Самоуправление.
материал (9 класс) по теме

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_v_9_a_2018g.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и                                              возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление превратится в фикцию или игру».

Слайд 1.

Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

      Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, противоположные критерии духовных и нравственных ценностей, семейные неурядицы и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».

     Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

   Слайд 2.  

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

     Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед одноклассниками по общему делу. Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, иногда выбор темы для классного часа, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, помощь в сборе и проверке дневников, подготовка к праздникам и мероприятиям.

      Классное самоуправление – это серьезно. Наш классный коллектив имеет все атрибуты: свой девиз, свои законы и правила, свой сайт, который отражает всю нашу школьную жизнь с 5 по 9 класс.

Слайд 3.

Могу выделить три этапа развития самоуправления в нашем классе:

1-й этап - зарождение, под девизом «Делай, как я!» 5 - 6 класс

2-й этап - становление: «Делай, как большинство из нас!»; 7 - 8 класс

3-й этап  - самосовершенствование: «Делай, как лучшие из нас!». 9  класс

      На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.            

      Мы переходили из класса в класс, не сразу все получалось с работой актива класса. Было много споров, дискуссий. Но, не смотря ни на что, за эти годы у нас сложилась определенная система  ученических и человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Традиционными стали многие  праздничные мероприятия, походы. Немаловажную роль в становлении классного коллектива имеет наше участие в классных, общешкольных и городских мероприятиях. Мы стараемся принимать участие во всех школьных праздниках, предметных неделях, конкурсах.

Слайд 4.

Поручения в нашем классе  разделяются по характеру деятельности:

- Учебный сектор

- Трудовой сектор

- Спортивный сектор

- Культмассовый сектор

- Пресс-центр (редколлегия)

Староста и заместитель старосты – курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям – предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса.

Они же являются представителями класса в школьном комитете самоуправления, в обязанности которого входит посещение  сборов общешкольного комитета самоуправления и быть связующим звеном между классом и школьным комитетом самоуправления.

    Главное  - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

     Классным руководителем в 9а  классе  я работаю 5-й год. Все  ребята очень разные, есть такие,  которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и смелые, есть ленивые и очень старательные, есть дети, которых невозможно расшевелить никакими сильными впечатлениями, а есть такие, жаль только, что их мало, которые все схватывают с полуслова или намека.

Слайд 5.

     Поэтому на протяжении 5 лет я старалась всю работу с классом организовывать так, чтобы наши дети умели интересы общества ставить выше своих личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. Работа с классом строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».

    Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:

 Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

   

Слайд 6.

 Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».  Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь использовать предоставленное классу право на  творчество, поиск, право на собственное лицо! Ищу необычное в обычном. И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость…

(показ видео презентаций о школьной жизни класса на каждой ступени самоуправления)

Слайд 7.

Подведем итог: Но, если быть объективной, не смотря на все старания, в классе средний уровень самоуправления во время участия в каких-либо мероприятиях и средний уровень организации, высокий уровень организованности, но средний уровень активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела.

          Поэтому для себя, как для классного руководителя, я бы выделила следующие основные принципы самоуправления в ученических коллективах.

- Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.

- Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.

- Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.

- Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали.

- Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…

- Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.

- Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности.

- Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую деятельность учащихся, в ходе которой детская фантазия и собственные мысли могли бы пересечься.

- Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги.

- Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.

- Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, фотография на сайте – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.

Слайд 8.

Уважаемый классный руководитель!

Твори, ищи, фантазируй смелее –

Поиск идет необычной идеи!

Совмещаем мы порой невозможное…

Репетиции вместе с контрольными,

Тренировки с сочинениями,

Конкурсы, выборы и изложения.

Может, что-то и не успевается,

Это жизнью у нас называется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии

1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...