Классный час на тему: «Новая Россия начинается с 1812 года»
классный час (10 класс) по теме

 

Классный час посвящён Дню воинской славы России, воспоминаниям  о знаменательном событии в истории России,  победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, чтобы молодое подрастающее поколение никогда не забывало о героических страницах истории нашего Отечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«Недаром помнит вся Россия»

Классный час на тему:

«Новая Россия начинается с 1812 года» 


Работу выполнила:

Иванова Эльза Геннадьевна

учитель географии и обществознания

МБОУ «СОШ №» г. Чебоксары

Цель мероприятия:

  1. развитие у детей чувство патриотизма и гордости за свое Отечество,
  2. интереса к истории своей страны,
  3. формирование активной гражданской позиции
  4. расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года
  5. формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России
  6. побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях

За неделю до мероприятия из числа учащихся выбираются два историка и два чтеца. В качестве ведущего выступает учитель.

Ход мероприятия.

Вступительное слово классного руководителя.

Ребята, сегодняшний классный час мы посвятим Дню воинской славы России, воспоминаниям  о знаменательном событии в истории России. Это победа русского народа в Отечественной войне 1812 года, и в нашей памяти оживают героические страницы истории нашего Отечества.

До начала беседы  проведём разминку «Перестрелка».  (Класс делится на две команды)

Вам нужно быстро ответить на вопросы.

  1. Кто был императором России во время Отечественной войны 1812 года? (Александр 1).
  2. Какое подразделение русской армии обороняло Курганную высоту в начале Бородинского сражения? (Батарея Раевского).
  3. Войска какого генерала защищали укрепление флеши на Бородинском поле? (Багратиона).
  4. Поэт-партизан, лихой гусар, инициатор партизанского движения в Отечественной войне 1812 г. (Д. Давыдов).
  5. «Певец во стране русских воинов» - так называл свое произведение поэт – участник Бородинской битвы. Назовите фамилию поэта. (Жуковский).
  6. «Кавалер-девица», «русская амазонка» - так называли единственную женщину, которая была участницей Бородинского сражения. Как ее звали? (Надежда Андреевна Дурова).
  7. В каком произведении М. Лермонтова подробно описывается Бородинское сражение? (Стихотворение . «Бородино»).
  8. В каком произведении Л. Толстого подробно рассказывается о войне 1812 г.? (роман «Война и мир»).

(Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов)

А теперь слово нашим историкам.

Историк 1.

С конца XVIII в. в Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция евро пейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.

Надежды Александра I избежать участия в междуна родных конфликтах   не оправдались, т.к. Франция перестала счи таться с интересами России и пыталась ослабить её влияние как на Западе, так и на Востоке.

Историк 2.

Ни  к одной из войн Наполеон не готовился так тщательно, как к походу на Россию. Подробнейшим образом разрабатывался план предстоящей кампании, тщательно изучался театр военных действий, создавались огромные склады боеприпасов, обмундирования и продовольствия. Были проведены новые наборы в армию. Под ружье была поставлена огромная

армия, насчитывавшая до 1200 тыс. солдат.

Историк 1.

К войне готовилась и Россия. Уже с 1808 г. началось перевооружение русской армии, увеличение ее численности, укрепление западных границ, строительство новых приграничных крепостей, устройство складов боеприпасов, продовольствия и фуража.

На слайде показана форма французских и русских солдат в 1812 году.

Историк 2.

В 2 часа утра 24 июня 1812 года Наполеон приказал начать переправу на русский берег Немана через 4 наведённых моста выше Ковно. Армия Наполеона, численностью 420 тыс. человек, лишь наполовину состояла из французов. Вторую по ловину составляли воины покоренных народов Европы. Скомплектованная по принудительному принципу — жаж де славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины при зывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять вой ска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплек товалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа муж чин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужского на селения страны не были обучены военному делу.

Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце».

С нашей стороны общее руководство русскими войсками осуществлял военный министр Барклай де Толли. Наши военачальники, видя тройное превосходство противника, понимали: если

немедленно броситься в бой и драться до последнего, то это приведет к поражению и гибели всей России. Поэтому было принято единственно верное решение: увернуться от удара противника, сберечь войска, отвести их вглубь России, соединить три армии в единое войско, пополнить его численный состав за счет резерва, измотать армию Наполеона, отрезать её от Европы, лишив поставок продовольствия, фуража, боеприпасов, и только потом нанести решающий удар. Так началась Отечественная война.

Игра «Высота 1812».

А теперь мы проведем свое игровое сражение, которое называется «Высота 1812 года». Ведь история Отечественной войны 1812 года – это такая высота, которую обязательно нужно взять, иначе мы не будем достойны наших великих предков.

Начинаем наш конкурс. В нем участвуют две команды, которым предстоит штурмовать высоту 1812 года. В ходе штурма они будут отвечать на вопросы, каждый из которых оценивается в 1 балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов и займет высоту. Начинаем игру.

Первый конкурс «Канонада».

Этот конкурс включает в себя вопросы посложнее. Время на обсуждение 3 минуты.

  1. Где можно встретить портреты всех генералов 1812 г.? (Эрмитаж).
  2. Как долго находилась в Москве французская армия? (месяц).
  3. Почему у французских солдат не было теплой одежды? (Наполеон надеялся, что осенью его армия вернется в Париж).
  4. У Кутузова были генералы и инфантерии. Какими войсками они командовали? (пехотой).
  5. Какую форму имеет построение каре? (квадрат).
  6. Эту икону пронесли перед Бородинской битвой по русскому лагерю, и 154-тысячная армия пала перед ней на колени. За иконой с обнаженной головой шел сам Кутузов со своим штабом. Какая это икона? (Икона покровительницы России – Смоленской божьей матери).

Второй конкурс «Кавалерия».

Теперь постарайтесь угадать о каких кавалеристах идет речь с помощью четырех подсказок.

Первая команда.

Солдаты легкой кавалерии…

  1. В их задачу входили рейды в тыл противника и проведение разведки.
  2. На вооружении у них были сабля, карабин (короткое ружье) и пистолеты.
  3. Среди других кавалерийских частей они выделялись своей красивой и оригинальной формой, состоящей из доломана (короткой венгерской куртки, расшитой цветными шнурами), ментика (короткой обшитой мехом куртки, которую обычно носили наброшенной на одно плечо) и чакчир (расшитых цветным узором рейтуз). На голове они чаще всего носили высокий кивер с козырьком и пышным цветным султаном.
  4. Впервые появились они в Венгрии.

(гусары).

Вторая команда.

Солдаты тяжелой кавалерии…

  1. Их задача – прорвать оборону противника и расчистить путь для легкой кавалерии и пехоты.
  2. На вооружении у них был палаш (прямой, длинный клинок), карабин и пистолет.
  3. Они носили каску и металлические латы в качестве защитного вооружения.
  4. Эти металлические латы назывались «Кираса».

(кирасиры).

Третий конкурс «Военные переводчики».

Вы должны объяснить некоторые военные термины из стихотворения М.Лермонтова «Бородино».

  1. «Но тих был наш бивак открытый…». Что такое бивак и почему он открытый? (привал, стоянка под открытым небом.).
  2. «Кто кивер чистил весь избитый…». Что такое кивер и почему он был избитый? (высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком, избитый пулями).
  3. «Звучал булат, картечь визжала…». Что такое картечь и почему она визжала? (снаряды ближнего действия, предназначенные для открытого поражения людей, летят со свистом).
  4. «Прилег  вздремнуть я у лафета…». Что такое лафет и почему пришлось возле него спать? (станок артиллерийского орудия, возле него спали, опасаясь неожиданной атаки).

Пятый конкурс «Закончи фразу».

И в последнем конкурсе вы должны показать как вы знаете крылатые выражения.

  1. Наполеон говорил о генерал-лейтенанте Н.Раевском: «Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются …» (маршалы).
  2. Английский генерал Р.Вильсон, автор книги о русской армии, говорил: «Русский солдат хотя и родился в рабстве, но его дух …» (не уничтожен).
  3. А. Суворов говорил о М. Кутузове «Он шел у меня на левом крыле, но был моей…» (правой рукой).
  4. Русские солдаты говорили: «Пришел Кутузов …» (бить французов).
  5. Закончите фразу  Наполеона: «Если бы я пошел на Петербург, то взял бы Россию за голову, если бы я пошел на Киев, то схватил бы ее за ноги, а если я пойду на Москву, то поражу империю …» (в самое сердце).
  6. Закончите фразу  Наполеона: «Каждый мой солдат носит в своем ранце…» (маршальский жезл).

Итак бой за высоту 1812 закончен. Высоту взяла команда (называется),  приветствуем победителей торжественным залпом аплодисментов.

Учитель:

Одной из героических страниц Отечественной войны 1812 года является оборона Смоленска в августе 1812 года. 16 августа 1812 г. на рассвете Наполеон обрушил на укрепления русских пехоту, кавалерию и огонь 300 орудий. Под их ядрами и гранатами запылал весь город. Горели дома, магазины, сараи, амбары. Рушились здания. Среди огня, в дыму и пыли, метались жители, плакали дети, стонали раненые. После страшной бомбардировки Наполеон бросил на штурм Смоленска знаменитые корпуса Нея, Даву, Мюрата. Этот штурм был отражён корпусом Дохтурова, дивизией Коновницына. Наполеон понял, что штурмом не возьмет Смоленск, и задумал обойти его. Но Барклай-де-Толли разгадал маневр Наполеона и приказал отступать. Командиры, солдаты негодовали и рвались в бой: они же два дня били французов! Но Барклай исполнял свой долг: «Великая армия» была все еще много сильнее. Рисковать было нельзя: другой армии у России не было.  Пылал красавец Смоленск, в котором из 2500 домов уцелело 350, все церкви были разрушены. С солдатами уходили и жители.

Утром французские войска вошли в город и бросились грабить то, что уцелело от огня.

Наполеон потерял под Смоленском 15000 солдат и офицеров — и не достиг цели. Русская армия, потеряв 10000 человек, сохранила свои основные силы и снова отошла, закрывая дорогу на Москву.

Наполеона всегда поражала стойкость и боевое умение русских солдат. Одного из них он увидел мертвым на берегу Днепра. Императору  доложили, что этот русский солдат, укрывшись на берегу, один удерживал у переправы роту французов. Каждый выстрел

этого русского егеря бил наповал. Пришлось подтащить пушку. Её ядра разбили в щепы

дерево, служившее ему укрытием. Только к ночи русский прекратил стрельбу, погибнув.

Чтец 1.

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

Историк 1. 

8(20) августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии. . «Приехал Кутузов бить французов», — говорили солдаты.

Сообщение учащегося: «Биография М. И. Кутузова».

Кутузов ещё ближе отступил к Москве. Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, он решил дать главное сражение Наполеону.

Силы сторон были примерно равны. Русская армия на считывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Наполеон имел 135 тыс. человек и 587 орудий. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г. в по ловине шестого утра. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.

Самые ожесточенные бои развернулись вначале на Багратионовых флешах. Они длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Флеши были захвачены противником лишь в се редине дня. Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Раевского. Здесь русские герои штыковыми ударами от брасывали противника несколько раз, и лишь к концу дня францу зам удалось захватить центральную батарею. Правда, вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. Од нако и Кутузов отдал приказ отступать к Москве. Из воспоминаний современника Ю. Н. Бартенева: «Здесь был совершенный ад, кучи тел, вопли умирающих сопутствуют тебя повсюду: иного увидишь без головы, другого без рук и ног. Все почти шевелят губами... и просят добить их до смерти, дабы не чувствовать такого жестокого мучения, какое они ощущают».  Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В письме к жене Кутузов

писал: «Я, слава Богу, здоров, мой друг, не побит, а выиграл баталию над Бонапартом».

Историк 2.

Несмотря на видимый успех неприятеля, фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было ве лико как никогда. У французов и их союзников пало около 60 тыс. человек. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми». 1 сентября Кутузов, получивший накануне высший военный чин генерал - фельдмаршала, на военном совете в подмосковной деревне Фили принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения ар мии. Это оказалось единственно верным в тех условиях шагом, спасшим Россию. «С потерей Москвы не потеряна Россия» говорил М. И. Кутузов. 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней двинулось население. Наполеон вступил в опустев ший город и отдал его на разграбление своей армии. В соборах Кремля были устроены конюшни. Грабежи и насилие над остатка ми населения носили невиданный характер. Разворованы были даже захоронения русских царей в Архангельском соборе Кремля. В Москве начался пожар, опустошивший весь город.

Чтец 2.

«Напрасно ждал Наполеон, 
Последним счастьем упоенный, 
Москвы коленопреклоненной, 
С ключами старого Кремля: 
Нет, не пошла Москва моя 
К нему с повинной головою. 

Не праздник, не приёмный дар, 
Она готовила пожар 
Нетерпеливому герою». 
А. С. Пушкин

Историк 1.

С первых же дней война носила всена родный, отечественный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило 13 тыс. человек. По всей России шел сбор материальных ценностей для армии. Сум ма пожертвований превысила доходную часть ежегодного бюджета страны.

Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь русской ар мии продовольствием, но и сами боролись с противником. Крестьяне решительно отка зывались продавать продовольствие и фу раж французам, а при приближении не приятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, а сами уходили в леса. Еще до Бородинского сражения На полеон терял ежедневно по нескольку со тен солдат, которые гибли от рук партизан - крестьян.

После Бородинского сражения по инициативе адъютанта П. И. Багратиона Дениса Васильевича Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер. Ста ли создаваться армейские партизанские отряды. Первый из них в составе 50 гусар и 80 казаков возглавил сам Давыдов, другой — штабс-капитан Александр Фигнер. Отлично владея французским языком, Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том чис ле в захваченной Москве (он даже намеревался убить Наполеона).

Большую известность приобрел крестьянский партизанский от ряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Моск вой. Этот отряд включал 5,5 тыс. человек и не раз успешно громил довольно крупные силы регулярной армии Наполеона. Всероссий скую известность своими отважными дей ствиями против войск противника приоб рела крестьянка-партизанка Сычёвского уезда Смоленской губернии Василиса Ко жина. Лишь за первый месяц после Боро динского сражения неприятель потерял от действий партизан 30 тыс. человек. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве Наполеон терял ежедневно полторы тысячи человек.

Чтец 1.

О героях 1812 года

«Да, были люди в наше время, 
Не то, что нынешнее племя: 
Богатыри — не вы. 
Плохая им досталась доля: 
Немногие вернулись с поля. 
Не будь на то господня воля, 
Не отдали б Москвы!»

М. Лермонтов

Историк 2.

Пребывая в Мо скве в течение месяца, уже понимая свою обреченность, Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма так и не получил.

Тогда Наполеон в преддверии зимы ре шил выйти из Москвы и двинуть остатки

армии на неразорённый юг России. Перед выходом из города он приказал взорвать Кремль, храм Василия Блаженного и другие на циональные святыни. Лишь благодаря самоотверженности русских патриотов удалось сорвать эти планы.

6 октября французы покинули Москву, но на их пути встала увеличившаяся численно русская армия. Поражения, помеченные французам под Тарутином и Малоярославцем (этот город восемь раз переходил из рук в руки), вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим разоренную Смоленскую дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стала ещё  одним бедствием для французов. «Великая армия» превратилась в неуправляемую огромную голодную и обмерзшую толпу. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки «Великой армии». Сам император еще раньше, бросив войска, он бежал в Париж. Встретившим его придворным на вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить: «Армии больше нет!»

В конце декабря 1812 г. генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно от ражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, башкиры, грузины и представители многих других народов. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

Использованная литература и источники:

  1. Энциклопедия для детей «История России»;
  2. А. В. Давыдова «Классные часы» Москва «ВАКО»  2008 год.

Автор материала (ФИО)

Иванова Эльза Геннадьевна

Должность

Учитель географии и обществознания

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» города Чебоксары

Название материала

Классный час «Новая Россия начинается с 1812 года» 

Вид ресурса

Текстовый документ

Цели, задачи материала

развитие у детей чувство патриотизма и гордости за свое Отечество,

интереса к истории своей страны,

формирование активной гражданской позиции

расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года

формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России

побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях

Список литературы

Энциклопедия для детей «История России»;

А. В. Давыдова «Классные часы» Москва «ВАКО»  2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный конкурс«Недаром помнит вся Россия» "Отечественная война 1812 года

В моей презентации рассказывается о Отечественной войне 1812 года)...

Социально-экономическое развитие России после войны 1812 года

Презентация раскрывает причины экономического кризиса России в 1812-1815 года и меры по выведению страны из кризиса...

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

Разработка урока по истории России «Отечественная война 1812 года»

Двухчасовое занятие позволяет сформировать общее представление о войне 1812 года, причинах, ходе и итогах....

Россия в войне 1812 года

Учебный материал к уроку 6 класса...