Проект по профориентации: «Билет в будущее»
проект (8 класс) на тему

Миннебаева Алия Ринатовна

Выбор профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профориентация305.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Псякская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Проект по профориентации:

«Билет в будущее»

http://barfik.com/wp-content/uploads/2015/08/Kuda-poyti-uchitsya-verh.jpg

Подготовила проект: Классный руководитель         8                     класса

Кукмор, 2017

Важнейшим критерием разностороннего  развития личности является её отношение к труду. В этой связи ведущей социальной функцией общеобразовательной школы становится формирование у учащихся добросовестного отношения к труду, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми в трудовой деятельности, подготовка к выбору профессии. Поскольку личность формируется в деятельности, трудовая подготовка школьников должна не только осуществляться в процессе трудового обучения, общественно-полезного производственного труда, но и включать внеклассную воспитательную и профориентационную работу.

Очень важным звеном в работе классного руководителя 8 – 11 классов является деятельность по профессиональному самоопределению учеников. Сделать осознанно и правильно свой выбор, определиться с выбором необходимых для сдачи на ЕГЭ и ОГЭ предметов – задача не из легких. Для ее решения мы с ребятами организуем экскурсии на предприятия и учреждения своего района.  Такие классные часы как «Марафон профессий», «Путь к себе» помогают ребятам определиться с выбором. Не менее важным звеном является индивидуальная работа с каждым – доверительные беседы с учащимися и родителями, в ходе которых я лучше могу понять интересы и запросы семьи и при необходимости дать совет.

Актуальность проектной работы определяется тем, что в жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба  личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи. Поэтому одна из задач классного руководителя -  помощь ребятам при выборе профессии, которая принесет не только хороший доход, но и радость. Профессия – это вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Ученики уже в 8 классе должны задуматься над вопросом кем они станут, какие предметы необходимо готовить с большим усилием. И классный руководитель, являясь наставником, должен помощь им в этом сложном выборе. Ведь ученики должны выбрать те профессии, которые востребованы на рынке труда.

В Татарстане при поддержке руководства республики реализуется комплексная система по выявлению, развитию и сопровождению одаренных и талантливых детей и молодежи.  

C:\Users\Алия\Desktop\Классный рук-ль рабоч\Безымянный.png

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.

Задачи:

  • ознакомление с основными принципами выбора профессии;
  • сформировать положительное отношение к труду;
  • привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

Гипотеза: специально организованная и разработанная профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет способствовать оптимальному выбору профессии.

Проект рассчитан на  4 года. Данная работа началась в этом учебном 2017-2018 учебном году. Год его завершения 2020-2021 учебный год, когда мои ученики, уже выбрав для себя профессиональный путь, поступят в учебные заведения.

Работа по профориентации ведётся в 2-х направлениях: в теоретическом и практическом. Теоретическая работа представляет собой:

  • классные часы
  • тренинги по профессиям
  • психологические тренинги
  • профориентационные тестирования
  • анкетирования
  • беседы
  • дискуссии

Практическая работа:

  • экскурсии на предприятия и заводы, расположенные на территории Кукморского района.
  • знакомство с представителями различных видов профессий (в форме встреч и бесед)
  • посещение музеев
  • знакомство  с профессиями, которыми овладели родители одноклассников
  • разработка стенда о выборе профессий, который заставит задуматься о своём будущем и учеников из других классов
  • мероприятия с участием родителей

Проектная работа состоит из разделов, которые будут осуществляться в течение 2 лет

  • Профконсультация

Составляет важную часть профориентации в школе. Её задача состоит в том, чтобы на основе анализа состояния здоровья, анатомо-физиологических и социально-психологических качеств личности рекомендовать старшеклассникам подходящие для них специальности.

Профконсультация нацелена на оказание помощи ученикам в выборе такой профессии, в которой их личные возможности, интересы и устремления гармонически сочетаются с потребностями общества. Здесь целесообразно применить такие виды работ как анкетирование, тестирование.

  • Профадаптация

Это процесс, осуществляемый на рабочих места, в ходе практической трудовой деятельности. Организация и проведение массовых праздников совместно с коллективами предприятий, слёты поколений, конкурсы молодых рабочих по профессиям, выставки технического творчества учащихся и другие формы, утвердившиеся в опыте совместной работы школы и производств.

Место проведения занятий: группа, компьютерный кабинет, выездные экскурсии , диагностические центры.

Содержание проектной работы

 

№ п\п

Тема занятия

Срок проведения

Ответственные

Анкетирование. Диагностика для изучения познавательной сферы старшеклассников

Сентябрь 2017

Классный руководитель

Составление карты интересов

Сентябрь 2017

Классный руководитель

Организация тематических выставок по профориентации воспитанников  в  библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши»,

В течение года

Библиотекарь

Школа практической помощи                         « Познай самого себя»

Октябрь 2017

Классный руководитель

Беседа «Мир моих увлечений»

Октябрь 2017

Классный руководитель

Классный час: « Мои способности и возможности» (Возрастные особенности воспитанников юношеского возраста )

Ноябрь 2017

Классный руководитель

Экскурсия на «Кукморский завод Металлопосуды»

Ноябрь 2017

Классный руководитель, Администрация

Викторина по профориентации «Желания и потребности»

Декабрь 2017

Классный руководитель

 Час общения: «Как правильно выбрать профессию» .(Понятие                          о профессии и специальности..)

Январь 2018

Классный руководитель

Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.)

Январь 2018

Классный руководитель

Тренинг самопознания  «Воспитываем себя»

Февраль 2018

Классный руководитель

Родительское собрание «Кем я вижу своего ребёнка в будущем»

Март  2018

Классный руководитель

Конкурс рисунков «Кукмор – город с многолетней историей»

Февраль 2018

Классный руководитель, учитель ИЗО

Выпуск классной газеты «А кем станешь ты?»

В течение года

Классный руководитель, ученики

Экскурсия на Кукморскую меховую фабрику

Март 2018

Классный руководитель, Администрация

Классный час. Беседа  «Какие бывают профессии?»

Апрель 2018

Классный руководитель

Оформление общего альбома  класса                              «Мир профессий».

Апрель 2018

Классный руководитель, ученики

Дискуссия «Почему человек становится лучше, когда трудится»

Май 2018

Классный руководитель

Групповое собрание:                                «Отчего зависит выбор профессии? Быть полезным себе и людям».

Май 2018

Классный руководитель

Конкурс рисунков                                       «Моя любимая профессия».

Сентябрь 2019

Классный руководитель, учитель ИЗО

Экскурсия на «Кукморскую швейную фабрику»

Сентябрь 2019

Классный руководитель, Администрация

Родительское собрание: «Профессии, которые выбирают наши дети»

Октябрь 2019

Классный руководитель

Тестирование «Коммуникативно – организаторские склонности».

Октябрь 2019

Классный руководитель

 Час общения «Планирование профессионального пути.»

Ноябрь 2019

Классный руководитель

Деловая игра «Я и моя будущая профессия»

Ноябрь 2019

Классный руководитель

Экскурсия на Кукморский валяльно-войлочный комбинат

Декабрь 2019

Классный руководитель, Администрация

Обзор презентаций «Как выбрать профессию»

Декабрь 2019

Классный руководитель

Тренинг самопознания                       

Январь 2019

Классный руководитель

 Час общения « Как овладеть профессией"

Январь 2019

Классный руководитель

Единый День профориентации-Профориентационный час                         «Путь познания»,                                            Деловая  игра « Собеседование при приёме на работу»                                 Тренинг самопознания  «Что значит быть взрослым?»

Февраль 2019

Классный руководитель

Встреча с известными, успешными людьми, выходцами из Псякского, Асан-Елгинского, Арпаязского, Люгинского сельских поселений

По графику школы

Администрация, Классный руководитель

Проведение опросника тревожности

Февраль 2019

Классный руководитель

Диспут «Что такое цель жизни?»

Март 2019

Классный руководитель

Встреча с выпускниками школы, успешно обучающимися и работающими

Март 2019

Классный руководитель

Встреча с людьми разных профессий  «Человек трудом славен».

Апрель 2019

Администрация, Классный руководитель

Конкурс эссе « Моя будущая профессия»

Апрель 2019

Классный руководитель Библиотекарь

Защита   проекта «Моя индивидуальная траектория»

Май 2019

Классный руководитель, ЗДВР

Просмотр документального фильма «Профессии в лицах»

Май 2019

Классный руководитель

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии»

В течении

года

Классный руководитель, ЗДВР

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

  • Рубрика «Твое профессиональное будущее»
  • « Куда пойти учиться»

В течении

года

Классный руководитель, ЗДВР, ученики

Создание банка данных о предварительном и фактическом устройстве в СПУ выпускников.

Август

июнь

Классный руководитель

Чтение произведений художественной литературы о работе, труде и профессиях. Анализ

В течение года

Учитель русского языка и литературы

Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория»

с  1.09. 2017 по 25.05 2019

Классный руководитель

Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников

сентябрь

Классный руководитель, ЗДВР

Этапы реализации проекта

I этап – начальный

а) подготовительный

Инициативная группа проводит организационное собрание по разработке проекта и определяет план работы.

б) диагностический

В результате диагностики нужно выявить проценты формирования навыков профессиональной ориентации. Провести социологическое исследование «Для чего нужна профессия».

в) реализация проекта

Составление плана работы.

Установление связей с социальными партнерами.

Разработка программы «Кем я стану».

II этап – основной

а) теоретический

Информирование участников учебно-воспитательного процесса о профессиях: мероприятия, «круглые столы», акции, изготовление плакатов, буклетов, памяток.

Обучение подростков, молодёжи видам профессий: тренинги, беседы, деловые игры, «круглые столы», брей-ринги.

Вовлечение родителей в  процесс самоопределения своих детей: родительские собрания, тренинги, беседы.

б) практический

 Разработка  стенда о выборе профессии

III этап - заключительный

Проводится диагностика на выявление успешности выбранных технологий для решения обозначенной проблемы и основных задач.

Предполагается определение перспектив по выбранным профессиям.

Выбор профессии для старшеклассников уже сегодня  является осознанной необходимостью и именно для них проект реализует максимальное количество мероприятий и встреч, посвященных разным важным,  но не очень модным сегодня специальностям. По завершении проектной работы я надеюсь на результаты – ученики нашей школы захотят выбрать те профессии, которые свяжут их жизнь с нашим селом, городом. Ведь на территории нашего поселения очень много предприятий, которые нуждаются в специалистах и мы должны делать всё возможное для процветания нашего города Кукмор.


Использованная литература:

  1. Активные формы профориентационной работы в школе/ сост. М.А.Большакова. – Ульяновск, 2004
  2. Административное управление воспитательным процессом/ сост. Н.П.Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград, 2006
  3. Профориентация старшеклассников: сб. учеб. - метод.материалов/ сост., ред. И коммент. Т.В.Черниковой. - Волгоград: Учитель, 2007. - 120 с.
  4. Настольная книга классного руководителя: справ. - метод. Пособ./ сост. В.А. Березина, Л.И. Виноградова; под ред. В.А.Березиной. - 2-е изд., пересмотренное. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.- 574 с.
  5. Психологическое сопровождение профильного обучения: методические материалы по организации и проведению профильного обучения с использованием программы комплекса [электронный ресурс] Лонгитэд-ЭДК. - http://www.lnd.pu.ru/index.
  6. Школьный психолог № 5, 6 «Мотивационный, профориентационной тренинг» / Радионов В., Ступницкая М.: 2011
  7.  Школьный психолог № 6 «Проба профессии» / Шахова Е., Орлова О.: 2011
  8. https://utalents.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер-класс. Родительское собрание "Современная профориентация. Билет в будущее".

Презентация предназначена для проведения родительского собрания в 9 классе, беседы с родителями и детьми о выборе будущей профессии подростка....

Ранняя профориентация - билет в будущее.

В статье описывается работа школьной газеты "ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ"....

Проект "Билет в будущее"

Социализация выпускников...

Профориентационный проект "Билет в будущее"

ПРОФПРОБА  – это испытание или проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности.Она призвана способствовать сознательному, обоснованному выбору профессии...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...