Родительское собрание " Адаптация обучающихся 10 класса"
материал (10 класс) на тему

Борзых Марина Владимировна

Собрание посвящено  проблемам адаптации десятиклассников. Начать наш разговор хотелось бы со слов  Л.И.Божович : «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на  настоящее с позиции будущего»
Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и  клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды. В материале подробно рассмотрены вопросы адаптации и даны советы о том, как помочь десятикласснику принять новые условия старшей ступени обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня мы поговорим о проблемах адаптации десятиклассников. Начать наш разговор хотелось бы со слов  Л.И.Божович : «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на  настоящее с позиции будущего»
Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и  клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды.

  • Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
  • Цель адаптационного периода - помочь ребятам освоится с новой учебной ситуацией.

Задачи адаптационного периода: 

- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

- принятие новичков в коллектив;

- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение социальной значимости личности

Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Период юности решает следующие задачи: 

- Принятие собственной внешности;

- Складывание индивидуальных форм гендерного поведения;

- Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками;

- Завоевание эмоциональной независимости от родителей;

- Подготовка к профессии и карьере;

- Формирование индивидуальной системы ценностей.

В это же время приходит осознание собственной идентичности.   Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.

  •  Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей.
  • Заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии.

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность  стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на  основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.

  • Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета .
  • Эмоционально- личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.

Благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.

Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах.  Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования  раннего юношеского возраста.

Общение: Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним.  Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.

Стоит остановится и на познавательных процессах и способностей юношеского возраста: 1. Сильная склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.  Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.

2. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.

3. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Для современного Х класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация   новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным,  может привести к тому, что именуется  школьной дезадаптацией. 

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.

Такое состояние ребенка требует индивидуальной помощи от психолога.

Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт насаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающие значение в этом возрасте.

И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или же школьник уже приходит в 10 класс с такой установкой (по данным социологов , сегодня  немало родителей хотят, чтобы их дети перешли учится в 10 класс именно для того, чтобы был продлен мораторий детства), то это уже проблема.

Ведущие формы деятельности в пору юности: Основная форма деятельности- учебно- профессиональная.

1.Специализация в учебе

2.Практическая нацеленность

3.Профессиональное самоопределение

Самым важным и влиятельным  остается семья!  Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих  родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Здесь уместно поговорить о КОДЕКСЕ ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ.

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Пожалуйста, помните!
  • Вы можете ошибаться.  
  • Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
  • - Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Чтобы поддержать ребёнка, Вам необходимо:

  • 1.      Опираться на сильные стороны ребенка.
  • 2.      Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  • 3.      Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  • 4.      Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • 5.      Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  • 6.      Проводить больше времени с ребенком.
  • 7.      Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  • 8.      Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  • 9.      Уметь взаимодействовать с ребенком.
  • 10.  Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  • 11.  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • 12.   Принимать индивидуальность ребенка.
  • 13.  Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.
  • 14.  Демонстрировать оптимизм.

Надеюсь, что нас сегодняшний разговор поможет нам всем вместе  решить возникающие проблемы.

Анкета для десятиклассников.

1.Как ты чувствуешь себя в школе?

_________________________________________________________________

2. С каким настроением ты идешь в школу?

_________________________________________________________________

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? _________________________________________________________________

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

_________________________________________________________________

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

_________________________________________________________________

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

_______________________________________________________________

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям?

_________________________________________________________________

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

_________________________________________________________________

9. Есть ли у тебя друзья в классе? _________________________________________________________________

10. Как ты относишься к своим одноклассникам? _________________________________________________________________

Анкета для десятиклассников.

1.Как ты чувствуешь себя в школе?

_________________________________________________________________

2. С каким настроением ты идешь в школу?

_________________________________________________________________

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? ________________________________________________________________

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

_________________________________________________________________

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

_________________________________________________________________

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

_________________________________________________________________

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям?

_________________________________________________________________

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

_________________________________________________________________

9. Есть ли у тебя друзья в классе? _________________________________________________________________

10. Как ты относишься к своим одноклассникам? _________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему: «Проблемы адаптации обучающихся 10 класса» Подготовлено: Борзых Марина Владимировна, МОБУ СОШ №1 с. Ивановка

Слайд 2

«Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на настоящее с позиции будущего» Л.И.Божович

Слайд 3

Психофизиологические особенности десятикласснико в Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды.

Слайд 4

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода - помочь ребятам освоится с с новой учебной ситуацией.

Слайд 5

Задачи адаптационного периода для десятиклассников : - принятие позиции «ученик-старшеклассник»; - принятие новичков в коллектив; - поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника; - узнавание специфики мира юноши и мира девушки; - организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Слайд 6

В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение социальной значимости личности Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Слайд 7

Период юности решает следующие задачи: Принятие собственной внешности; Складывание индивидуальных форм гендерного поведения; Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками; Завоевание эмоциональной независимости от родителей; Подготовка к профессии и карьере; Формирование индивидуальной системы ценностей.

Слайд 8

Осознание собственной идентичности. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии.

Слайд 9

Физиологические особенности: Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета .

Слайд 10

Эмоционально- личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя , свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.

Слайд 11

Эмоционально- личностная сфера. Благодаря застенчивости , которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше , чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.

Слайд 12

Общение Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.

Слайд 13

Познавательные процессы и способности юношеского возраста 1. Сильная склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.

Слайд 14

Познавательные процессы и способности юношеского возраста Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.

Слайд 15

Познавательные процессы и способности юношеского возраста Объем внимания , способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Слайд 16

Школьная дезадаптация При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Слайд 17

Ведущие формы деятельности в пору юности:

Слайд 18

Самым важным и влиятельным остается семья! Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Слайд 19

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени. • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку. • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

Слайд 20

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться. • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.

Слайд 21

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям. • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

Слайд 22

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ Пожалуйста, помните! Вы можете ошибаться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно. - Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Слайд 23

Вопросы анкеты: 1.Как ты чувствуешь себя в школе? 2. С каким настроением ты идешь в школу? 3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? 4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? 5. Как ты относишься к домашним заданиям? 6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? 7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям? 8. Есть ли у тебя друзья в классе? 9. Как ты относишься к своим одноклассникам?

Слайд 24

Чтобы поддержать ребёнка, необходимо: 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 6. Проводить больше времени с ребенком. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

Слайд 25

Чтобы поддержать ребёнка, необходимо: 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 13. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему. 14. Демонстрировать оптимизм.

Слайд 26

До новых встреч!

Слайд 27

В презентации использованы Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

родительское собрание "Адаптация обучающихся 5-го класса"

Презентация к родительскому собранию, которое я проводила в 5 классе,посвящено адаптации обучающихся....

Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся даль...

Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"

В материале родительского собрания особое внимание уделяется возрастным особенностям и психофизическому развитию пятиклассников, даются рекомендации родителям учащихся по сохранению эмоциональног...

Родительское собрание в 5 классе "Возрастные особенности и адаптация учащихся 5 класса"

Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой....

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...