Конспект классного часа для обучающихся 7 кл. "Зависть"
классный час (7 класс)
Разрабатывала для 2 целей: Марафона открытых классных часов и...поняла, что очень нужно было моим деткам: сложно справиться с этим чувством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdeeva_i_kl_chas_o_zavisti_itog.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Поздеева И.В., учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Красногорская гимназия»
с. Красногорского
Красногорского района Удмуртской Республики
Конспект классного часа в 7 классе.
Тема: «О зависти».
Цели:
- понимание необходимости для здоровья человека положительных эмоций;
- получение знаний об отношении общества к проблеме зависти;
- изучение информации о преодолении зависти;
Тип занятия: ролевая игра с элементами дискуссии.
Формы работы: фронтальная, работа в группах.
Оборудование: тексты заданий для работы в группах.
Основные понятия: зависть, черная и белая зависть.
План-конспект классного часа:
I. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящен проблеме сохранения здоровья. Мы с вами ежегодно проводим классные часы, посвященные здоровому образу жизни, проводили совместные мероприятия с родителями. А сегодня мне хотелось бы с вами поговорить об одном из человеческих чувств – о зависти. Не секрет, что здоровье человека зависит, в том числе, и от эмоций и чувств, которые окружают человека, ведут его по жизни. Здоровые эмоции – здоровый человек.
И для начала я хотела бы прочитать вам сказку
(учитель читает современную сказку о девочке Руте – Приложение 1).
Какие впечатления вызвала эта сказка?
- Ребята обмениваются мнениями по поводу сказки;
Учитель: Так что такое зависть? Почему говорят о белой зависти и о черной? Чем они отличаются? Или это все одна зависть?
- (учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель: Мне кажется, что главным в сегодняшней нашей работе должно быть не поиск причин зависти, а поиск путей преодоления этого из семи пороков человечества. Мне хочется познакомить вас с происхождением этого понятия – зависть.
( см. материал - Приложение 2).
Я предлагаю вам поиграть в игру – психологическая консультация. Вы – психологи. К вам идут люди со своими проблемами, ваша задача – помочь им
( делимся на три группы – три ситуации – см. Приложение 3).
Группы обсуждают свои задания – выносят рекомендации. Надо сказать, что обсуждение прошло очень бурно, дело дошло до споров, т.к. ситуации были взяты из жизни класса и учащихся – видимо, «задело за живое». Где-то, может быть и жестоко, но действенно.
Учитель: Что же советуют психологи, чтобы чувство зависти не одолело вас?
(учитель читает советы психологов- Приложение 4)
Учитель: А завершить наш классный час я хочу очень интересной притчей
(читает притчу – см. в приложении 5).
Спасибо за работу. Получился у нас с вами разговор по заданной теме или нет – судить вам, но судя по бурной дискуссии – тема «задела».
Литература:
Сетевые ресурсы.
- http://www.wisdoms.ru/55.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Зависть
- http://world.lib.ru/m/mendelxson_e_d/proshloeibudushee-4.shtml
- http://www.lllit.ru/litera/show_text.php?t_id=11386
- http://www.gen.su/node/5398
Приложение.
- Сказка о Зависти.
Живут на свете с незапамятных времён две сестрицы Белая и Чёрная Зависть. Они двойняшки, но ни в чём, кроме внешности не похожи друг на друга.
Одна сестрица - Чёрная Зависть: злая, завистливая, скандальная -носит на чёрном лице белую маску, она, как грипп, поражает каждого завистливого человека, который заболевает неизлечимой Чёрной завистью.
Белая зависть напротив - белолица, весёла, добра, красива всегда рада успехам каждого и готова помочь в трудную минуту. Но дело в том, что Белая и Чёрная Зависть вечно в борьбе и стараются отвоевать друг у друга каждого.
В седьмой класс одной школы поступила новенькая девочка Рута. Она переехала сюда из столицы к бабушке, которая осталась одна и нуждалась в уходе. Родители приезжали навещать их и привозили всё необходимое для учёбы и жизни Руты. Каждое утро она пробегала несколько раз по аллее и делала зарядку. Спортзала у школы не было.
У Руты вскоре появились друзья и подруги. Вокруг неё закрутились многие мальчишки. Девчонки насторожились. Некоторые завидовали белой завистью, восхищались, подражали, дружили, другие - затаили чёрную зависть.
Училась Рута хорошо. Давно занималась спортом и имела разряды по спортивной гимнастике, настольному теннису и шахматам. Класс стал занимать первые места в школьных соревнованиях. Рута получала грамоты, и её портрет нередко украшал спортивные выпуски.
Весёлая девчушка - хохотушка вызывала раздражение, обиду и досаду до ненависти не только у некоторых девчонок, но даже у некоторых мальчишек. Их душила зависть. Невыносимая. Жестокая. У Руты стали красть тетради с домашним заданием, в портфеле оказывался булыжник, парта бывала, вымазана клеем. Они думали:
- А я значит хуже неё, если мне не пришлось родиться и учиться в столице?
- Если у меня нет спортивных разрядов, то я хуже неё?
- Может быть, у меня способности выше спортивного разряда, но я молчу. А обо мне не пишут стенгазеты. Я не хвалюсь талантами, поэтому не участвую ни в каких соревнованиях. Да!! Вот!!
А новенькая и не кричала об этом. Это было указано в её документах. Руту включали во все спортивные соревнования, не спрашивая её согласия. И она никогда не отказывалась, не жаловалась на занятость, раз это нужно для престижа класса, школы. Успевала всё сделать по дому, помогала бабушке. Этим она вызывала ещё зависть одноклассников, заражённых Черной Завистью.
Как - то на уроке задали тему для сочинения:
- Что бы ты попросил у Золотой рыбки?
Мальчишки просили машину, мотоцикл, автомат, ноутбук, мобильник.
Девчонки - шубы, драгоценности, богатых поклонников, хотели стать Красой России..
Рута не попросила для себя ничего. Не задумываясь, она написала:
- Хочу лучший спортзал для школы и первое место в спартакиаде школ.
Всё так и случилось, потому что, если очень захотеть и постараться, то желания обязательно сбываются.
II. Зависть – в переводе в древнееврейского – гнилая кровь; это страшное, всепоглощающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь травмирует личность самого завистника. Ведь зависть может привести к тому, что сам завистник, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение.
III .Ситуации для групп:
- Мой друг одержал победу в Республиканском конкурсе, выиграв среди 500 участников. С одной стороны, я рад за него, с другой – что-то мешает мне общаться с ним по-прежнему.
- У моего друга есть современный компьютер, классный телефон, плеер, а моя семья не может позволить такие вещи для меня. Мой друг зовет меня играть на компе, разрешает пользоваться телефоном, но я все равно чувствую себя неловко.
- Моя подруга хорошо одевается, у нее много модных вещей, аксессуаров. И в тоже время она говорит, что завидует нашей большой семье ( нас в семье трое), а я завидую ей. Что делать?
IV. Как перестать завидовать (Советы психологов)
С завистью можно бороться при помощи убеждений и размышлений:
1. Для начала нужно перестать сравнивать себя с другими. Нужно чаще говорить себе: «Я такая, какая (какой) я есть! Это моя судьба, это моя жизнь! Я люблю себя такой(таким), какая (каким) я есть. Я не хочу сравнивать себя с кем бы то ни было!»
2. Еще один способ – нужно дискредитировать для себя то, чему завидуешь. Например, подруга похудела, зато у неё выскочили прыщи. Вы уверены, что вам нужна худоба такой ценой?
3. Чаще вспоминайте про то, что имеете. Например, если подруга (друг) одержали победу на спортивных соревнованиях, скажите себе: «Ну и что? Зато я занимаюсь рукоделием, и это у меня получается лучше, чем у моей подруги».
4. Чаще вспоминайте людей, которым живется хуже, чем вам, которые имеют меньше, чем вы. Например, ход мысли может быть таким: «Лене купили новый компьютер, как же хорошо, что у меня есть свой не очень новый, но ведь у Кати совсем нет его».
5. Подумайте, а точно ли вам нужно то, что вызвало приступ зависти? Подумайте, соизмеримы ли ваши желания с истинными потребностями?
6. Повысьте свою самооценку. Женщины и даже девчонки часто любят сплетни. Сплетни могут доставлять редкостное удовольствие. Потому что именно в этих разговорах мы отводим душу. Это один из инструментов повышения самооценки. Стоит только раздать оплеухи всем своим конкуренткам – и на душе становится легче. Сплетни могут залечить больное самолюбие.
Обратная сторона зависти
1.Зависть не всегда бывает разрушительной.
2.Благодаря зависти можно добиться больших успехов.
3. Если мысли и рассуждения ничуть не утешают вас и не успокаивают вашу зависть, попробуйте подойти к решению проблемы с другой стороны. Проанализируйте чужие успехи и поймите, что помогло человеку добиться таких результатов. Воля? Усердие? Может, стоит перенять опыт?
4. Составьте план того, чего хотелось бы добиться в ближайшие пять лет, и двигайтесь к цели планомерно.
Может, стоит сосредоточиться на получении образования? А может, вообще стоит начать жизнь сначала (хотя бы с понедельника начать делать гимнастику)?
Зависть – это одно из неприятных чувств человека, которое вызывается раздражением и неудовольствием успехами и благополучием других людей. Зависть всегда считали грехом, одной из причин нервных заболеваний, чувством, разрушающим человека. Один лишь французский литератор Антуан де Ламотт дал более-менее оптимистическое определение зависти: «Зависть – невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству».
Зависть –это сравнение
Несмотря на то что некоторые люди утверждают, что они не завистливы, это неправда. Завидуют все. Потому что зависть – это прежде всего постоянное сравнение себя с другим человеком. И если в результате этого сравнения вы находите, что у вас что-то хуже, чем у другого человека, то вы чувствуете себя очень некомфортно, у вас портится настроение.
Чем незначительнее социальная дистанция между завистником и объектом зависти, тем ярче и острее проявляется зависть. Слишком большое различие в статусе, возрасте, достижениях редко вызывает бурные чувства. Мы с большей вероятностью будем завидовать подруге, купившей новый мобильный телефон, нежели олигарху, приобретшему целую футбольную команду.
Черная зависть, белая зависть
Принято считать, что существует два вида зависти – белая и черная. Это не совсем так. Белой зависти просто не существует, это скорее всего искреннее восхищение кем-то, радость за успехи другого. Но как только появляются нотки сравнения, чувство досады, неприятные ощущения, желание обладать этим же – вот это уже зависть.
Зависть – это конкуренция
Зависть всегда есть там, где вы конкурируете за что-то с другими людьми.
Как возникает зависть. Причины зависти
Причины зависти просты — неудовлетворенная потребность в чем-либо: в любви, популярности, деньгах, роскошной жизни, внешнем виде.
V.Притча о чувствах.
Говорят, что однажды собрались в одном уголке земли вместе все человеческие чувства и качества.
Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: «А давайте играть в прятки!?» ИНТРИГА приподняла бровь: «Прятки? Что это за игра??» И СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, оно, водит -закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее. ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ, вот только АПАТИЯ, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре. ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что, в конце концов ее всегда находят. ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (ее ничего кроме себя самой не волновало). А ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать.
- Раз, два, три…- начало счет СУМАСШЕСТВИЕ. Первой спряталась ЛЕНЬ, она укрылась за ближайшим камнем на дороге, ВЕРА поднялась на небеса, а ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого высокого дерева. БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое оно находило, казалось идеальным для его друзей: Кристально чистое озеро — для КРАСОТЫ. Расщелина дерева — так, это для СТРАХА. Крыло бабочки — для СЛАДОСТРАСТИЯ. Дуновение ветерка — ведь это для СВОБОДЫ! И оно замаскировалось в лучике солнца. ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко. ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге), а СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана. ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню, где она спряталась, да это и не важно. Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но все уже было занято. Но вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его цветов.
- Миллион, — сосчитало СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать. Первой оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ. Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ оно узнало по тому, как дрожит вулкан. Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ЗАВИСТЬ и догадалось, где прячется ТРИУМФ.
ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался, оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя. В поисках СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ. СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться. Итак, все были найдены: ТАЛАНТ — в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ — в темной пещере, ЛОЖЬ — в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана). Вот только ЛЮБОВЬ найти не могли…
СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, оно решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик. Острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза. СУМАСШЕСТВИЕ не знало, что и делать, принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать ее поводырем. И вот с тех пор, когда впервые на земле играли в прятки, ЛЮБОВЬ слепа и СУМАСШЕСТВИЕ водит ее за руку…А зависть? …А Зависть всегда за Триумфом…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа «Семья и семейные ценности» (для обучающихся 5-6 классов)
Цели: воспитывать любовь и уважение к семье как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа; формировать духовные и нравственные качества личности....
Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Безопасный маршрут движения от дома до школы и обратно" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса
Классный час разработан для обучающихся 5 класса с целью определения правил безопасного движения по пути в школу и обратно. В разработке обращено внимание на правила поведения на дорогах с односторонн...
Конспект классного часа "Символы России и города Зеленограда" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 7-9 классов
Материал разработан для обучающихся 7-9 классов с легкой степенью умственной отсталости. Основная цель - познакомить обучающихся с государственными символами (гимн, флаг, герб) и символами родного гор...
Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Правила поведения пешеходов" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5-6 класса
Материал разработан для целевой прогулки учащихся с умственной отсталостью. В разработке определяются основные правила поведения пешеходов при движении по тротуару, при переходе улиц и дорог города по...
Конспект классного часа для обучающихся 6 кл. "Навыки общения"
О важности и роли общения в социализации личности....
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Разработка классного часа по профессиональной ориентации «В мире профессий». Занятие проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчест...
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....