Родительское собрание " Адаптация обучающихся 10 класса"
материал (10 класс) на тему
Собрание посвящено проблемам адаптации десятиклассников. Начать наш разговор хотелось бы со слов Л.И.Божович : «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на настоящее с позиции будущего»
Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды. В материале подробно рассмотрены вопросы адаптации и даны советы о том, как помочь десятикласснику принять новые условия старшей ступени обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_adaptatsii_v_10_klasse.docx | 29.42 КБ |
roditelskoe_sobranie_na_temu_problemy_adaptatsii_obuchayushchihsya_10_klassa_.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня мы поговорим о проблемах адаптации десятиклассников. Начать наш разговор хотелось бы со слов Л.И.Божович : «Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на настоящее с позиции будущего»
Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды.
- Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
- Цель адаптационного периода - помочь ребятам освоится с новой учебной ситуацией.
Задачи адаптационного периода:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение социальной значимости личности
Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Период юности решает следующие задачи:
- Принятие собственной внешности;
- Складывание индивидуальных форм гендерного поведения;
- Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками;
- Завоевание эмоциональной независимости от родителей;
- Подготовка к профессии и карьере;
- Формирование индивидуальной системы ценностей.
В это же время приходит осознание собственной идентичности. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.
- Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей.
- Заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.
- Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета .
- Эмоционально- личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.
Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Общение: Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.
Стоит остановится и на познавательных процессах и способностей юношеского возраста: 1. Сильная склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.
2. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.
3. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.
Для современного Х класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.
Такое состояние ребенка требует индивидуальной помощи от психолога.
Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт насаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающие значение в этом возрасте.
И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или же школьник уже приходит в 10 класс с такой установкой (по данным социологов , сегодня немало родителей хотят, чтобы их дети перешли учится в 10 класс именно для того, чтобы был продлен мораторий детства), то это уже проблема.
Ведущие формы деятельности в пору юности: Основная форма деятельности- учебно- профессиональная.
1.Специализация в учебе
2.Практическая нацеленность
3.Профессиональное самоопределение
Самым важным и влиятельным остается семья! Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
Здесь уместно поговорить о КОДЕКСЕ ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ.
- Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
- • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
- • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
- Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
- • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
- Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
- • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
- Пожалуйста, помните!
- Вы можете ошибаться.
- Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
- - Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Чтобы поддержать ребёнка, Вам необходимо:
- 1. Опираться на сильные стороны ребенка.
- 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
- 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- 6. Проводить больше времени с ребенком.
- 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- 9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
- 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- 12. Принимать индивидуальность ребенка.
- 13. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.
- 14. Демонстрировать оптимизм.
Надеюсь, что нас сегодняшний разговор поможет нам всем вместе решить возникающие проблемы.
Анкета для десятиклассников.
1.Как ты чувствуешь себя в школе?
_________________________________________________________________
2. С каким настроением ты идешь в школу?
_________________________________________________________________
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? _________________________________________________________________
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
_________________________________________________________________
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
_________________________________________________________________
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
_______________________________________________________________
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям?
_________________________________________________________________
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
_________________________________________________________________
9. Есть ли у тебя друзья в классе? _________________________________________________________________
10. Как ты относишься к своим одноклассникам? _________________________________________________________________
Анкета для десятиклассников.
1.Как ты чувствуешь себя в школе?
_________________________________________________________________
2. С каким настроением ты идешь в школу?
_________________________________________________________________
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? ________________________________________________________________
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
_________________________________________________________________
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
_________________________________________________________________
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
_________________________________________________________________
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям?
_________________________________________________________________
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
_________________________________________________________________
9. Есть ли у тебя друзья в классе? _________________________________________________________________
10. Как ты относишься к своим одноклассникам? _________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юность смотрит на настоящее с позиции будущего» Л.И.Божович
Психофизиологические особенности десятикласснико в Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода - помочь ребятам освоится с с новой учебной ситуацией.
Задачи адаптационного периода для десятиклассников : - принятие позиции «ученик-старшеклассник»; - принятие новичков в коллектив; - поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника; - узнавание специфики мира юноши и мира девушки; - организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение социальной значимости личности Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Период юности решает следующие задачи: Принятие собственной внешности; Складывание индивидуальных форм гендерного поведения; Установление зрелых стабильных взаимоотношений со сверстниками; Завоевание эмоциональной независимости от родителей; Подготовка к профессии и карьере; Формирование индивидуальной системы ценностей.
Осознание собственной идентичности. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии.
Физиологические особенности: Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета .
Эмоционально- личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя , свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Эмоционально- личностная сфера. Благодаря застенчивости , которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше , чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.
Общение Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.
Познавательные процессы и способности юношеского возраста 1. Сильная склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.
Познавательные процессы и способности юношеского возраста Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.
Познавательные процессы и способности юношеского возраста Объем внимания , способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.
Школьная дезадаптация При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Ведущие формы деятельности в пору юности:
Самым важным и влиятельным остается семья! Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени. • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку. • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться. • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям. • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ Пожалуйста, помните! Вы можете ошибаться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно. - Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Вопросы анкеты: 1.Как ты чувствуешь себя в школе? 2. С каким настроением ты идешь в школу? 3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? 4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? 5. Как ты относишься к домашним заданиям? 6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? 7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям? 8. Есть ли у тебя друзья в классе? 9. Как ты относишься к своим одноклассникам?
Чтобы поддержать ребёнка, необходимо: 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 6. Проводить больше времени с ребенком. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Чтобы поддержать ребёнка, необходимо: 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 13. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему. 14. Демонстрировать оптимизм.
До новых встреч!
В презентации использованы Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"
Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...
родительское собрание "Адаптация обучающихся 5-го класса"
Презентация к родительскому собранию, которое я проводила в 5 классе,посвящено адаптации обучающихся....
Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"
Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся даль...
Родительское собрание "Адаптация обучающихся 5 класса к новым условиям обучения"
В материале родительского собрания особое внимание уделяется возрастным особенностям и психофизическому развитию пятиклассников, даются рекомендации родителям учащихся по сохранению эмоциональног...
Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников"...
Родительское собрание в 5 классе "Возрастные особенности и адаптация учащихся 5 класса"
Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой....
Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...