Классный час на тему "Я - гражданин России"
классный час (9 класс) на тему
Цели:
Обучающие:
-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
-овладение технологией работы в группах.
Развивающие:
-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
Воспитательные:
-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
-воспитание и развитие личностных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ya_grazhdanin_rossii.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Я- гражданин России.
Цели:
Обучающие:
-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
-овладение технологией работы в группах.
Развивающие:
-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
Воспитательные:
-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
-воспитание и развитие личностных компетенций.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).
Оборудование:
1.Компьютер, проектор, экран
Ход классного часа:
I. Вступление
Учитель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, знакомым, друзьям и ко мне.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего?
(Ответы детей.) Нас объединяет наша Родина, страна Россия.
Прочитайте тему нашего классного часа. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России». Мне кажется, уместно будет начать классный час с прослушивания Гимна России, Гимна Краснодарского края т.к. это главная песня страны, её символ.
Звучит гимн России.
Учитель: Тема нашего классного часа посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Учитель: Давайте вместе вспомним календарь знаменательных дат.
(Ответы детей).
Календарь знаменательных дат:
20 ноября – Всемирный день ребёнка.
26 ноября – День матери России.
10 декабря – День защиты прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации,
23 февраля – День защитников Отечества.
II. Основная часть
Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:
Учитель: Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.
Гражданин:
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Пояснение понятия.
– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)
– Прочитайте второе пояснение.
Пояснение понятия.
Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например: «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов. «Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
(Ответы детей) Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
На доске открывается таблица, где записаны эти качества.
Настоящий гражданин должен:
– Знать и соблюдать законы государства.
– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.
– Быть добросовестным во всех делах.
– Охотно выполнять общественные поручения.
– Проявить готовность защищать Родину.
– Проявлять чувство ответственности и долга перед Родиной.
– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.
– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.
– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.
– Уметь встать на защиту слабых.
– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.
- Ребята, мы сейчас с вами перечислили качества гражданина и одно из них – проявить готовность защитить Родину. Это качество наиболее актуально, потому, что через несколько мы будем отмечать праздник – День защитника Отечества.
Многие наши солдаты и офицеры выполняя свой гражданский долг совершали подвиги и даже погибали во имя нашей Родины. Вы должны всегда помнить об этом.
- Ребята, а как в нашей школе отмечается этот великий праздник?
(Ответы детей) Каждый из нас участвует в смотре-строя и песни, готовятся стенгазеты, оказывается помощь ветеранам и участникам ВОВ.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
отец род
отчество родной
Отечество родители
Отчизна родня
Родина
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)
Учитель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)
Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.
– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)
Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов.
Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане?
Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту.
С момента подписания закон становится обязательным для всех. Вот почему так важно, чтобы все граждане страны принимали участие в выборах. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете.
Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями?
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Но что такое Родина?
Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
1) Соблюдать правила поведения и режим школы,
2) Бережно относится к школьному имуществу,
3) Уважительно относиться к взрослым,
4) Участвовать в жизни школы,
5) Защищать честь школы на спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах,
6) Добросовестно выполнять поручения взрослых.
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
III. Заключение
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Итог:
– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим близким, знакомым, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России».
Учитель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город.
Учитель: Ребята, скажите, а в каком месте мы живём?
(Ответы детей) Мы живём в Краснодарском крае.
Учитель: Скажите, а какое спортивное событие проходило у нас в стране летом?
(Ответы детей) У нас в стране проходил чемпионат мира по футболу.
Учитель: Вся страна болела за наших спортсменов и желала им только побед! И наши футболисты не подвели! Показали хорошую игру. Это событие объединило нашу страну в радостном порыве! Несколько игр состоялось на Сочинском стадионе. Это говорит о том ,что у нас в крае есть спортивные объекты мирового масштаба.
- Ребята, наш край богат, красив и могуч. Мы все должны гордиться тем, что мы живем в таком прекрасном уголке нашей страны. О Краснодарском крае сложено много стихов и песен. Давайте завершим наш классный час песней о нашем любимом крае (песня «Ой, да, Краснодарский край!»).
На этом наш классный час заканчивается, благодарю всех за внимание и участие. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Новая Россия начинается с 1812 года»
Классный час посвящён Дню воинской славы России, воспоминаниям о знаменательном событии в истории России, победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, чтобы молодое подрас...
Классный час по теме "Моя Россия"
Классный час "Моя Россия" посвящен Дню Конституции Российской Федерации. Методическая разработка включает в себя план-конспект мероприятия и презентацию по его сопровождению....
Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"
Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России" по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....
Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"
Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России" по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.
Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...
Презентация по теме Гражданин России
Презентация по Теме №1 к учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...