Урок мужества "Детство для подвигов"
методическая разработка на тему
Урок проводится на базе школьной музейной комнаты, Урок представлен в гуманитарном направлении и разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки.
Урок посвящен истории Великой Отечественной войны и положению детей в ходе нее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo-dlya_podvigov.docx | 35.45 КБ |
detstvo_-_dlya_podvigov_.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Детство – для подвигов»
Ведищева Нина Николаевна учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
к уроку Мужества
в 5 классе по теме «Детство – для подвигов»
Урок проводится на базе школьной музейной комнаты, Урок представлен в гуманитарном направлении и разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки.
Урок посвящен истории Великой Отечественной войны и положению детей в ходе нее. Для активного участия в подготовке и проведении урока удалось привлечь учащихся, которые показали, что неплохо владеют выразительной речью и приемами рассказа. Во время проведения урока микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный.
Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают задачи самостоятельного поиска знаний, развитие логического мышления, речи, нацелены на то, чтобы обобщить, систематизировать материал по теме «Великая Отечественная война», совершенствовать практические навыки, повторить ранее изученные.
Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного обсуждения вопросов, индивидуальной и коллективной работы.
По типу: урок комбинированный, т. к. четко выделяются несколько его частей: повторение ранее изученного материала и знакомство с новым, закрепление материала и выставление оценок.
На уроке дети еще раз вспомнили историческое событие – Великую Отечественную войну, определили ее хронологические рамки, познакомились с юными героями войны, выполнили задание на закрепление и высказали свое отношение к теме урока.
При проведении урока использовались музейные экспонаты, плакаты, изображения по теме и музыкальный проигрыватель,
«Детство – для подвигов»
Цели урока:
1. Донести до сознания учащихся значение предстоящего праздника — 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
2.Показать на примерах то, как дети ценой своей жизни приближали долгожданный День Победы
3.Подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми.
Задачи урока:
1.Расширить и углубить знания детей о Великой Отечественной войне
2.Охарактеризовать роль тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта.
3. Вызвать у детей интерес к дальнейшему изучению истории Великой Отечественной войны и вклад каждой семьи в ее приближение.
Оборудование урока: атрибуты войны (каска, фляжка, военная форма, , плакаты с надписями и фотографиями, музыкальное сопровождение, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Форма проведения урока: урок Мужества.
Ход занятия
Звучит песня и клип «И все о той весне…»
Эпиграф к уроку: Была земля и жесткой и метельной. Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
В.А. Гадаев
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вспоминаем одно из самых трагичных событий в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Наше занятие проходит в музейной комнате, именно здесь мы можем окунуться в то далекое и страшное время, в которое жили наши деды и прадеды.
Итак, ребята, начнем. Утро 22 июня 1941 года началось не тихой зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Танки и самолёты с фашистской свастикой начали бомбить наши города и сёла. Так, без объявления войны, гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная Война.
Вопрос классу: Ребята, сколько дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война? Ответы детей.
Вопрос классу: Ребята, был ли готов Советский Союз к войне? Ответы детей.
Вопрос классу: Ребята, как вы думаете, мог ли победить Советский Союз, опираясь на помощь только военных? Ответы детей.
Вопрос классу: Тогда кто еще внес неоценимый вклад в достижении Великой Победы? Ответы детей.
Слово учителя: Правильно, ребята, защищать Отечество поднялись все. Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так называют сегодняшних 70–80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом, наш сегодняшний необычный урок—час мужества. Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание (Слайд №1)
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о том вкладе, который привнесли дети в исход Великой Отечественной войны. Тема нашего урока – «детство – для подвигов».
Вопрос классу: Ребята, скажите, какую работу могли выполнять дети вашего возраста в годы войны? Ответы детей.
Слово учителя: Ребята, дети быстро взрослели во время войны. Они наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Дети работали на заводах и фабриках, вставали за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Они знали, что своей работой помогают отцам на фронте. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Запалы к гранатам, дымовые шашки, сигнальные ракеты изготавливали на заводах. Школьницы вязали теплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты – красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак для курева. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях. Помогали школьники почтальонам.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу с взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Ученики по очереди выходят и рассказывают о подвигах пионеров – героев. В музее представлена экспозиция с портретами пионеров-героев, на которую ориентируются дети. Ученики выходят в пионерских пилотках и красных галстуках.
Слово учителя: Итак, слово предоставляетсяучащимся, которые расскажут о подвигах детей в годы войны() (Слайд №2)
Ученик: Шла война. Над поселком, где жил Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, пионер с горячим сердцем юного ленинца. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях вечна!
Слово учителя: Ученик2(выходит с портретом Марата) (Слайд №3)
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Слово учителяученик3
(выходит с портретом Лени) (Слайд №4)
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг,мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Слово учителя: ученик4 завершит рассказ о пионерах – героях подвигом Зины Портновой (выходит с портретом Зины) (Слайд №5)
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза. (Слайд №6)
Слово учителя: Эти дети и многие-многие другие любили свою Родину, были настоящими героями-патриотами. И сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины.
А теперь, ребята, мы проведем викторину о пионерах – героях. Я буду задавать вам вопросы о фактах из жизни детей, а вы должны решить о ком идет речь.
Вопросы:
- Граната, брошенная этим мальчиком, подбила фашистскую машину. (Леня Голиков)
- Зимой 1941 года он был награжден орденом Красного Знамени за проявленную доблесть и отвагу (Саша Бородулин).
- Как звали партизанку, которая при допросах не выдала свои войска и в упор выстрелила в немецкого офицера (Зина Портнова)
- Он сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя (Марат Казей)
- В городе Минске поставлен памятник этому юному герою (Марат Казей)
Слово учителя: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. А теперь Данилова Полина расскажет нам стихотворение о девочке, которая в годы войны осталась лишь со своим любимым плюшевым мишкой (девочка, сидя на стуле, прижимает к груди плюшевого мишку)
Ой, Мишка, как же страшно мне!
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!.. Л. Тасси
Слово учителя: А теперь мы с вами прослушаем рассказ вашей одноклассницы Мелешко Лены о том, каким было детство ее бабушки в годы Великой Отечественной войны. (Ученица выходит с рассказом)
Слово учителя: Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ Лены? Ответы детей.
Как вы думаете, бабушка Лены забыла свое детство? Ответы детей.
Скажите пожалуйста, можем ли мы утверждать, что дети наравне со взрослыми
обеспечили нам победу в Великой Отечественной войне? Ответы детей.
Слово учителя: Итак ребята, обобщим наш сегодняшний урок. Что нового вы узнали на нашем уроке? Какие чувства вызвала у вас тема нашего урока? Что, услышанное на уроке, пригодится вам в жизни? Ответы детей.
Вывод урока: Наше поколение никогда не знало голода, ужасов концлагерей и жестокости войны… Но мы говорим об этом и будем говорить, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.
Мы будем говорить об этом для того, чтобы сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной!
Слово учителя: Дома, ребята, вы должны подготовить небольшой рассказ и высказать свое мнение на тему: «Детство – для подвигов?»
Слово учителя: Каждый, кто сегодня активно работал на уроке, получит положительную оценку.
Слово учителя: Ребята, заключительным этапом нашего урока, станет обзорная экскурсия по музею «Родина», где вы можете своими глазами увидеть оружие времен Великой Отечественной войны, форму и головные уборы участников войны, познакомиться с полководцами, которые обеспечили нам победу, увидеть личные вещи солдат, погибших на полях Великой Отечественной войны и многое другое. (дети встают и подходят к экскурсоводу)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Саша Бородулин
Марат Казей
Леня Голиков
Зина Портнова
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"
Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию...
Разработка урока истории"Ратный подвиг донских казаков"
Урок истории в 8 классе посвящен подвигу донских казаков в Отечественной войне...
Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе".
Классный час, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве....
Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"
Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....
Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"
Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....
Метапредметный урок по истории и информатике «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать ...