Викторина по сказкам К.И. Чуковского, посвященная юбилею писателя 135 лет.
классный час на тему
Цель: Показать детям всю мудрость и красоту удивительного мира сказок К. Чуковского.
Дидактическая цель: способствовать обобщению знаний детей о прочитанных сказках.
Задачи: Показать многократность таланта К.И. Чуковского- поэта- сказочника.
Материалы: Портрет К. Чуковского, выставка детских книг К. И. Чуковского, компьютер, презентация, иллюстрированный материал, кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00067740-13aedbce.docx | 203.77 КБ |
Предварительный просмотр:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Викторина по сказкам К.И. Чуковского, посвященная юбилею писателя 135 лет.
Цель: Показать детям всю мудрость и красоту удивительного мира сказок К. Чуковского.
Дидактическая цель: способствовать обобщению знаний детей о прочитанных сказках.
Задачи: Показать многократность таланта К.И. Чуковского- поэта- сказочника.
Материалы: Портрет К. Чуковского, выставка детских книг К. И. Чуковского, компьютер, презентация, иллюстрированный материал, кроссворд.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Предварительная работа: Чтение произведений К. Чуковского, просмотр мультфильмов.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие мы посвятим известному детскому писателю- сказочнику. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя- Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
И так приступим, сегодня мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились.
1. «Вспомни сказку».
1. "Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали. " (Путаница).
2. "Но не слушали газели
И по - прежнему галдели:
- Неужели в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели. " (Телефон).
3. "Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она. «(Федорино горе).
4. "А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит. " (Айболит).
5. "Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. " (Мойдодыр).
6. "А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала. " (Тараканище).
7. Он страшными глазами сверкает
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас» (Бармалей).
8. То побежит за петухом
И сядет на него верхом
То с лягушатами в саду
Весь день играет в чехарду (Бибигон).
9. Но медведю воевать не охота:
Ходит – ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревет,
Медвежат он из болота зовет. (Краденое солнце)
2. «Найди рифму и назови произведение, откуда взяты строчки»
• У тебя на шее Вакса,
У тебя под носом …. (клякса; "Мойдодыр")
• Пошла муха на базар
И купила …. (Самовар; "Муха - Цокотуха")
• И снова медведь: - О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон")
• Загляни-ка ты в кадушку
- И увидишь там - … (лягушку; "Федорино горе")
• Со слонами на ходу
Поиграли в (чехарду; "Бармалей")
• Море пламенем горит,
Выбежал из моря … (кит; "Путаница")
• Стыдно старому реветь
- Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")
• Но как черная железная нога
Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе")
• Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … (оса; "Мойдодыр")
Воспитатель: - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А это вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
3 тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Воспитатель: - Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
4. тур. «Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов, и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
- Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
- Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
- Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
- Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Воспитатель: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
5. «Найди связь»
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
Воспитатель: - Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
6. Дети разделились на 2 команды. Розданы листки с вопросами к викторине, где они должны дать правильные ответы. (Приложение 1.)
(Подведение итогов двух команд)
Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Ну, я вижу, что сказки вы читали, помните их названия.
Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями - возьмите книжки. И вы снова будете разгадывать загадки, хитрости "дедушки Корнея".
Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети
Сказки читать весёлые эти.
Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»
Рефлексия: в конце нашего занятия, прошу Вас высказать свое мнение:
- Сегодня я узнал…….
- Было интересно…….
- Было трудно…………
- Теперь я могу……….
- У меня получилось……….
- Меня удивило……………
- Мне захотелось………….
Приложение 1
Команда 1 Команда 2
I. Подчеркните настоящее имя Чуковского
А) Николай Корнейчуков
Б) Корней Чуковский
В) Николай Чуковский
II. «Вспомни сказку».
- Напишите, какими словами оканчивается строчка, напишите название сказки.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… Комара (Муха-Цокотуха)
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше…Ворону (Телефон) ______________________________________________________
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких Детей (Бармалей)
_____________________________________________________
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит (Айболит)
______________________________________________________________
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… Воробей (Тараканище)
_____________________________________________________________
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…Не могу (Федорено горе)
____________________________________________________________
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое Чудовище (Крокодил)
____________________________________________________________
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…Темно (Краденное Солнце)
______________________________________________________________
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…Захрюкали хрю-хрю (Путаница) _______________________________________________________________
III. Вопрос - ответ.
1.Как звали сыновей Крокодила? Тотоша и Кокоша._______________________________
2.Как звали сестру доктора Айболита? Варвара._______________________________
3. В этом стихотворении курочки закрякали, а кошечки захрюкали? «Путаница»_______________________________
4. Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? Медведь._______________________________
5.Какой цветок использовал Бибигон как парашют во время своего прыжка из вороньего гнезда на землю в сказке «Приключения Бибигона»? Лилия._______________________________
6. Как называется чудесное лекарственное средство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи? Мазь._______________________________
7.Кто победил в бою: Паук или Комар в сказке «Муха-Цокотуха»? Комар._________________________
8. Какого насекомого испугались все звери?
Таракана из сказки «Тараканище»_______________________________
9.Куда мыши посадили кошку в сказке «Путаница»? Мышеловка._______________________________
10. Как переводится со звериного языка слово «чичи» — кличка обезьяны в прозаической сказке «Доктор Айболит»? Молодчина._______________________________
11. Кто одной из первых пожалела Федору? Чашка._______________________________
12. Кто помог добраться доброму доктору Айболиту до Африки?
Волки, орлы, кит._______________________________
13. Кто проглотил морского ежа в сказке «Телефон»? _ Морж.______________________________
14. Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? _ Крокодил.______________________________
15.К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? _
К. Бармалею.______________________________
16. Кто в сказке «Телефон» объелись лягушками и попросили дать им лечебные капли? ____ Цапли.___________________________
17.Как переводится со звериного языка на русский сложное слово «гин-гин» в сказке «Айболит»? _________ Ау.______________________
18. Из чего тушили пылающее море два ерша в сказке «Путаница»? _______ Ковш.________________________
19. У Котауси были злые глазауси. А что еще? __ Зубауси, «Котауси и Mayси»._____________________________
20. Кого встречал в Таврическом саду мальчик-грязнуля? __ Крокодила с Тотошей и Кокошей._____________________________
21. Какое отчество у главной героини сказки «Федорино горе»? _________ Егоровна.______________________
IV. Чьи это слова? Напишите имя сказочного персонажа, которому принадлежат эти слова.
-«Где убийца, Где злодей? Не боюсь его когтей!» | Комар |
- «Кому велено чирикать- Не мурлыкайте!» | Заинька |
- «Я знаменитый капитан! Мне не страшен ураган!» | Бибигон |
- «Стыдно старому реветь- Ты не заяц, а Медведь. Ты поди-ка, косолапый, Крокодила исцарапай…» | Зайчиха |
- «Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю. Кушай, кушай, Федора Егоровна.» | Самовар |
V. Посчитай - ка!
Напишите, сколько и какие сказки К.И. Чуковского «живут» в этом стихотворении?
Я за свечку, | Всего сказок _____________________ Названия сказок: ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ ______________________________________________________________ |
VI. Напишите, из какой сказки иллюстрация?
VII. «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит | Вылечил зверей. |
Воробей | Съел таракана. |
Крокодил | Проглотил солнце. |
Комар | Спас Муху – Цокотуху. |
Федора | Помыла свою посуду. |
Медведь | Вернул солнце в небо. |
Лисички | Зажгли море. |
Бабочка | Потушила море. |
VIII. Подчеркни названия сказок, которые написал К.И.Чуковский.
«КОЛОБОК», «АЙБОЛИТ», «ВИННИ-ПУХ», «ДЮЙМОВОЧКА» , «КРОКОДИЛ»,
«ПРИКЛЮЧЕНИЕ БИБИГОНА».
IX.«Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ - | ЙБЛТ - |
ЦКТХ - | ТРКНЩ - |
МЙДДР - | КРКДЛ - |
ФДР - | КРКЛ - |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказке К.И.Чуковского "Айболит"
Презентация к итоговому уроку чтения в 4 классе 1 вида. Тема: сказка К.Чуковского "Айболит"....
Викторина по сказкам К. И. Чуковского.
К уроку по литературе. Викторина по сказкам К. Чуковского....
Викторина по сказка К.И. Чуковского (1 класс)
Презентация для 1 класса...
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
Закрепление пройденного материала по творчеству К.И Чуковского...
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
закрепление пройденного материала по творчеству К.И Чуковского...
Литературно-музыкальный вечер посвященный юбилею писателя
Жизнь и творчество писателя...
Открытый урок по дисциплине литература в 10 классе, посвященный юбилею писателя В.Г. Распутина: «Живем и помним»
Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы».С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а чере...