Снятие блокады Ленинграда.
классный час (9 класс) на тему

Прозорова Надежда Николаевна

Урок мужества 

Данный материал для проведения классного часа формирует у учащихся  прочные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах; рассказывает о трагических днях жителей-блокадников Ленинграда;  способствует нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva_snyatie_blokady_leningrada-.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества  «Снятие блокады Ленинграда».

Цели: 1.Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941/45 г. ее защитниках и подвигах. 2.Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся. 3. Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Учитель: Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа.

Война, война, пришла проклятая!  

Сынов ты лучших забрала

И сколько горя, слёз, отчаянья

Стране, народу принесла.

Ведущий: Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих  900 дней. 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.

Июнь! Клонился к вечеру закат.    

И белой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м в мае.

И песня над рекой  лилась Невой,

Мы шли навстречу утру и смеялись,

Не знали мы ещё тогда с тобой.

Что с детством мы и с юностью прощались.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.  Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба  «О будущности Ленинграда»  от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость.  Ребята вместе со взрослыми  дежурили на чердаках и крышах, они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары.  Их называли часовыми ленинградских крыш.

8 сентября 1941 года  Ленинград оказался полностью блокирован  с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы.

Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе  было совсем мало. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"   "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"                 "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"              "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"                             "Умерли все”                           "Осталась одна Таня"

Этот дневник на процессе Нюрнбергском    

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, фашизм проклиная,

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

«Вновь не должно это всё повториться».

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она  умерла в возрасте 14 лет.

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Девочка руки протянула,                      
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое.

Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность  страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. Народ назвал её «дорогой жизни».

А было так  на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

1 500 000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год  27 января 1944 года. 

В честь выигранного сражения  над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Гремит салют.                                      
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Мы чашу горя выпили до дна.                    
Но враг не взял нас никаким измором      

И жизнью смерть была побеждена            
И победили человек и город!                      
Год сорок второй…                                      

Полгорода лежит в земле сырой                
Неугасима память поколений                    

И память тех, кого так свято чтим,            
Давайте, люди, встанем на мгновенье        
И в скорби постоим и помолчим.              

Минута молчания. Звучит метроном.

Учитель: Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы.

Их было – тысячи, а выжили – единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.

Они – Победители, которые и через столетия останутся ярким символом несгибаемого мужества и стойкости. Мы- юное поколение россиян- обязаны знать и чтить память героев-ленинградцев!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...