Конфликты. Причины конфликтных ситуаций
классный час на тему

Наумова Галина Анатольевна

Учить детей анализировать свои поступки и поступки других; развивать у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_s_amo.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по духовно- нравственному направлению

Тема:   «Конфликты. Причины конфликтных ситуаций»

                Провела:   Наумова Галина Анатольевна,

                                МБОУ «Пятинская СОШ, учитель начальных классов»

Цель: Познакомить детей с некоторыми способами выхода из конфликтных ситуаций;  

Задачи: Учить детей анализировать свои поступки и поступки других; развивать у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.  

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения,  классификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых слов).  

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражения своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: 1. Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: 1. Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

2. Формирование  нравственного сознания младшего школьника

Форма проведения: ситуативный практикум

Оборудование:

  1. Цветные жетоны  красного, желтого и голубого цветов по числу детей;
  2. Столы для работы трех групп;
  3. Раздаточный материал: описание ситуации;
  4. Рисунки солнца, тучки, молнии;
  5. Мягкие игрушки: котенок и щенок;

Ход занятия:

I. Организационный момент

Эмоционально-психологический настрой на учебную деятельность

-Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.  

Давайте встанем в круг и скажем:  «Здравствуйте!» руками, скажем: «Здравствуйте!» глазами, скажем: «Здравствуйте»! мы ртом, станет радостно кругом.

II. Постановка проблемы, выявление цели, задач занятия

– Ребята, а теперь выберите понравившийся цветной жетон и рассаживайтесь за столы по группам и желанию.

- Ребята, когда вы выбирали цветной жетон и рассаживались по группам, то вы руководствовались своим вкусом, интересами. Вы выбрали тот цвет, который вам нравится и сели рядом со своими друзьями.

-А сейчас я попрошу вас выполнить мою просьбу. За каждым столом останутся только ребята с красным жетоном. Остальным нужно подойти ко мне. Сейчас ребята с голубым  жетоном сядут по одному за каждый стол (так и для остальных цветов)

- Вы выполнили мою просьбу опишите сейчас ваши чувства. Все ли довольны изменениями?

- Сейчас у вас возникло противоречие между тем, что хотели вы, и тем, что нужно было сделать.

- А в вашей жизни были другие похожие ситуации, когда ваше мнение, желание, интерес не совпадали с мнениями, желаниями других людей?

- Я хочу рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.

Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».                    

 «Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.  

-Что же произошло между мальчиками?

-Правильно, произошёл конфликт.

-Как же вы думаете, о чём сейчас идёт речь?

-Правильно. Мы будем говорить о конфликтах, их причинах и способах их разрешения.      

III. Ситуативный практикум.

-Для того чтобы узнать как каждый из вас относится к конфликтам проведём тест «Какой я?»

-Оказывается, среди нас есть не только тактичные и миролюбивые ребята, но и те, конфликтует с другими. Хотите ли вы научиться вести себя правильно, чтобы избегать ссор и конфликтов?

-Начнём с того, что проанализируем разные ситуации и постараемся понять, что может стать причиной ссоры, конфликта (На доске табличка «Причины»)

Анализ ситуаций.

 (Учитель читает описание ситуации)  

-Что стало причиной этого конфликта? (На доске соответствующая табличка:)

-неумение слушать,

-непонимание;

-неумение договориться;

-несдержанность

-черствость;

-зависть;

-безразличие;

-вспыльчивость.

-Назовите последствия ссоры, конфликта.

V.Тренинговое упражнение «Шалтай-Болтай».

Цель: Снятие напряжения, утомляемости, речевых и мышечных зажимов.

-Ребята, прежде чем продолжить наш классный час, давайте отдохнём.

-Встаньте в круг и покажите-ка мне,  как вы крутились и вертелись на перемене. Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажите ещё раз, ещё раз болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне (С.Я.Маршак).

- Смеёмся! Ещё лучше смеёмся. Болтаем руками, ногами, вертим головой.

- Нам очень весело и мы смеёмся, смеёмся, смеёмся!

-Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ещё ладошками. Молодцы!

-Скажите, пожалуйста, изменилось ли ваше настроение после этой игры?

VI. Поиск способов разрешения конфликтов. Работа в группах.

1.- Ребята, а теперь посмотрите и скажите, что изображено на плакате?

(Вывешивается плакат с рисунком тучи).

-Как вы думаете, что может предвещать эта туча? Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. ( Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).

-Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.

2.Как избежать ссор и конфликтов?

- В одном хорошем рассказе я прочитала о девочке Марусе, которая научилась говорить себе слово «Стоп!» перед тем, как выйти из себя.  Это поистине волшебное слово  останавливало её от необдуманных поступков и помогало сохранить  с окружающими доброжелательные отношения.

Давайте потренируемся вовремя говорить себе «стоп!»

Игра «Котёнок и щенок»:

  1. «Щенок спит. В это время котёнок подходит к его миске и начинает поедать её содержимое. Щенок просыпается и набрасывается на котёнка».

- Подумайте, как можно было избежать потасовки?

Пример – Щенок просыпается, он готов набросится на котёнка, но говорит себе «стоп!», а за тем спокойным тоном произносит: «Приятного аппетита! Тебе помочь?» или «Можешь продолжать, если ты голоден, но в следующий раз тебе придётся поделиться со мной».

  1. «Щенок спит. Котёнок увлечённый  своей игрой, бегает по квартире, шумит, в шутку набрасывается на щенка, приглашая его к игре. Но щенок просыпается, недовольно лает и кидается на щенка».

Пример – Щенок, разбуженный котёнком, просыпается, лает, затем говорит себе «стоп!», после чего произносит ровным голосом: «Я вижу, что  у тебя хорошее настроение, и я бы с удовольствием с тобой поиграл, но очень устал и хочу спать. Не мешай мне, пожалуйста» или «Когда ты спишь, я не мешаю тебе. Будь добр, не  мешай и ты мне»

-К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. Наверно, в данный момент кто-то из вас неправ. Но чтобы понять , кто именно, нужно время разобраться. Поэтому скажите себе «стоп!», не накаляйте атмосферу до предела, а вслух скажите: «Поговорим об этом завтра». А завтра - вот увидите! - всё будет по-другому.

3. В нашем классе тоже иногда случаются ссоры. Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций.

  • На уроке физкультуры во время игры Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всё ли с ней в порядке.)
  • Во время перемены Славик и Стасик одновременно захотели поиграть с одной и той же игрушкой. Стали вырывать её друг у друга их рук. (Мальчики должны заключить договор, кто будет играть первым, кто вторым.) 
  • Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится», - и убрать мусор с парты.)

-Поссориться можно с кем угодно -было бы желание! Сделать это вовсе не трудно. Гораздо трудней помириться.

-Вспомните, какие слова примирения вы знаете.

VIII. Рефлексия «Ладошки».

-Сейчас мы убедились в том, что конфликт можно предотвратить.

-Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.

-Напишите на «ладошке» качество, которое вам помогает дружить.

- В заключении скажите, вам понравилась ваша работа сегодня? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                     ...

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

Причины конфликта и способы выхода из конфликтных ситуаций

Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников....