Патриотическое воспитание школьников в условиях лицея-интерната. Из опыта работы.
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Одной из актуальных проблем современной России является проблема развития традиций патриотизма, которые вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности страны, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа. Патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных личностных качеств, поэтому идея патриотизма является тем стержнем, вокруг которого формируются высокие социально-значимые чувства, позиции,(идеалы), устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.С.Желтикова,

воспитатель,

ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат»

Патриотическое воспитание школьников в условиях лицея-интерната. Из опыта работы.

          Одной из актуальных проблем современной России является проблема развития традиций патриотизма, которые вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности страны, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа. Патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных личностных качеств, поэтому идея патриотизма является тем стержнем, вокруг которого формируются высокие социально-значимые чувства, позиции,(идеалы), устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Поэтому одним из главных направлений воспитательной работы в старших классах я выбрала гражданско-патриотическое воспитание.

 Для осуществления целей и задач данного направления использую такую эффективную технологию, как проектная деятельность. В течение текущего года классный коллектив 11а класса работал над исследовательским проектом «Аксельбанты – символ славы России». Цель проекта - разработать сценарий гражданско-патриотической акции "Аксельбанты – символ славы России" и реализовать его в ГБОУ РМЭ "Многопрофильный лицей-интернат". В ходе работы над проектом были поставлены следующие задачи: 1)провести социологические исследования необходимости выполнения проекта; 2)проанализировать теоретический материал по теме "Аксельбанты России"; 3) разработать классификацию видов аксельбантов на основе технологии их изготовления; 4)разработать сценарий гражданско-патриотической акции "Аксельбанты – символ славы России»; 5) реализовать разработанный сценарий в ГБОУ РМЭ "МЛИ"; 6)оценить эффективность реализации разработанного сценария в ГБОУ РМЭ "МЛИ". Содержание деятельности по осуществлению плана работы прошло в шесть этапов. На первом этапе были проведены встречи исполнителей и социальных партнеров проекта, представителей ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», в ходе которых решались актуальные вопросы. Выявлены особенности организации работы гражданско-патриотического воспитания в школе; проанализирована литература по истории военного обмундирования и снаряжения. Изучены и проанализированы различные виды и формы занятий по гражданско-патриотическому воспитанию в школе, разработана классификации видов аксельбантов на основе технологии их изготовления. Второй этап являлся диагностическим этапом исследования. С целью установления уровня гражданско-патриотической воспитанности у обучающихся лицея была проведена диагностика, которая показала, что только 59 % старшеклассников интересуются и восхищаются историей России, и лишь 82 % желают служить в армии. На основе социологических исследований сделаны выводы о необходимости разработки данного проекта.

На третьем этапе происходило формирование отряда активистов для разработки сценария, распределялись поручении инициативных группах для планирования, разработки и проведения намеченных мероприятий. Четвертый этап заключался в разработке сценария гражданско-патриотической акции «Аксельбанты - символ славы России», согласовании сценария с учителем истории ГБОУ РМЭ «МЛИ» Михайловой Л.Х. На пятом этапе происходила апробация сценария гражданско-патриотической акции «Аксельбанты - символ славы России» на базе ГБОУ РМЭ "МЛИ", в ходе которой обучающиеся познакомились с технологией изготовления аксельбантов, разновидностями декоративных узлов и кистей, что способствовало воспитанию  у детей активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России. На шестом этапе была проведена повторная диагностика уровня патриотизма с целью определения успешности разработанного сценария в воспитании гражданско-патриотических чувств у обучающихся ГБОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат».

 В ходе реализации проекта было охвачено 210 человека (108 обучающихся старшего школьного возраста, 76 родителей). В результате повторной оценки уровня патриотизма среди обучающихся лицея выполненная после проведённой акции и сопоставленная с оценкой до акции показала положительные изменения по всем  его составляющим («восхищение историей страны" с 59% до 63%, «уважение национальной культуры» с 79% до 89%, «проявление гражданского патриотизма» с 82% до 92%, «гордость малой Родиной» с 84% до 87%, «проявление толерантности» с 69% до 71%, «уважение семейных ценностей» с 53% до 55% среди всех участников проекта, что говорит об эффективности проведения акции «Аксельбанты – символ славы России». Оценка эффективности проекта осуществлялась консультантами проекта: учителем истории Михайловой Л.Х. и педагогом-психологом лицея Зайковой В.Г. 

Гражданско-патриотическая акция «Аксельбанты – символ славы России» проходила в форме творческих мастерских по следующему плану: 1)организационный момент; 2)литературно-музыкальный монтаж ;3) творческие мастерские: а) плетем аксельбанты; б) георгиевская  лента; в) плетем рисунки на фенечках; г) плетем декоративные кистей; д) сборка оружия ; е)солдатская каша; ж)фотостудия «Я – ПАТРИОТ  РОССИИ!»; 4) подведение итогов.

В исследовательском проекте были использованы такие методы исследования, как социологический опрос; теоретический и сравнительный анализы; систематизация и обработка данных, наблюдение и эксперимент. Они позволили получить следующие результаты: 1) социологическое исследование необходимости выполнения проекта показало, что большинство родителей обучающихся ГБОУ РМЭ «МЛИ» считают необходимым ведение гражданско-патриотического воспитания в школьных учреждениях, отмечая участившиеся случаи агрессивного и ненормативного поведения школьников по отношению к взрослым; 2) оценка уровня патриотизма среди обучающихся ГБОУ РМЭ «МЛИ» выявила невысокий уровень его исторической составляющей и составляющей семейных ценностей; 3) анализ теоретического материала по теме «Аксельбанты России» показал значимость разработки этой темы для воспитания по всем  составляющим уровня патриотизма; 4) определены следующие способы плетения аксельбантов: техника «Макраме»; крючком; на спицах; 5) разработан сценарий гражданско-патриотической акции «Аксельбанты – символ славы России» для формирования у школьников активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в истории и культуре России; 6) разработанный сценарий реализован в ГБОУ РМЭ «МЛИ»; 7) разработанный и опробованный в ГБОУ РМЭ «МЛИ» сценарий показал свою эффективность, о чём свидетельствует оценка уровня патриотизма среди обучающихся ГБОУ РМЭ «МЛИ», выполненная после проведённой акции и сопоставленная с оценкой до акции. Данный исследовательский проект способствует формированию у старшеклассников патриотических чувств как мотивов к деятельности, активной гражданской позиции, гражданского самоопределения, развития морально-психологический качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, уважение к истории страны, что соответствует целям и задачам государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Список источников:

Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования вРФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.

Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.

Бегунова А. И. От кольчуги до мундира / А.И. Бегунова. – М.: Просвещение, 1993. – 159 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять вп...

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)

Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...

Нравственное воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе ( из опыта работы)

" Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке, к отупляющей , одурманивающей, никому не нужной зубрежке.. Хочется, чтобы дети  были путешественниками, открывателями...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения на Колымской земле (из опыта работы)

В  статье представлено описание воспитательной работы учителя истории и классного руководителя. Обозначены цели модели воспитательной деятельности, задачи воспитания. Определены направления и фор...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....