., 2003.

http://www.porjati.ru/uploads/posts/2013-10/thumbs/1380969426_92140732_4242220_71866568_d87e70184a60.jpg

        


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"

Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...

Круглый стол на тема "Молодежь выбирает будущее"

Классный час для старшеклассников по теме "Молодёжь выбирает будущее" позволяет закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах,воспит...

Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"

Тема классного часа:  Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик  «Ученик лекаря» (притча)  Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...

Внеклассное мероприятие "Мы выбираем будущее"

материал по теме избирательного права, включая теоретический материал и "деловую игру"...

Классный час на тему: «Как нужно выбирать будущую профессию»

Данный классный час должен помочь учащимся осознать важность выбора будущей профессии; познакомить с основными критериями выбора профессии и объяснить значимость каждого из них; привлечь родителей уча...

Выбирая профиль - выбираем будущее!

Вновь МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» радушно распахнула свои двери девятиклассникам школ муниципального района для продолжения обучения в профильных классах....

Профориентационная работа. Классный час "Выбирая профессию, ты выбираешь будущее"

В настоящее время  вопрос о выборе профессии  весьма актуален, т.к. в будущем подросткам суждено строить новую Россию и жить в ней.Основными задачами методической разработки являются важные ...