Материалы для характеристик, внеклассных мероприятий
материал на тему
Методические рекомендации классному рукводителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_sostavleniya_psihologo.docx | 26.35 КБ |
rekomendatsii_po_podgotovke_vospitatelnyh_del.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Здоровье ребенка (здоровый или ослабленный), рост (отстает в росте или очень рослый), вес (нормальный, избыточный, недостаточный), есть ли недостатки зрения, слуха. Нарушение осанки. Уровень развития моторики (в частности, мелких движений). Соответствие физического развития возрасту.
МЕТОДЫ: анализ документации, наблюдение, беседа с родителями, учителями, школьным врачом.
Как влияет физические особенности школьника на развитие его личностей? В чем и как это проявляется? Если влияние негативное. Существует ли возможность коррекции? Как ее осуществить?
II. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ
Состав семьи, профессия и место работы родителей, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребенку, позиция ребенка в семье.
МЕТОДЫ: беседа с членами семьи, учеником, анкета на выявление отношения ученика к близким людям.
Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребенка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить?
III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА СО СВЕРСНИКАМИ
Социальный статус и социальная роль и ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу (кого считает другом, к кому благосклонен, с кем конфликтует и по каким причинам), какие моральные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками, отношение к нему одноклассников (какие отмечают положительные или отрицательные черты). Совпадает ли их оценка с оценкой учителя? Имеет ли друзей вне класса? С кем общается вне школы? Каков характер этих взаимоотношений?
МЕТОДИКА: наблюдение, беседа с учителем, социометрия, референтометрия. Сделать вывод: благоприятна ли позиция ученика в классе, как это сказывается на развитии его личности? Чем определяется его позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника? Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся на отношениях с другими людьми.
IV. УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Успеваемость уровень знаний. Отношение к учебе (общий интерес к учению, отношение к различным предметам), старательность. Умение учиться (работать с книгой, заучивать, составлять планы, контролировать себя), основной мотив учения. Наличие трудовых навыков и умений, предпочитаемые виды труда. Отношение к труду, организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым условиям.
МЕТОДЫ: анализ документации. Наблюдения, беседы с учителем, родителями, учеником, анкетирование по выявлению мотивов учебной деятельности.
Проанализировать причины того или иного отношения к труду, возможные пути перестройки отрицательного или активизации положительного отношения. Какие умения (учебные и трудовые) необходимо сформировать у школьника, какими способами?
V. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Учебные и внеучебные интересы (их направленность, широта, глубина, активность). Убеждения, специальных способностей: музыкальных, артистических, художественных и др.
МЕТОДЫ: экспериментальные методики к разделу V.
Рекомендации по реализации интересов к учебной и внеучебной деятельности. Учет интересов при распределении общественных поручений. Возможные пути коррекции негативной направленности личности.
VI. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКА
Общее умственное развитие, осведомленность, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль. Особенности мышления: умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, уровень развития наглядно-образного и понятийного мышления.
Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития творческого и воссоздающего воображения). Особенности внимания (концентрация, распределение, объем).
МЕТОДЫ: наблюдение, экспериментальные методики к разделу VI.
Рекомендации по формированию недостаточно развитых приемов мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения уровня умственного развития, коррекции имеющихся недостатков внимания, памяти. Мышления, воображения. Учет интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе.
VII. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА
Определить тип высшей нервной деятельности, описав силу протекания нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Проявление свойств темперамента: сенситивность, реактивность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверт, интроверт.
МЕТОДЫ: наблюдения, беседы с учеником, учителями, методики определения силы, уравновешенности и подвижности первых процессов, о типе темперамента и его отдельных свойств.
Рекомендации по учету темпераментных особенностей ученика в индивидуальном подходе: в учебной и в неучебной деятельности, при назначении общественных поручений.
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА
Ярко выраженные черты характера, проявляющиеся в отношении к людям, учебе, труду, самому себе. Самооценка, уровень притязаний. Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость. Эмоциональные черты характера, преобладающее настроение. Реакция на препятствие (фрустрация).
МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, с учеником, родителями, методика по определению самооценки, уровня притязаний.
Проанализировать причины формирования положительных или отрицательных черт характера школьника. Возможные пути и способы формирования положительных и преодоления отрицательных качеств.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Сделать вывод о сильных и слабых сторонах личности учащегося. Определить возможные перспективы дальнейшего развития личности данного ребенка.
Главные причины недостатков, пути их преодоления.
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Описать проведенную во время изучения ученика индивидуальную работу с ним, какие умения и навыки удалось у него сформировать.
Проанализировать индивидуальную работу с учеником, удалось ли достичь поставленных целей, какие сделаны ошибки, что считаете своей удачей.
Краткие выводы по работе с изучаемой личностью.
P.S.
При написании психолого-педагогической характеристики на школьника пользуйтесь повествовательными предложениями, и содержание исследований излагайте в виде рассказа.
Каждый пункт характеристики должен начинаться с одной из фраз:
На основе наблюдения……. Беседы с ….. Анкетирования по выявлению…. Тестирования по определению….. и др. фразы, поясняющие что вы делали и какие методы и методики использовали, чтобы изложить результаты этого исследования кратко, лаконично и понятно
Карта - схема психолого - педагогической
характеристики ученика
Раздел 1. Общие сведения о ребенке
1.1. Анкетные данные.
1. Дата и место рождения
2. Домашний адрес
3. Сведение о родителя
1.2. Сведения о состоянии здоровья
1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);
2. Хронические заболевания (какие);
3. Особенности функционирования нервной системы:
• быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
• быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;
• стабилен в проявлении настроения;
• преобладает возбуждение;
• возбуждение и торможение уравновешены;
• преобладает торможение.
1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
1.4. Внешкольные занятия (систематические)
1.Занятия общественно-полезным трудом (каким)
2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);
3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);
4. Занятия спортом (каким); _
5. Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка
2.1. Направленность интересов:
1. на учебную деятельность.
2. на трудовую деятельность.
3. на художественно-эстетическую деятельность.
4. на достижения в спорте, туризме.
5. на отношения между людьми.
2.2. Отношение к порученному делу:
1.Общественная активность
• Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
• Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое
собственное время.
• Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
• Редко принимает участие в общественных делах.
• Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие
• Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
• Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.
• Редко охотно берется за работу.
• Чаще всего старается уклониться от любой работы.
• Всегда уклоняется от выполнения любого дела
3. Ответственность
• Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.
• В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
• Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
• Очень редко выполняет порученное ему дело.
• Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
4. Инициативность
• Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
• Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
• Редко сам начинает новое дело.
• Почти никогда сам не начинает новое дело.
• Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Организованность
• Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
• В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
• Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.
• Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени
• Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность
• Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
• В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки
и культуры.
• Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
• Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
• Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
7. Аккуратность
• Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
• Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.
• Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
• Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
• Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда
неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
2.3. Отношение к людям
8. Коллективизм
• Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
• Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
• Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
• Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
• Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом
«Не лезь не в свое дело»
9. Честность, правдивость
• Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,
когда это ему «невыгодно».
• Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
• Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
• Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
• Склонен всегда говорить неправду.
10. Справедливость
• Активно борется с тем, что считает несправедливым.
• Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
• Редко выступает против того, что считает несправедливым.
• Не добивается справедливости.
• Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
11. Бескорыстие
• В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.
• Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
• Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.
• В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
• В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность
• Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
• Как правило, с удовольствием общается с людьми.
• Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
• Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
• Замкнут, необщителен.
13. Чувство товарищества
• Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
• Как правило, помогает товарищам.
• Помогает товарищам, когда его просят.
• Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.
• Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость
• Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
• Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.
• Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
• Почти не умеет сочувствовать другим.
• Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
15. Вежливость, тактичность
• Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
• Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
• Часто бывает невежлив и нетактичен.
• Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.
• Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
2.4. Отношение к себе
16. Скромность
• Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
• Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.
• Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.
• Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
• Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
17. Уверенность в себе
• Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
• Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае
действительной необходимости.
• Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
• Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам
может справиться.
• Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.
18. Самокритичность
• Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
• В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
• Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
• К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
• Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
19. Умение рассчитывать свои силы
• Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.
• Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.
• Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
• В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
• Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.
20. Стремление к успеху, первенству
• Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
• Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
• Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
• Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
• Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
21. Самоконтроль
• Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
• Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
• Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
• Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
• Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
2.5. Волевые качества личности
22. Смелость
• Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
• В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
• Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
• В большинстве случаев отступает перед силой.
• Всегда отступает перед силой, трусит.
23. Решительность
• Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
• В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
• Иногда колеблется перед ответственным решением.
• Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
• Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
24. Настойчивость
• Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,
не отступает перед трудностями.
• Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.
Противоположные случаи редки.
• Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны
или требуют кратковременных усилий.
• Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
• Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
25. Самообладание
• Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
• Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
• Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
• Часто не может подавить нежелательные эмоции.
• Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
2.6. Положение ребенка в школ е
26. Авторитет в классе
• Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
• Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
• Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п.
• В классе авторитетом не пользуется.
27. Симпатия
• Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
• В классе ребята относятся к нему с симпатией.
• Пользуется симпатией только у части одноклассников.
• Пользуется симпатией у отдельных ребят.
• В классе его не любят.
28. Авторитет во внешкольных объединениях
• Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т.п.).
• Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спорт.школа, муз.школа, клуб, дворовая компания и т.п. ).
• Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.
• Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется
(спорт.школа, клуб, и т.п.).
• Не является членом никакого внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоциональность
29.Внимание
• Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
• Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
• Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.
• Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
• Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
30. П а м я т ь
• При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
• При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
• Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.
• Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
• При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
• Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
31.Мышление
• Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
• Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
• Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,
обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
• В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом
обдумывания и решения задач.
• Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
32. Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь
• Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез
взволновать рассказ, фильм.
• Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.
• Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
• Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
33.Общий эмоциональный тонус
• Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
• Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
• Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
• По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.
• Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.
34.Эмоциональная уравновешенность
• Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
• Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
• Эмоционально уравновешен.
• Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям
• Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.
Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например: ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ДЕЛ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ)
Технология организации и осуществления воспитательных мероприятий
В основе организации и проведения воспитательных дел — два подхода: деятельностный и комплексный.
Деятелъностный подход указывает направленность, требует организации различных видов деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной, спортивной, свободного общения и др.), а комплексный подход, определяя характер содержания воспитания, предполагает органичное взаимодействие всех видов деятельности, их влияние на развитие и формирование личности в целостном педагогическом процессе.
В технологии организации и осуществления воспитательного дела условно выделяются следующие этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- организации и подготовки;
- непосредственного осуществления дела;
- анализ достигнутых результатов.
Одним из источников целеполагания и проектирования воспитательного дела служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и развивающейся личности. Другим источником организации и проведения воспитательного дела выступает социальная ситуация, обусловленная общественными событиями в стране, государственными праздниками и т.п. И, наконец, еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Задача педагога на этапе целеполагания — определить уровень развития воспитательного коллектива и отдельных его представителей.
Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы:
каков коллектив, на который направляется педагогическое воздействие;
какие потребности и интересы учащихся актуализируются на данном этапе;
каков уровень развития воспитанников по данному направлению;
что необходимо достигнуть в результате осуществления дела;
какую систему воспитательных средств необходимо использовать.
Общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно, без спешки и штурмовщины подготовлены и качественно проведены, будут, безусловно, выполнены и принесут коллективу класса удовлетворение, переживание радости успеха. При этом устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся. Необходимо, чтобы подросток входил в общественную деятельность не статистом, а заинтересованным участником, чередуя роли творца и исполнителя.
По образному выражению К.Д. Ушинского: «Деятельность должна увлекать меня, исходить из души моей». Если этой стороной пренебречь и планировать воспитательные дела, ориентируясь на собственные интересы и возможности, то успеха не будет. Недооценка прекрасного детского стремления «Я сам» непременно приводит к просчетам. Только практическое участие детей в управлении своими общественными делами закрепляет в их сознании культурно-ценностные установки.
На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.
Технология организации воспитательных дел опирается на следующие положения:
* ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала до конца;
* точное определение задач для каждого участника, каждому участнику дела отведите определенную функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям, не навязывайте ему поручений;
* точное инструктирование исполнителей (учитывайте, что школьники не имеют навыков организации, придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успехе, вселяйте надежду на благополучный исход);
* подготовка необходимого инструментария и оборудования, создание благоприятных, комфортных условий для предстоящей работы;
* организация микрогрупп для подготовки коллективных творческих дел, подготовка материалов, изучение литературы, организация пресс-центра и т.д.
На этапе осуществления воспитательных дел у педагога немало ответственных моментов. Во-первых, он следит за реализацией намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции. Во-вторых, педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. В-третьих, педагог следит за четким решением организационных вопросов (старайтесь не сковывать ребят своим присутствием; не мешайте им свободно выражать свои мысли и чувства, но в то же время внимательно следите за развитием событий, не допускайте, чтобы они приняли нежелательное направление и вышли «из-под контроля»).
На завершающем этапе подводятся итоги. Коллективное подведение итогов может быть на общем собрании коллектива, на специальном сборе, «огоньке» и в других формах. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.
Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну : заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...
Материалы к внеклассному мероприятию по математике в 6-7 классах "Геометрия в природе и искусстве. Золотое сечение""
Материалы к внеклассному мероприятию по математике в 6-7 классах "Геометрия в природе и искусстве. Золотое сечение"...
Интегрированное внеклассное мероприятие (английский язык и немецкий язык), сопровождаемое презентацией и видео материалами.
Документ содержит полный ход внеклассного мероприятия по английскому и немецкому языку, посвященное Рождеству....
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...
"Физика в ребусах." Подборка материалов для проведения внеклассных мероприятий.
Подборка материалов для проведения внеклассных мероприятий....
Материалы для проведения внеклассного мероприятия по английскому языку «English Song Festival»
Представленный материал не включает себя фонограммы, записи видеороликов с английскими субтитрами по причине их большого размера....
Материалы для проведения внеклассного мероприятия «Хранитель культурного кода», посвященного творческой и научной деятельности Д.С.Лихачева
Мероприятие проводится в форме спортивной версии игры «Что? Где? Когда?». Используемые в программе вопросы являются авторской разработкой. В ходе подготовки вопросов были использованы материалы ...