Классный час на тему «Роскошь человеческого общения»
классный час на тему
Классный час на тему «Роскошь человеческого общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_-_roskosh_chelovecheskogo_obshcheniya.docx | 66.11 КБ |
obshchenie.pptx | 293.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Роскошь человеческого общения»
Цель: показать важность и значимость общения в жизни людей.
Задачи:
- воспитывать культуру общения;
- раскрыть личностную и социальную значимость общения;
- способствовать формированию у обучающихся потребности строить собственную жизнь и жизнедеятельность своего школьного коллектива на основе духовно-нравственных ценностей;
• развивать творческие и дискуссионные навыки.
Контингент: обучающиеся 8 класса
Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, диалог групп. Оборудование: проектор, экран, ноутбук, листочки, ручки, карточки.
Место классного часа в воспитательном учебном процессе: проведение классного часа на данную тему – одна из важных составляющих направления воспитательной работы.
Содержательный компонент классного часа
- Вступительная часть.
- Основное содержание:
- Понятие об общении и его значимость.
- Виды общения.
- Работа в группах:
3.1.Эксперимент.
3.2. Понимаете ли вы шутки?
Заключительная часть.
Предварительная подготовка:
Ход классного часа
Хочешь быть умным,
Научись разумно спрашивать,
Внимательно слушать,
Спокойно отвечать и переставать говорить,
Когда нечего больше сказать. И. Лафатер
I. Вступительная часть
Классный руководитель: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о таком важном качестве, как умение общаться, и попробуем определить необходимые качества человека, умеющего общаться. Тема нашего классного часа – «Роскошь человеческого общения».
II. Основное содержание
Классный руководитель: Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». А так ли уж важно в наше время уметь общаться? И что мы вкладываем в понятие «общение»?
Обратите внимание, что в ответах на вопросы анкеты уверенность в умении общаться сочетается с незнанием многих вещей. На первый вопрос анкеты Вопрос детям: («Умеете ли вы общаться?») утвердительно ответили почти 80%. Остальные 20% ответили не так уверенно («Думаю, что да» или «Не знаю»).
Если считать, что «умение общаться» означает «умение правильно общаться», а только так и надо понимать вопрос (никто не скажет, что, например, «умеет играть в шахматы, но неправильно»), то типичный ответ можно оценить как недостаточно скромный.
Оно и понятно, ведь для вас «общение» – это прежде всего беседа, разговор и ничего больше, между тем «общение» – понятие более глубокое. Попробуем выделить необходимые качества человека, умеющего общаться.
Вступая во взаимоотношения с окружающими, мы обыч-
но обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту
оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем
определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будет
выполняться письменно. Возьмите лист бумаги, выберите одного человека,
который по своим личным качествам импонирует вам. Укажите пять харак-
теристик, которые особенно нравятся вам в этом человеке. И так же, не ука-
зывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам в нём не нравятся.
На выполнение задания вам даётся 3 минуты. Теперь все по очереди читайте характеристику, а мы вместе попробуем узнать по ней человека, которого она характеризует.
Классный руководитель: Пожалуйста, кто начнёт?
Ответы. Например,
- хорошие качества: аккуратный, безотказный, благоразумный, вежливый, воспитанный, любознательный, доброжелательный, дружелюбный, ответственный;
- плохие качества: агрессивный, безответственный, безынициативный, вредный, дерзкий, жадный, ленивый.
Классный руководитель: А сейчас можно подвести итоги. Кого из присутствующих мы узнали быстрее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.
1. Понятие «общение» и его значимость
Вопрос: Как вы думаете, действительно ли общение необходимо каждому человеку? Может быть, можно прожить без него?
Ответы. Например, «Да, действительно. Без общения прожить невозможно».
Классный руководитель: Учиться жить среди людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или биологию, поскольку общение – это главное условие и способ существования людей.
Вопрос: Если бы наши предки не общались, разве они могли бы выжить и достичь того, чем обладает современный человек?
Ответы. Например, «Именно в процессе общения люди обменивались опытом и накапливали полезные знания для своей жизнедеятельности».
Классный руководитель: Что же такое «общение»? Обратимся к толковому словарю. Общение – это форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.
Всем людям необходимо общение, так распорядилась природа. Недаром, наказывая человека, его изолируют от других. И далеко не все человеческие ценности могут сравниться с такой, как возможность общаться с умными, близкими тебе по духу и взглядам людьми.
В Японии существует специальное духовное испытание для самосовершенствования под названием «мотарио». Человека на неделю помещают в пустую пещеру и запрещают разговаривать даже с самим собой. Люди сви-детельствуют, что к концу изоляции жажда общения становится невыносимой. При последующих контактах общение доставляет им острую, ни с чем не сравнимую радость. Верно, говорят, что самая большая роскошь, существующая в человеческом обществе, – это роскошь общения.
2. Виды общения
Вопрос: Как вы думаете, с кем или с чем человек может общаться?
Ответы. Например, «Со своим “Я” – самообщение, с реальным человеком, с воображаемым партнёром, с вещами, животными, природой, культурное общение – “обмен культур”».
Классный руководитель: Общение может быть:
- деловое (учитель – ученик; начальник – подчинённый и т. д.);
- личностное (родственники, друзья, враги, знакомые, приятели). Главным средством общения в человеческом обществе являются наш
язык и наша речь.
Вопрос: Как вы думаете, можно ли общаться без слов?
Ответы. Например, «Да, с помощью жестов, позы тела, мимики лица».
Классный руководитель: Совершенно верно, общаться можно с помощью жестов, взгляда, мимики лица, походки, позы тела. Такое общение называют невербальным.
3. Работа в группах
Итак, общение бывает: вербальным (речевое) и невербальным (при помощи жестов, мимики, пантомимы).
Чтобы узнать, какое общение важнее, вербальное или невербальное, проведём эксперимент.
3.1. Эксперимент (группа делится на две команды)
1-е задание – выразить свои эмоции: я тебя боюсь; я тебя люблю; хочу спать; я удивлён; мне холодно.
2-е задание – сообщить следующие сведения: алгебры сегодня не будет; у тебя очень красивые глаза; ты позитивно настроен на разговор; мы поедем к бабушке послезавтра; у тебя во втором предложении две ошибки.
Классный руководитель: сделаем вывод: вербальное общение лучше всего подходит для передачи информации, а для передачи эмоций – невербальное.
Вопрос: Можно ли обидеть человека средствами невербального общения?
Ответы. Конечно можно.
Классный руководитель: Ни один человек не может обойтись без жестикуляции во время разговора. Ученые считают, что в процессе общения только 7% информации передается вербально, около 38% мы получаем с помощью интонации, остальные 55% – через выражение лица, позы, жесты и взгляды.
Некоторым людям бывает просто мало слов, чтобы выразить свои мысли и особенно чувства, которые их переполняют, поэтому они прибегают к активной жестикуляции.
3.2. Понимаете ли вы шутки?
Классный руководитель: «Не понимает человек шутки – пиши, пропало! И знаете: это уже ненастоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!» – это слова А.П. Чехова. Очень часто общению мешает то обстоятельство, что один человек, обладая чувством юмора, любит шутить и подшучивать, а другой, напротив, этим чувством не обладает и поэтому обижается. Трудность обнаружения у себя самого слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись. Но смех может вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны, то здесь уместна поговорка «Смех без причины – признак дурачины».
Приведите примеры смешных случаев и случаев, когда людям не до смеха. Но чтобы узнать наверняка, что с чувством юмора у вас всё в порядке,
ответьте на вопросы теста. На каждый вопрос отвечайте лишь «да» или «нет» (Приложение 1). (Группа выполняет задание. Подведение итогов.)
Классный руководитель: Если вы ответили «да» на пять и более вопросов, то у вас с чувством юмора всё в порядке, и это помогает с достоинством выйти из самых трудных ситуаций. Если же у вас четыре и менее ответов «да», то с чувством юмора плоховато. Попытайтесь изменить себя и посмотреть на жизнь окружающих вас людей и себя со смешной, веселой стороны.
Да, чувство юмора очень ценное качество человека. Но в повседневном общении нам очень часто не хватает запаса слов и мы мучаемся, пытаясь найти его – это единственно нужное, правильное, точное слово. Речевое общение, пожалуй, самое важное. Оно закрепляет и сохраняет опыт человечества, ведь язык – орудие культуры. Но орудие может быть разным: дубиной дикаря и современным компьютером. Но знаем ли мы свой родной язык? «Конечно, – ответят многие, – ведь с детства им пользуемся. Вот чужой, иностранный – другое дело». Но так ли это на самом деле? Давайте остановимся на таких простых словах обращения друг к другу. Надо заметить, что любое обращение, употребляемое нами, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями с собеседником. И если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к сотрудничеству.
Такое простое слово, как «здравствуйте», можно произнести на разный лад. Давайте попробуем, а сколькими способами владеете вы, попросив послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие. (Студенты говорят слово «здравствуйте» с различной интонацией.)
III. Заключительная часть
Классный руководитель: Вот и заканчивается наша встреча, на которой мы с вами познакомились с понятием «общение» и его видами, определили важность и значимость общения в жизни каждого человека.
Расширение и обогащение своего лексикона позволит вам лучше, точнее выражать свои мысли, подчёркивать свои лучшие человеческие качества в общении.
Конечно, сразу научиться искусству общения нельзя. Человек учится этому всю жизнь, и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
1. Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:
http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=47&wordid=196469
- Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2002.
- Радугина А.А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1997.
Приложение 1 Тест
Если ваш ответ положительный, то напишите «Да» напротив цифры (номера вопроса).
- Смеётесь ли вы наедине с собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?
- Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
- Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида?
- Часто ли вы смеётесь над шутками своих друзей?
- Рассказывают ли вам ваши сверстники анекдоты, весёлые истории?
- Если вы находитесь в компании, то являетесь ли центром внимания?
- Когда вы в плохом настроении, раздражает ли вас смех окружающих?
- Из всех жанров изобразительного искусства вы предпочитаете… комедию?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хорошие качества : аккуратный, безотказный, благоразумный, вежливый, воспитанный, любознательный, доброжелательный, дружелюбный, ответственный ; Плохие качества : агрессивный, безответственный, безынициативный, вредный, дерзкий, жадный, ленивый.
Общение – это форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. Виды общения: - Деловое (учитель-ученик; начальник-подчинённый); Личностное (родственники, друзья, враги, знакомые, приятели); Вербальное (речевое); Невербальное (при помощи жестов, мимики, пантомимы)
ЭКСПЕРЕМЕНТ Задание 1-е - Выразить свои эмоции: Я тебя боюсь; я тебя люблю; хочу спать; я удивлён; мне холодно. Задание 2-е – Сообщить следующие сведения: алгебры сегодня не будет; у тебя очень красивые глаза; ты позитивно настроен на разговор; мы поедем к бабушке послезавтра; у тебя во втором предложении две ошибки
ОБЩЕНИЕ; ВИДЫ ОБЩЕНИЯ; ВАЖНОСТЬ и ЗНАЧИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ в жизни человека. «РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....
Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"
Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...
Классный час "Роскошь человеческого общения"
Цель :· создание условий для формирования у обучаю...
Классный час "Роскошь человеческого общения"
Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми и друг с другом.Задачи: 1. Включить учащихся в осмысление простых типических понятий.2....
Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"
Сценарий классного часа содержит материалы о культуре общения, о правилах ведения беседы....
Классный час по теме Культура человеческого общения
Тема: «Культура человеческого общения».Цель: Развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими.Задачи:- развивать...
Эссе на тему «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Эссе на тему "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"....