классный час "Вверх по лестнице или мои жизненные ценности"
классный час (7 класс) на тему
Классный час "Вверх по лестнице или мои жизненные ценности" посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности мматериально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности - цели, а ценности - средства. Классный час дает возможность организовать общение детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Применена методика Г.В.Резапкиной в опросе детей на тему "Иерархия жизненных ценностей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa_dlya_7_klassa_na_temu_moi_zhiznennye_tsennosti.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему
«Вверх по лестнице или
мои жизненные ценности»
2017-2018гг
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Сценарий классного часа дает учителю материал для организации общения детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Классный час не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.
Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Подготовительная работа: поручить 2 ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами.
Оборудование:
• бумажная фигурка мистера Икс, скотч;
• альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед классным часом.
Оформление:
• в левой части доски нарисовать мелом гору жизни с «Пиком счастья», лестницу с тремя перекладинами (деньги, власть и слава);
• в правой части доски записать: Нравственные ценности
• прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
• благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
• чуткость, способность сопереживать, милосердие;
• любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
Задания для групп
1. Преуспевающий человек - это тот, кто...
2. Неудачник - это человек, который...
3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...
4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...
5. Истинные ценности - это...
6. Мнимые ценности - это...
План классного часа
I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?».
II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».
III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».
IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».
V. Проект «Лестница к счастью».
VI. Словарная работа.
VII. Работа в группах «Допиши предложения».
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»
Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.
- А что такое счастье? Примерные ответы детей:
- Это когда все получается.
- Когда все живы и здоровы.
- Когда все есть, чего только ни пожелаешь.
- Когда сбываются мечты.
- Когда тебя все уважают.
- Когда ты известен, все тобой восхищаются.
- Когда занимаешься любимой работой. Классный руководитель. А как стать счастливым?
Примерные ответы детей:
- Выиграть в лотерею.
- Достать волшебную палочку.
- Иметь богатых родителей.
- Найти клад.
- Много работать, чтобы воплотить свою мечту.
II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»
Классный руководитель. Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь - лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».
Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.
Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.
Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.
Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.
III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»
Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.
Примерные ответы детей:
- Деньги.
Классный руководитель: это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.
-Власть.
Классный руководитель И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть - это тоже мнимая ценность.
-Слава.
Классный руководитель Слава - это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»
Классный руководитель. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька - это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?
Примерные ответы детей:
- Это истинные ценности. Они не изменят человеку.
- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.
- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.
- Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.
- Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят и он добьется успеха в жизни.
- Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души. Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.
V. Проект «Лестница к счастью»
Классный руководитель. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.
Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:
• ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
• ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
• ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
• христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
- Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?
- Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?
(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)
VI. Словарная работа
Классный руководитель. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).
Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля - и нашли такие значения указанных слов.
Ученик 2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Ученик 1. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.
Ученик 2. Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель - успех - счастье.
Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха в каком- либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.
VII. Работа в группах «Допиши предложения»
Классный руководитель. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.
На это задание вам дается 3 минуты.
Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы.
(Ученики первой группы высказываются. Затем учитель дает слово представителям других групп.)
- Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?
(Дети высказываются.)
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.
- Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
- Я строю храм! - гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:
- Разговор о ценностях был очень полезным.
- Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.
- Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.
- Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.
- Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.
Классный руководитель: И в заключении:
Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбою,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте - в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья - день счастливый.
И в конце тестирование по методике "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)
Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью - в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте "+1", если не соответствуют "-1", если сомневаетесь - поставьте "0".
- Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем
- Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом)
- Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму
- Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах
- Мне нравится высказывание "Здоровье это не всё, но без него всё - ничто"
- Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию
- Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей
- За большие деньги я возьмусь за любую работу
- Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями
- Мне нравится высказывание "Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое"
- Я планирую выбрать профессию, которая даст мне возможность заниматься творчеством
- Свободное время я пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, рисую, снимаю видео, играю в спектаклях, выступаю на концертах и т.д.
- Друзья и знакомые высоко оценивают мое творчество
- Я часто бываю на выставках, спектаклях и концертах
- Мне нравится высказывание "Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют"
- Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье
- Я всегда выполняю просьбы родных о помощи по хозяйству
- Я могу отложить любые дела ради моих родных и близких
- Для меня очень важна поддержка моих родителей
- Мне нравится высказывание "Самое главное для меня - жизнь и здоровье тех, кого я люблю"
- Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост
- Я занимаюсь общественной работой, потому что это поможет мне в достижении моих целей
- Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте
- Я готов (а) бороться со своими конкурентами за "место под солнцем"
- Мне нравится высказывание "Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням - нужно оказаться в лифте в подходящей компании"
- Я планирую выбрать работу, смысл которой - помощь людям
- Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи
- Я испытываю жалость к бомжам и нищим
- Я принимаю участие в благотворительных акциях (донорство, сбор средств на лечение, помощь сиротам и т.д.)
- Мне нравится высказывание "Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им"
- Я планирую выбрать профессию, которая принесет мне известность
- Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т.д.)
- Мне нравится быть в центре внимания
- Я с интересом читаю статьи и смотрю передачи о жизни знаменитостей
- Мне нравится высказывание "Стремление к славе похвально и полезно для общества, так как побуждает совершать благородные деяния"
- Я планирую выбрать профессию, которая не помешает мне иметь много свободного времени для отдыха и развлечений
- Я могу целыми днями гулять, общаться с друзьями в инете и реале, смотреть телевизор
- Если бы у меня было много денег, я бы вообще не работал (а)
- Мне нравятся развлекательные передачи
- Мне нравится высказывание "Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать"
1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 | 36 |
2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 | 37 |
3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 | 38 |
4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 | 39 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Обработка результатов. Сложите алгебраическую сумму в каждой из восьми колонок и запишите ее в нижних клетках рядом с римскими цифрами.
-5...-3 - отвергаемая ценность;
-2...0 - низкая значимость ценности;
1...3 - умеренно значимая ценность;
4...5 - значимая ценность.
Восемь римских цифр в нижних клетках соответствуют восьми жизненным ценностям: Здоровье (I), Материальная обеспеченность (II), Творчество (III), Семья (IV), Карьера (V), Служение (VI), Слава (VII), Отдых (VIII). Все эти жизненные ценности в разной степени значимы для каждого человека.
Цель методики - определить иерархию этих ценностей в вашей жизни.
Отметьте на данной системе координат цифровые значения каждой жизненной ценности точками и постройте график, соединив их линиями.
I. Здоровье
Хорошее здоровье - важный фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Здоровье как жизненная ценность особо значима для людей, имеющих серьезные заболевания, а также для мнительных людей.
II. Материальная обеспеченность
Любая работа предполагает вознаграждение, которое зависит от квалификации специалиста, опыта работы и профессиональных достижений. Диапазон заработной платы в разных сферах очень широк, поэтому люди, для которых зарплата - главный мотив труда, готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу.
III. Творчество
Творчество - одна из высших жизненных ценностей. Традиционно к творчеству относят все виды деятельности, связанные с искусством, хотя творчество может проявляться в любой сфере. Людьми, для которых эта жизненная ценность была самой главной, сделаны величайшие открытия и созданы выдающиеся произведения искусства.
IV. Семья
Семья - это не только бабушки, дедушки, родители, братья и сестра, другие родственники, но и члены будущей семьи, продолжатели вашего рода. Крепость семейных связей, забота друг о друге, способность ставить интересы близких людей выше своих собственных во многом определяют психологическое здоровье и благополучие человека.
V. Карьера
Карьера (итал. carriera - бег) - продвижение вверх по служебной лестнице, которое для многих означает успех в жизни. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Внутриорганизационная карьера связана с продвижением в организации. Повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста, который рискует подняться до уровня своей некомпетентности (принцип Питера).
VI. Служение
Служение наряду с творчеством является высшей жизненной ценностью, отличающей духовно зрелых людей. Служение проявляется в способности жертвовать своими интересами ради интересов других людей, даже незнакомых, проявлять милосердие и сострадание, не ожидая награды или благодарности. Служение возможно в любой деятельности - науке, искусстве, образовании.
VII. Слава
Потребность в славе свойственна неуверенным в себе людям, которым нужна постоянная поддержка в виде внимания со стороны окружающих. Хотя славу обычно связывают с людьми искусства, повышенная значимость этой жизненной ценности блокирует творческие способности, разрушает отношения с близкими людьми.
VIII. Отдых
Отдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: "Что для вас в жизни главное?", мы получим примерно одни и те же ответы:
- Здоровье
- Благополучие семьи и близких
- Материальная обеспеченность
- Хорошая работа
- Любовь
- Карьера
- Слава
Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?
Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
Благополучие семьи. Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.
Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.
Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной - ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.
Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми - то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта "главная ценность" связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?
Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей - и на это ты хочешь потратить свою жизнь?
Слава. Разоренные страны и два миллиона трупов - вот непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках - и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава - угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? "Что ты делал в жизни?" - "Я прыгал в длину". (Веллер М.И., Все о жизни).
Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности - главные в жизни?
Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для классного часа на тему "Здоровье - главная жизненная ценность"
Получен от природы дар - не мяч и не воздушный шар.Не глобус это, не арбуз- здоровье! Очень хрупкий груз!Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!...
Беседа на тему «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности»
Беседа посвящена проблеме выбора нравственных ценностей....
Презентация к классному часу в 7 классе на тему «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности».
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Затрагивается также проблема жизненных целей....
Классный час на тему: "Здоровье -главная жизненная ценность".
quot;Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам"...
Классный час "Вверх по лестнице или мои жизненные ценности"
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Сценарий классного часа дает материал для организации общения детей на тему истинных ...
Конспект классного часа для 7 класса на тему «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности»
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ц...
Классный час с элементами тренинга "Мои жизненные ценности"
Работа с ценностными ориентирами старшеклассников актуальна в организации работы педагога-психолога в школе. Она проводится с целью определение жизненных ценностей учащихся материальных и н...