План воспитательной работы класса
материал (8 класс) на тему

Шлома Екатерина Викторовна

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Я расту» для 5 – 9 классов составлена на основе концепции модернизации российского образования на период до 2021 года, ФГОС СОО второго поколения, программы   развития универсальных учебных действий для среднего общего образования; программы оценивания достижений планируемых результатов образования, позволяющей оценивать уровень освоения учащимися предметных, метапредметных и личностных компетенций. Данная программа не противоречит программе воспитания МБОУ СОШ №9 для основной школы и реализует заложенные в ней цели и задачи. 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. 

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospit.raboty.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

классных руководителей

«___»___________20__г.

Руководитель ШМО

классных руководителей

_____________________

Согласовано

«___»___________20__г.

Заместитель директора по ВР

_______________________

План

воспитательной работы

классного руководителя 7 «А» класса

МБОУ средней общеобразовательной

школы №9

на 2017-2018 учебный год

Классный руководитель: Шлома Е.В.

г.Татарск

Тема школы:

    «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях внедрения модели системы управления качеством образования».

Воспитательная система:

«Воспитание социально компетентной личности на основе коллективных и индивидуальных форм работы в условиях социально-гуманитарного пространства».

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Я расту» для 5 – 9 классов составлена на основе концепции модернизации российского образования на период до 2021 года, ФГОС СОО второго поколения, программы   развития универсальных учебных действий для среднего общего образования; программы оценивания достижений планируемых результатов образования, позволяющей оценивать уровень освоения учащимися предметных, метапредметных и личностных компетенций. Данная программа не противоречит программе воспитания МБОУ СОШ №9 для основной школы и реализует заложенные в ней цели и задачи.  

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа воспитания «Я расту» для 5 – 9 классов основана на принципах:

приоритета общечеловеческих нравственных ценностей; природосообразности; успешности; свободы выбора; сотворчества; коллективно-творческого дела. 

На  основе данных принципов  можно выделить 5 основных направлений воспитательной работы:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы

Цель: воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, обладающего общечеловеческими и национальными ценностями.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

   В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Поэтому направление спортивно-оздоровительное  школьников занимает ведущее место в реализации программы «Я расту». Реализации цели и задач воспитательной системы класса  в этом направлении также будет способствовать работа по теме самообразования классного руководителя: Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу  жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Сроки реализации программы

5 лет, с 2015 – 2020 учебный год.

- 5 класс – 2015 – 2016 учебный год.

- 6 класс – 2016 – 2017учебный год.

- 7 класс – 2017– 2018 учебный год.

- 8 класс – 2018 – 2019 учебный год.

- 9 класс – 2019 – 2020 учебный год.

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Сформируется сплочённый ученический коллектив с развитым чувством товарищества и взаимопомощи.
  2. Учащиеся, овладеют навыками организаторской работы.
  3. Учащиеся овладеют навыками публичных выступлений.
  4. Сформируется коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.
  5. Появятся учащиеся, осознающие свои права и обязанности.
  6. Сформируется коллектив, который будет не только участвовать в школьных мероприятиях, но и станет принимать активное участие в организации жизнедеятельности школы.
  7. Школьники, осознают свою гражданскую позицию.

  Это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) САМОопределения путём САМОразвития и САМОреализации.

Этапы реализации программы «Я расту»

 Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:

2015 – 2016гг.

2016 – 2017гг.

2017 – 2018гг.

       2018-2019гг.

2019 – 2020гг.

Коллективный уровень

- Помочь учащимся адаптироваться  к новым условиям обучения в пятом классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями-предметниками;

-Через организацию КТД, через деятельность классного актива и секторов ученического самоуправления     создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы;

- Помочь создать «Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание;

Показать значение коллектива для формирования гражданина и обновления России.

- Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

- Через организацию КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса;

- Сформировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития;

- Пополнение «Портфолио класса»;

- Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности.

- Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;

- Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности;

- Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону.

- Продолжать развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

- Пополнение «Портфолио класса»;

- Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности.

- Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;

- Пополнение «Портфолио класса»;

- Показать роль школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности.

       Групповой уровень

- Организовать деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий;

- Помочь ученическому самоуправлению в освоении КОД (коллективная организаторская деятельность) и КТД, в распределении творческих поручений (ЧТП), дать ребятам алгоритм выполнения поручений;Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор;

- Ввести традицию сборов секторов ученического самоуправления;

- Пополнять «Портфолио класса».

- Организовать деятельность ученического самоуправления;

- Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

- Развивать умение ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД и КОД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

- Развивать умение работать в команде, коллективно решать поставленные задачи;

-Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора;

- Продолжить традиции сборов секторов ученического самоуправления.

- Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности;

- Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

- Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи.

- Организовать деятельность ученического самоуправления;

-- Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

- Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи.

- Организовать деятельность ученического самоуправления;

-- Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

- Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи;

- Пополнять «Портфолио класса».

Индивидуальный уровень

- Учить умению рационально организовывать учебный труд;

- Через участие каждого пятиклассника в КТД, КОД, ЧТП учить школьников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре, в индивидуальных беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов;

- Обратить внимание на ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении;                       - Помочь школьнику создать свой «Портфолио», научить работать с ним.

- Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;

- Разъяснить важность для каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

- Развивать у каждого культуру общения;

- Помочь каждому  в  заполнении своего «Портфолио».

- Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;

- Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;

- Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников.

- Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;

- Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;

- Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;

- Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников.

- Активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;

- Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»;

- Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;

- Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников.

- Помочь каждому  в  заполнении своего «Портфолио».

Содержание программы по направлениям

-духовно-нравственное:

1. Страна граждан (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Цель: воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширения представления детей о родном селе, о героях ВОВ, о работниках тыла, воспитание таких качеств личности как чуткость, доброта, милосердие. 

Формы:

  1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
  2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
  3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
  4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
  5. Организация и проведение экскурсий по городу Татарску;
  6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.

2. Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственных чувств и этического сознания).

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Цель: формирование у школьников представления о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважение к правам и свободам человека, приобщение к системе культурных ценностей. Развитие таких качества личности, как  толерантность, целеустремленность, самостоятельность, компетентность, ответственность, честность, справедливость.

Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
  3. Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
  4. Формирование традиций класса.
  5. Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
  6. Организация и проведение семейных праздников.
  7. Организация взаимного творчества детей и родителей.  

- социальное:

  1. Воспитание социальной ответственности и компетентности.

Ценности:

Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее страны

Цель: воспитание основ правовой грамотности, гражданской ответственности.

 Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Формирование и развитие классных традиций.
  3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
  4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
  5. Организация и проведение классных праздников.
  6. Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
  1. Труд для себя и для других (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни).

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Цель:  формирование у школьников трудолюбия, навыков самообслуживания, потребности в образовании, обогащение представлений детей об окружающей действительности, развитие творческих способностей, навыков проектной и исследовательской деятельности. Воспитание потребности трудиться.

Формы:

  1. Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых

десантов.

  1. Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
  2. Организация и проведение семейных вечеров.
  3. Организация и проведение походов, поездок;
  4. Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
  5. Организация и проведение трудовой практики. 

- спортивно-оздоровительное:

1. Здоровье тела и духа (формирование культуры здорового и безопасного образа жизни).

Ценности: здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное), здоровье личное, близких и всех людей, здоровье человека, общества и природы,  здоровый образ жизни

Цель: создание условий для  сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья учащихся, для  формирования устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.

Формы:

  1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
  2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний

лекций.

  1. Организация и проведение походов, поездок.
  2. Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
  3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.

 

-интеллектуальное:

1. профессия – ученик. (Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности).

Ценности: Интерес к учёбе, стремление к саморазвитию, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях как в лично значимых делах.

Цель: Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности учащихся.

Формы:

  1. Участие учащихся класса в работе кружков общеинтеллектуальной направленности
  2. Участие в  викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных.

2. Красота спасёт мир (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Цель: формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности.

Формы.

  1. Воспитание потребности видеть прекрасное.
  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.
  3. Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
  4. Стараться участвовать во всех творческих конкурсах.
  5. Организация и проведение семейных вечеров.
  6. Сбор материалов и выпуск классных  газет.
  7. Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
  8. Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
  9. Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
  10. Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
  11. Организация и проведение выставок работ школьников.
  12. Организация и проведение встреч с интересными людьми.

Условия реализации программы

Реализация целей и задач программы «Я расту» обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на неё ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.

Для реализации программы требуется:

  • Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
  • Привлечение к реализации программы школьного  психолога.
  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
  • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
  • Конверт достижений «Я расту».

План реализации программы на 2017 – 2018гг.

Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:

  • Образовательной программы школы;
  • Устава школы;
  • Воспитательной работы  школы;
  • Плана-сетки проведения мероприятий.

Индивидуальная работа с учащимися

 

1. Работа с одаренными детьми: 

  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • организация участия детей в школьных олимпиадах;
  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
  • организация индивидуальной творческой деятельности;
  • создание условий для самовыражения;
  • включение в общешкольное воспитательное пространство.

 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении: 

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом;
  • наблюдение и особое внимание, коррекция;
  • организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.

4. Работа с детьми с девиантным поведением:

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом;
  • контроль социального педагога;
  • контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
  • вовлечение в творческую деятельность;
  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • наблюдение и коррекция поведения.

Профилактическая работа

  1. Работа с родителями.

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Родители нашего класса  причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.

Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как классного  руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

  1. Изучение условий семейного воспитания:
  • посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
  • особенности семейного воспитания;
  • беседы, анкетирование родителей;
  • сочинения учащихся о семье;
  • конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
  1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
  • родительские собрания;
  • информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
  • приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
  • регулярная проверка дневников.
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Взаимодействие с родительским комитетом:
  3. помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
  • помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
  • с учреждениями дополнительного  образования.
  1. Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

  1. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
  • родительские собрания;
  • заседания родительского комитета;
  • четкие и лаконичные записи в дневниках;
  • записки, извещения.
  1. Работа с педагогами, работающими в классе:
  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений педагогов;
  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

  • проведение малых педагогических советов;
  • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
  • привлечение учителей к участию в родительских  собраниях класса.

Критерии оценивания

 В оценивании результатов реализации программы классному руководителю большую помощь оказывает контроль.

 Когда учитель организует работу в коллективе, дети оценивают его по ряду критериев: интересно/неинтересно; понятно/непонятно объясняет, что и зачем делать; добрый/злой и т.д. И только в ситуации контроля классный руководитель выведен из-под оценки детей: здесь подвергаются оценке только они.

     

Что же именно можно и нужно замерять (оценивать)?

Вид контроля

Критерии (что замерять)

Контроль результатов воспитания

Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи).

Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства).

Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи).

Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть).

Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах).

Сила воли (способность преодолевать трудности).

Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность)

Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них).

Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность).

Контроль результатов обучения

Преобладающая учебная мотивация.

Ребёнок учится, чтобы:

а) Угодить старшим;

б) Избежать наказания;

в) получить поощрение;

г) по инерции, из послушания;

д) из любознательности;

е) ради самоутверждения;

ж) ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития.

Развитие воображения

Развитие памяти

Развитие речи (устной/письменной)

Умения, навыки по предмету

Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения).

Контроль качества человеческих отношений

Тип отношений:

а) враждебно-отчуждённые;

б) отчуждённые, безразличные;

в) конкурентно-эгоистические;

г) доброжелательно- отчуждённые;

д) деловое сотрудничество;

     е) дружба, интерес друг к другу,    взаимопомощь.

Контроль отношения к школе

Преобладающее отношение:

а) враждебное; б) безразличное; г) прагматично-деловое; д) интерес; е) тёплое;                                        ж) любовь и уважение.

Контроль результатов работы органов самоуправления

Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением).

Секторы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в секторе; живут ли жизнью школы; пользуются ли уважением).

                                                         

Мониторинг воспитательной деятельности

    Результаты воспитания проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей.    Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся. Мониторинг осуществляется классным руководителем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла,  низкий уровень – 1/0балл.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

Общественная активность

С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность.

Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность.

Не проявляет активности, но поручения выполняет.

Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем.

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/.

Трудолюбие

Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо.

Редко охотно берётся за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Инициативность

Выступает зачинателем многих дел.

Часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность

Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану.

В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет.

Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени.

НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Уверенность в себе

Все задания, поручения выполняет без помощи других.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам.

Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

Самокритичность

Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя.

В большинстве случаев правильно реагирует на критику.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления.

Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается.

Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка.

Никогда не стремится в чём-либо быть первым.

Самоконтроль

Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно.

Коллективизм

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь.

Склонен проявлять заботу о людях, если это  не мешает его личным планам и делам.

Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

        Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным,  на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:

I этап – 11 – 12 лет. Наряду  с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).

II этап – 13 – 14 лет.  Дальнейшее совершенствование этих качеств.

III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.

Возрастные категории

учащихся

Воспитательный

Образовательный

Практический

Младший возраст

Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным

Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно

Конверт достижений «Я расту» в коллективе

Средний возраст

Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.

Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы

Конверт достижений «Я расту» в коллективе

Старший возраст

Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей

Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

Конверт достижений «Я расту» в коллективе

   На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.

     По мере реализации данная  программа   корректируется.

   Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

    Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:

  1. воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
  2. образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
  3. практический результат –  то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2011.
  2. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности, М., «Вербум», 20012.
  3. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
  4. Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 2009.
  5. Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 2008.
  6. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 2011.
  7. Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 2012.
  8. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2009.
  9. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 2010.
  10. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2010.
  11. Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 2012.
  12. Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 2011.
  13. Педагогика Орленка в терминах и понятиях. Собеседник, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы класса

План воспитательной работы 6 класса на 1 полугодие...

Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год"

Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год, составила Т.А. Корчагина заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ№4 г. Дзержинска Нижегородской обла...

План воспитательной работы класса 2014

План воспитательной работы класса...

План воспитательной работы класса 9а на 2015-2016 учебный год

Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество.К.Д. Ушинский...

План воспитательной работы класса 5в на 2016-2017 учебный год

План воспитательной работы класса 5в на 2016-2017 учебный год...

План воспитательной работы класса

План воспитательной работы класса, включающий следующие направления: "лидер", "культура здоровья", "Отечество", "экология", "свой голос"....