Программа по воспитательной работе с классом "Мы - одна семья"
рабочая программа
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vospitatelnoy_rabote_my_odna_semya.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по воспитательной работе
«Мы –одна семья»
Пояснительная записка
У ребенка свое особое умение видеть,
думать и чувствовать; нет ничего глупее,
чем пытаться подменить
у них это умение нашим. (Ж.-Ж. Руссо)
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Программа воспитательной работы состоит из «4 ступеньки роста» в начальной школе, которая поможет организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель: путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко - культурных традиций и особенностей края.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является гражданско – патриотическое и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности. Но, прежде всего, ориентиром в планировании воспитательной деятельности с учащимися, является образ выпускника начальной школы.
Образ выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы:
- имеет широкий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;
- способен к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;
- наделён чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
- умеет замечать и приумножать красивое в искусстве, природе;
- следит за своей внешностью, занимается физическими упражнениями.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
- Духовно-нравственное;
- Спортивно-оздоровительное;
- Общеинтеллектуальное;
- Социальное;
- Общекультурное.
В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения классных часов, внеклассных мероприятий.
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Обще-интеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности:
- познавательная
- интеллектуальная
- эстетическая
- физическая
- спортивная
- духовная
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие:
- классные часы,
- экскурсии,
- ролевые игры,
- конкурсы,
- походы,
- родительские собрания,
- индивидуальные консультации с детьми и родителями,
- тематические классные собрания,
- психологические тренинги,
- дискуссии и т.д.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«4 СТУПЕНЬКИ РОСТА»
Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на каждом этапе и определяется содержание воспитательной работы.
Основные задачи воспитательной деятельности на
1 класс:
- Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям.
- Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности, развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.
- Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
- Создать условия для развития нравственных качеств личности.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Основные задачи воспитательной деятельности на
2 класс:
- Работать над активизацией познавательных процессов, повышением учебной мотивации.
- Продолжать работу над формированием ученического коллектива.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.
- Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.
Основные задачи воспитательной деятельности на
3 класс:
- Работать над формированием сплочённого классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.
- Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
- Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
- Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
Основные задачи воспитательной деятельности на
4 класс:
- Продолжить работать над формированием сплочённого классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.
- Использовать различные формы работы патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников;
- Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физминуток и индивидуальные беседы с детьми о здоровье;
- Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
- Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
- Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.
В программу также включена работа с загонными представителями.
Работа с родителями
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей ;
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье
Мероприятия по реализации данного направления
- Изучение семей (семейных ситуаций, взаимоотношений между родителями и детьми) с использованием различных методов психолого-педагогической диагностики с целью просвещения родителей и коррекционной работы с семьёй.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: к организации проведения и участию во внеклассных мероприятиях, конкурсах, проектах; к оформлению и ремонту классного кабинета; к укреплению материально-технической базы школы и класса.
- Регулярное общение с родителями в школе, вне школы, в домашней обстановке; организация посещения уроков родителями по приглашению учителя, по собственному желанию (Дни открытых дверей).
- Вовлечение семей учащихся в управление учебно-воспитательным процессом в школе: участие родителей в работе родительского комитета, в совете содействия семье и школе.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей, способствующее развитию их воспитательных умений, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.
Тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей по проблемам в воспитании ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие – праздник "Моя семья – моя радость". (Году семьи посвящается)
Цели:развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;ф...
Конкурсно-игровая программа "Экипаж - одна семья"
Конкурсно-игровая программа «Экипаж – одна семья» отражает морскую тематику, предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Длительность программы 45-50 мин. Это мероприятие помога...
Мы - одна школа, мы - одна семья
Методические рекомендации для классного руководителя по проведению внеклассного мероприятия по сплочению классного коллектива...
«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»
Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...
Программа по воспитательной работе с родителями "Семья и школа. Шаги навстречу друг другу"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это мо...
Конкурсно-игровая программа"Мы-одна семья"
Это игровая программа для знакомства и сплочения детей в начале учебного года.Мероприятие для детей младшего школьного возраста в ГПД,в санатории,в лагере....