Проект по профориентации: «Билет в будущее»
проект (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Псякская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Проект по профориентации:
«Билет в будущее»
Подготовила проект: Классный руководитель 8 класса
Кукмор, 2017
Важнейшим критерием разностороннего развития личности является её отношение к труду. В этой связи ведущей социальной функцией общеобразовательной школы становится формирование у учащихся добросовестного отношения к труду, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми в трудовой деятельности, подготовка к выбору профессии. Поскольку личность формируется в деятельности, трудовая подготовка школьников должна не только осуществляться в процессе трудового обучения, общественно-полезного производственного труда, но и включать внеклассную воспитательную и профориентационную работу.
Очень важным звеном в работе классного руководителя 8 – 11 классов является деятельность по профессиональному самоопределению учеников. Сделать осознанно и правильно свой выбор, определиться с выбором необходимых для сдачи на ЕГЭ и ОГЭ предметов – задача не из легких. Для ее решения мы с ребятами организуем экскурсии на предприятия и учреждения своего района. Такие классные часы как «Марафон профессий», «Путь к себе» помогают ребятам определиться с выбором. Не менее важным звеном является индивидуальная работа с каждым – доверительные беседы с учащимися и родителями, в ходе которых я лучше могу понять интересы и запросы семьи и при необходимости дать совет.
Актуальность проектной работы определяется тем, что в жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи. Поэтому одна из задач классного руководителя - помощь ребятам при выборе профессии, которая принесет не только хороший доход, но и радость. Профессия – это вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Ученики уже в 8 классе должны задуматься над вопросом кем они станут, какие предметы необходимо готовить с большим усилием. И классный руководитель, являясь наставником, должен помощь им в этом сложном выборе. Ведь ученики должны выбрать те профессии, которые востребованы на рынке труда.
В Татарстане при поддержке руководства республики реализуется комплексная система по выявлению, развитию и сопровождению одаренных и талантливых детей и молодежи.
Цель проекта:
Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.
Задачи:
- ознакомление с основными принципами выбора профессии;
- сформировать положительное отношение к труду;
- привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
Гипотеза: специально организованная и разработанная профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет способствовать оптимальному выбору профессии.
Проект рассчитан на 4 года. Данная работа началась в этом учебном 2017-2018 учебном году. Год его завершения 2020-2021 учебный год, когда мои ученики, уже выбрав для себя профессиональный путь, поступят в учебные заведения.
Работа по профориентации ведётся в 2-х направлениях: в теоретическом и практическом. Теоретическая работа представляет собой:
- классные часы
- тренинги по профессиям
- психологические тренинги
- профориентационные тестирования
- анкетирования
- беседы
- дискуссии
Практическая работа:
- экскурсии на предприятия и заводы, расположенные на территории Кукморского района.
- знакомство с представителями различных видов профессий (в форме встреч и бесед)
- посещение музеев
- знакомство с профессиями, которыми овладели родители одноклассников
- разработка стенда о выборе профессий, который заставит задуматься о своём будущем и учеников из других классов
- мероприятия с участием родителей
Проектная работа состоит из разделов, которые будут осуществляться в течение 2 лет
- Профконсультация
Составляет важную часть профориентации в школе. Её задача состоит в том, чтобы на основе анализа состояния здоровья, анатомо-физиологических и социально-психологических качеств личности рекомендовать старшеклассникам подходящие для них специальности.
Профконсультация нацелена на оказание помощи ученикам в выборе такой профессии, в которой их личные возможности, интересы и устремления гармонически сочетаются с потребностями общества. Здесь целесообразно применить такие виды работ как анкетирование, тестирование.
- Профадаптация
Это процесс, осуществляемый на рабочих места, в ходе практической трудовой деятельности. Организация и проведение массовых праздников совместно с коллективами предприятий, слёты поколений, конкурсы молодых рабочих по профессиям, выставки технического творчества учащихся и другие формы, утвердившиеся в опыте совместной работы школы и производств.
Место проведения занятий: группа, компьютерный кабинет, выездные экскурсии , диагностические центры.
Содержание проектной работы
№ п\п | Тема занятия | Срок проведения | Ответственные |
Анкетирование. Диагностика для изучения познавательной сферы старшеклассников | Сентябрь 2017 | Классный руководитель | |
Составление карты интересов | Сентябрь 2017 | Классный руководитель | |
Организация тематических выставок по профориентации воспитанников в библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», | В течение года | Библиотекарь | |
Школа практической помощи « Познай самого себя» | Октябрь 2017 | Классный руководитель | |
Беседа «Мир моих увлечений» | Октябрь 2017 | Классный руководитель | |
Классный час: « Мои способности и возможности» (Возрастные особенности воспитанников юношеского возраста ) | Ноябрь 2017 | Классный руководитель | |
Экскурсия на «Кукморский завод Металлопосуды» | Ноябрь 2017 | Классный руководитель, Администрация | |
Викторина по профориентации «Желания и потребности» | Декабрь 2017 | Классный руководитель | |
Час общения: «Как правильно выбрать профессию» .(Понятие о профессии и специальности..) | Январь 2018 | Классный руководитель | |
Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.) | Январь 2018 | Классный руководитель | |
Тренинг самопознания «Воспитываем себя» | Февраль 2018 | Классный руководитель | |
Родительское собрание «Кем я вижу своего ребёнка в будущем» | Март 2018 | Классный руководитель | |
Конкурс рисунков «Кукмор – город с многолетней историей» | Февраль 2018 | Классный руководитель, учитель ИЗО | |
Выпуск классной газеты «А кем станешь ты?» | В течение года | Классный руководитель, ученики | |
Экскурсия на Кукморскую меховую фабрику | Март 2018 | Классный руководитель, Администрация | |
Классный час. Беседа «Какие бывают профессии?» | Апрель 2018 | Классный руководитель | |
Оформление общего альбома класса «Мир профессий». | Апрель 2018 | Классный руководитель, ученики | |
Дискуссия «Почему человек становится лучше, когда трудится» | Май 2018 | Классный руководитель | |
Групповое собрание: «Отчего зависит выбор профессии? Быть полезным себе и людям». | Май 2018 | Классный руководитель | |
Конкурс рисунков «Моя любимая профессия». | Сентябрь 2019 | Классный руководитель, учитель ИЗО | |
Экскурсия на «Кукморскую швейную фабрику» | Сентябрь 2019 | Классный руководитель, Администрация | |
Родительское собрание: «Профессии, которые выбирают наши дети» | Октябрь 2019 | Классный руководитель | |
Тестирование «Коммуникативно – организаторские склонности». | Октябрь 2019 | Классный руководитель | |
Час общения «Планирование профессионального пути.» | Ноябрь 2019 | Классный руководитель | |
Деловая игра «Я и моя будущая профессия» | Ноябрь 2019 | Классный руководитель | |
Экскурсия на Кукморский валяльно-войлочный комбинат | Декабрь 2019 | Классный руководитель, Администрация | |
Обзор презентаций «Как выбрать профессию» | Декабрь 2019 | Классный руководитель | |
Тренинг самопознания | Январь 2019 | Классный руководитель | |
Час общения « Как овладеть профессией" | Январь 2019 | Классный руководитель | |
Единый День профориентации-Профориентационный час «Путь познания», Деловая игра « Собеседование при приёме на работу» Тренинг самопознания «Что значит быть взрослым?» | Февраль 2019 | Классный руководитель | |
Встреча с известными, успешными людьми, выходцами из Псякского, Асан-Елгинского, Арпаязского, Люгинского сельских поселений | По графику школы | Администрация, Классный руководитель | |
Проведение опросника тревожности | Февраль 2019 | Классный руководитель | |
Диспут «Что такое цель жизни?» | Март 2019 | Классный руководитель | |
Встреча с выпускниками школы, успешно обучающимися и работающими | Март 2019 | Классный руководитель | |
Встреча с людьми разных профессий «Человек трудом славен». | Апрель 2019 | Администрация, Классный руководитель | |
Конкурс эссе « Моя будущая профессия» | Апрель 2019 | Классный руководитель Библиотекарь | |
Защита проекта «Моя индивидуальная траектория» | Май 2019 | Классный руководитель, ЗДВР | |
Просмотр документального фильма «Профессии в лицах» | Май 2019 | Классный руководитель | |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии» | В течении года | Классный руководитель, ЗДВР | |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации:
| В течении года | Классный руководитель, ЗДВР, ученики | |
Создание банка данных о предварительном и фактическом устройстве в СПУ выпускников. | Август июнь | Классный руководитель | |
Чтение произведений художественной литературы о работе, труде и профессиях. Анализ | В течение года | Учитель русского языка и литературы | |
Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория» | с 1.09. 2017 по 25.05 2019 | Классный руководитель | |
Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников | сентябрь | Классный руководитель, ЗДВР |
Этапы реализации проекта
I этап – начальный
а) подготовительный
Инициативная группа проводит организационное собрание по разработке проекта и определяет план работы.
б) диагностический
В результате диагностики нужно выявить проценты формирования навыков профессиональной ориентации. Провести социологическое исследование «Для чего нужна профессия».
в) реализация проекта
Составление плана работы.
Установление связей с социальными партнерами.
Разработка программы «Кем я стану».
II этап – основной
а) теоретический
Информирование участников учебно-воспитательного процесса о профессиях: мероприятия, «круглые столы», акции, изготовление плакатов, буклетов, памяток.
Обучение подростков, молодёжи видам профессий: тренинги, беседы, деловые игры, «круглые столы», брей-ринги.
Вовлечение родителей в процесс самоопределения своих детей: родительские собрания, тренинги, беседы.
б) практический
Разработка стенда о выборе профессии
III этап - заключительный
Проводится диагностика на выявление успешности выбранных технологий для решения обозначенной проблемы и основных задач.
Предполагается определение перспектив по выбранным профессиям.
Выбор профессии для старшеклассников уже сегодня является осознанной необходимостью и именно для них проект реализует максимальное количество мероприятий и встреч, посвященных разным важным, но не очень модным сегодня специальностям. По завершении проектной работы я надеюсь на результаты – ученики нашей школы захотят выбрать те профессии, которые свяжут их жизнь с нашим селом, городом. Ведь на территории нашего поселения очень много предприятий, которые нуждаются в специалистах и мы должны делать всё возможное для процветания нашего города Кукмор.
Использованная литература:
- Активные формы профориентационной работы в школе/ сост. М.А.Большакова. – Ульяновск, 2004
- Административное управление воспитательным процессом/ сост. Н.П.Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград, 2006
- Профориентация старшеклассников: сб. учеб. - метод.материалов/ сост., ред. И коммент. Т.В.Черниковой. - Волгоград: Учитель, 2007. - 120 с.
- Настольная книга классного руководителя: справ. - метод. Пособ./ сост. В.А. Березина, Л.И. Виноградова; под ред. В.А.Березиной. - 2-е изд., пересмотренное. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.- 574 с.
- Психологическое сопровождение профильного обучения: методические материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index.
- Школьный психолог № 5, 6 «Мотивационный, профориентационной тренинг» / Радионов В., Ступницкая М.: 2011
- Школьный психолог № 6 «Проба профессии» / Шахова Е., Орлова О.: 2011
- https://utalents.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мастер-класс. Родительское собрание "Современная профориентация. Билет в будущее".
Презентация предназначена для проведения родительского собрания в 9 классе, беседы с родителями и детьми о выборе будущей профессии подростка....
Ранняя профориентация - билет в будущее.
В статье описывается работа школьной газеты "ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ"....
Инновационный проект БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ федерального проекта "Успех каждого ребенка"
Реализация проекта БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ...
Проект "Билет в будущее"
Социализация выпускников...
Профориентационный проект "Билет в будущее"
ПРОФПРОБА – это испытание или проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности.Она призвана способствовать сознательному, обоснованному выбору профессии...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»
Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...