Классный час на тему "Я - гражданин России"
классный час (9 класс) на тему

Цели:

Обучающие:

-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;

-овладение технологией работы в группах.

Развивающие:

-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

Воспитательные:

-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

-воспитание и развитие личностных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_grazhdanin_rossii.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Я- гражданин России.

Цели: 

Обучающие:

-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;

-овладение технологией работы в группах.

Развивающие:

-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

Воспитательные:

-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

-воспитание и развитие личностных компетенций.

Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).

Оборудование:

1.Компьютер, проектор, экран

Ход классного часа:

I. Вступление

Учитель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, знакомым, друзьям и ко мне.

– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего?

(Ответы детей.) Нас объединяет наша Родина, страна Россия.

Прочитайте тему нашего классного часа. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России». Мне кажется, уместно будет начать классный час с прослушивания Гимна России, Гимна Краснодарского края т.к. это главная песня страны, её символ.

Звучит гимн России.

Учитель: Тема нашего классного часа посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Учитель: Давайте вместе вспомним календарь знаменательных дат.

(Ответы детей).

Календарь знаменательных дат:

20 ноября – Всемирный день ребёнка.

26 ноября – День матери России.

10 декабря – День защиты прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации,

23 февраля – День защитников Отечества.

II. Основная часть

Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:

Учитель: Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.

Гражданин:

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия.

– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)

– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)

– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)

– Прочитайте второе пояснение.

Пояснение понятия.

Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.

Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например: «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов. «Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?

(Ответы детей) Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

На  доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

– Знать и соблюдать законы государства.

– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

– Быть добросовестным во всех делах.

– Охотно выполнять общественные поручения.

– Проявить готовность защищать Родину.

– Проявлять чувство ответственности и долга перед Родиной.

– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

– Уметь встать на защиту слабых.

– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

- Ребята, мы сейчас с вами перечислили качества гражданина и одно из них – проявить готовность защитить Родину. Это качество наиболее актуально, потому, что через несколько мы будем отмечать праздник – День защитника Отечества.

Многие наши солдаты и офицеры выполняя свой гражданский долг совершали подвиги и даже погибали во имя нашей Родины. Вы должны всегда помнить об этом.

- Ребята, а как в нашей школе отмечается этот великий праздник?

(Ответы детей) Каждый из нас участвует в  смотре-строя и песни, готовятся стенгазеты, оказывается помощь ветеранам и участникам ВОВ.  

– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?

отец                                                    род

отчество                                             родной

Отечество                                          родители

Отчизна                                             родня

                                                           Родина

– Почему слова каждой группы мы называем родственными?

Родина берёт начало с отчего дома.

«Отчий дом» – дом твоего отца.

«Отчество» – величание по имени отца.

«Отечество» – земля наших отцов.

– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?

Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.

 

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя!

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя!

Школа, где твои друзья.

Это – Родина твоя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина!

Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)

Учитель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)

 

Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.

– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов.

Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане?

 Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту.

С момента подписания закон становится обязательным для всех. Вот почему так важно, чтобы все граждане страны принимали участие в выборах. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете.

Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями?

Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Но что такое Родина?

Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос.

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.

Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

1) Соблюдать правила поведения и режим школы,

2) Бережно относится к школьному имуществу,

3) Уважительно относиться к взрослым,

4) Участвовать в жизни школы,

5) Защищать честь школы на спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах,

6) Добросовестно выполнять поручения взрослых.

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

III. Заключение

Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

Итог:

– Какие слова в нашей беседе были главными?

– О чём вы расскажите своим близким, знакомым, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России».

Учитель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город.

     Учитель: Ребята, скажите, а в каком месте мы живём?

(Ответы детей) Мы живём в Краснодарском крае.

     Учитель: Скажите, а какое спортивное событие проходило у нас в стране летом?

(Ответы детей) У нас в стране проходил чемпионат мира по футболу.

Учитель: Вся страна болела за наших  спортсменов и желала им только побед! И наши футболисты не подвели! Показали хорошую игру. Это событие объединило нашу страну в радостном порыве! Несколько игр состоялось на Сочинском стадионе. Это говорит о том ,что у нас в крае есть спортивные объекты мирового масштаба.

- Ребята, наш край богат, красив и могуч. Мы все должны  гордиться тем, что мы живем в таком прекрасном уголке нашей страны. О Краснодарском крае сложено много стихов и песен.  Давайте завершим наш классный час песней о нашем любимом крае (песня «Ой, да, Краснодарский край!»).

        На этом наш классный час заканчивается, благодарю всех за внимание и участие. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Новая Россия начинается с 1812 года»

Классный час посвящён Дню воинской славы России, воспоминаниям  о знаменательном событии в истории России,  победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, чтобы молодое подрас...

Классный час по теме "Моя Россия"

Классный час "Моя Россия" посвящен Дню Конституции Российской Федерации. Методическая разработка включает в себя план-конспект мероприятия и презентацию по его сопровождению....

Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"

Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России"  по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....

Технологическая карта и конспект урока на тему "Гражданин России"

Технологическая карта урока и конспект на тему "Гражданин России"  по обществознанию для 5 класса соответствует ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...

Презентация по теме Гражданин России

Презентация по Теме №1 к учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...