В мире профессий
материал (9 класс) по теме

Петрова Светлана Трофимовна

Цели:  Закрепить знания учащихся о  профессиях; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному вы­бору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску инфор­мации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ « Нартасская школа – интернат»

В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

                                                              Подготовила и провела:

                                           Петрова С.Т.,

                                                               воспитатель I категории

пос. Нартас

Цели:  Закрепить знания учащихся о  профессиях; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Форма проведения:  занятие кружка

 

        Оборудование:  компьютер, презентация, листочки с заданием и  ручки по

   количеству детей

Ход занятия:

Вступительное слово воспитателя:

Рабочий? Строитель? Учитель?
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может нужней инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
чтоб армию сделать сильней?
Отбросьте ненужные споры
о том, кто важней для страны.
Ответим: для нашей России
Профессии все нужны.
           (Ф.С. Махов)

-О чём ребята это стихотворение? (ответы детей)  Слайд 2.

- Правильно! Мы сегодня с вами будем говорить о профессиях. И  тема нашего занятия «В мире профессии». Слайд 1

Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. 

Когда    человек    не    знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека. Слайд 3.

       

          -Ребята, а что такое профессия? (ответы детей)

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих  определенной  подготовки и  являющихся  источником существования.

(учитель, врач…)  Слайд 4.

Помимо профессии есть ещё и  такие понятия как специальность и должность

        

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии. ( Кассир, учитель начальных классов…)  Слайд 5.

Должность – это служебная обязанность, это круг  действий, возложенных на определённого человека  и обязательных для исполнения. (Главный бухгалтер, завуч, заведующий магазином…) Слайд 6.

Основная часть

Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла слова американского изобретателя Чарльза  Кеттеринга: «Я интересуюсь своим будущим, потому что хочу провести в нем всю жизнь». // Слайд 7.  И ведь, в самом деле, выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность бывает трагичным. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «некуда  деваться». Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.

Например:  Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.

Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека? (ответы детей)

         В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности.

Как Вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии?  (Высказываются 2-3 человека)  

(Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы)

Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень переменчива.

Следовательно, какую мы можем вывести формулу? (ответы детей)

На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:  ХОЧУ, МОГУ, НАДО. // Слайд 8.

Давайте подробнее на них остановимся:

ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И. А. Крылова  «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

Как вы понимаете это высказывание? ( Высказываются 2-3 человека)(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

         Совершенно верно.  Это  счастье, когда способности и интересы,   совпадают.

А как это можно назвать, одним словом? (ответ  детей - Призвание) 

Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки.

НАДО – учитывать потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий.

Самое  нелегкое в жизни — выбор правильного пути, своей профессии. Ведь профессия - это труд, который выбирают на всю жизнь.  Для того, чтобы найти свое место под солнцем, необходимо быть хорошо информированным человеком, уметь планировать свои дела, реально оценивать шансы, легко адаптироваться к незнакомым людям, знать, кто на рынке труда пользуется особенным спросом. Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть?  

Наиболее типичные ошибки при выборе профессий, которые допускают:  Слайд 9.  

- следование чужим советам, выбор за компанию;

- выбор близлежащего училища или внешне привлекательной, престижной профессии;

- отсутствие существенной информации о профессии или специальности;

- незнание своих личных особенностей.

Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей не нужности и не востребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Для того чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в пять больших групп, типов.

Слайд 10.      Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

       Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

       Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

       Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки:  устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые люди, архитекторы.

        Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

       Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

Физкультминутка:

А теперь все дружно встали

И в профессию  сыграли –

Так мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Нажимай скорей педали!

Руль теперь в руках у нас-

Очень быстро едет класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз-кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

А сейчас вы должны распределить профессии по этим  5 типам.

Задание 1 - Типы профессий.  Слайд11.  

Распределите  профессии по 5 типам

Человек - человек.  Человек - техника.  Человек – природа.  Человек -  знаковая система.  Человек – художественный образ.

(Водитель,животновод,артист,бухгалтер,журналист,учитель,строитель,врач,  столяр,воспитатель,тракторист,ветеринар,овощевод,художник,учёный).  

Проверяем.  Слайд12.  

Человек – человек: Учитель, врач, воспитатель.

Человек – техника: Водитель, тракторист, столяр.

Человек – природа: Ветеринар, овощевод, животновод.

Человек - знаковая система: Бухгалтер, строитель, учёный.

Человек – художественный образ: Художник, журналист, артист.

Задание 2 -  Распределение профессий, специальности, должности. 

Прежде  чем распределите  в 3 группы -  профессию, специальность, должность

Вспомним что такое профессия? 

Что такое специальность? 

Что такое должность?  Слайд13.

Распределить: Слайд14. Главный бухгалтер, кассир, бухгалтер;

Учитель,  учитель начальных классов, завуч;

Продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров;

Лесник, главный лесничий, директор лесхоза.

Проверяем: Слайд 15.  

Профессия: Бухгалтер, учитель, продавец, лесник.

Специальность: Кассир,  учитель начальных классов, продавец продовольственных товаров, главный лесничий.

Должность:  Главный бухгалтер, завуч, заведующий магазином, директор лесхоза.

А информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить:  Слайд 16.  

в справочниках для поступающих в учебные заведения;

в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;

в рекламных объявлениях;

в библиотеках;

в Отделе планирования профессиональной карьеры и профориентации;

при личных посещениях учебных заведений. (обратить внимание на выставку справочников для поступающих)

Давайте посмотрим следующие слайды.

Задание 3.  Слайд 17.  Кому нужны эти предметы?

Задание 4. Слайд 18.   Угадай профессию?

Задание 5.  Слайд 19.  Пословицы о труде: /Дополни пословицу/

Проверяем пословицы.  

Без труда не вытащишь  и рыбку из пруда.

Труд человека кормит,  а лень портит.

Без труда нет плода.

Дело мастера боится.

Труд кормит и одевает.

Тяжело тому, кто от работы бежит.

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

Заключительное слово

           Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас.  А, чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Я хочу обратиться к классикам, может быть они сумеют помочь вам сделать свой правильный выбор. 

Слайды с высказываниями:

Слайд 20.  Виктор Гюго писал: «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне»

Слайд 21. Лев Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся»

Слайд 22.  И. А. Крылов писал: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

Подведение итогов (рефлексия)

Что интересного вы узнали сегодня? (ответы детей)

Что осталось в памяти? (ответы детей)

О чем можно задуматься? (ответы детей)

Вот вы уже заканчиваете  школу,  подошло время выбора профессии. Перед вами открывается множество дорог, где вы сможете найти своё место в этом мире. Может, ты станешь рабочим на заводе или строителем, может водителем трамвая или автомехаником, если любишь готовить когда-нибудь будешь поваром или откроешь свое кафе. Как хорошо помечтать! Но, не забывай, что у каждого в жизни своя дорога, своя судьба. Не ленись и не старайся искать легких дорог, путь к успеху – всегда работа до седьмого пота. Какую бы профессию ты не выбрал – все профессии нужны, все профессии важны!

Выбирай по вкусу дело, чтоб оно не надоело! Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. Удачи вам и успехов в выборе правильной дороги своей жизни. Пусть ваша жизнь будет удачной и счастливой.

Слайд 23.  Ищите себя!  Найдите себя! Желаю успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В мире профессий»

Слайд 3

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека

Слайд 4

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Что такое профессия?

Слайд 5

Что такое специальность? Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

Слайд 6

Что такое должность? Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения.

Слайд 7

Чарльз Кеттеринг Я интересуюсь своим будущим, потому что хочу провести в нем всю жизнь.

Слайд 8

формулу успешного выбора: Профессио- нальные интересы, Склонности Состояние здоровья, Профессиональная квалификация, Профессиональные способности Спрос на рынке труда, Возможности трудоустройства

Слайд 9

Наиболее типичные ошибки при выборе профессии: 1. следование чужим советам, выбор за компанию; 2. выбор близлежащего училища или внешне привлекательной, престижной профессии; 3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности; 4. незнание своих личных особенностей.

Слайд 10

типы профессий Т Человек-техника П Человек-природа Ч Человек-человек З Человек-знаковая система Х Человек-художественный образ

Слайд 11

Типы профессий Распределите профессии по типам Человек - Человек Человек - Техника Человек - Природа Человек - Знаковая система Человек - Художественный образ Водитель, животновод, артист, бухгалтер, журналист, учитель, строитель, врач, столяр, воспитатель, тракторист, ветеринар, овощевод, художник, учёный.

Слайд 12

Человек - Человек Человек - Техника Человек - Природа Человек - Знаковая система Человек - Художественный образ социальный работник водитель биолог оператор ПК дизайнер учитель токарь эколог бухгалтер, журналист врач слесарь зоотехник физик вокалист Проверяем! Человек - Человек Человек - Техника Человек - Природа Человек - Знаковая система Человек - Художественный образ Учитель Водитель Ветеринар Бухгалтер Художник Врач Тракторист Овощевод Строитель Журналист Воспитатель Столяр Животновод Ученый Артист

Слайд 13

Профессия – Что такое профессия? Что такое специальность? Специальность – Что такое должность? Должность – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. это вид занятия в рамках одной профессии. это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения.

Слайд 14

Распределите профессии, должности и специальности по данным видам Профессия Должность Специальность Главный бухгалтер, кассир, бухгалтер; Учитель, учитель начальных классов, завуч; Продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров; Лесник, главный лесничий, директор лесхоза.

Слайд 15

Проверяем! Профессия Должность Специальность Бухгалтер Главный бухгалтер Кассир Лесник Директор лесхоза Главный лесничий Учитель Завуч Учитель начальных классов Продавец Заведующий магазином Продавец продовольственных товаров

Слайд 16

Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить: в справочниках для поступающих в учебные заведения; в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET ; в рекламных объявлениях; в библиотеках; в отделе планирования профессиональной карьеры и профориентации; при личных посещениях учебных заведений

Слайд 17

Кому нужны эти предметы?

Слайд 18

Угадай профессию

Слайд 19

Пословицы о труде Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Без труда нет плода. Дело мастера боится. Труд кормит и одевает. Тяжело тому, кто от работы бежит. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

Слайд 20

«Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.»

Слайд 21

Лев Толстой писал: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Слайд 22

Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.

Слайд 23

Ищите себя! Найдите себя! Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"

Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...