Классный час "Сталинградская битва"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Сталинградская битва»
Цели:
- расширить представление учащихся о Сталинградской битве (17.07.1942г. – 02.02.1943г.),
- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны,
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к памятникам войны.
.Ход классного часа.
Кл. руководитель (на фоне песни «Журавли»):
Ты хочешь мира? Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.
- Как вы думаете, о какой войне мы будем сегодня говорить? (О ВОВ) Да, мы будем говорить о Великой Отечественной войне, самой жестокой и кровавой.
- Ребята, назовите мне дату начала и окончания войны?
-Как вы понимаете слова «Великая Отечественная война»?
(Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества)
Против кого воевал наш великий народ? (против фашисткой Германии)
Ребята, посмотрите на эти ужасные картины войны.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «война»? (смерть, голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие).
- Со словом «мир»? (победа, улыбка, милосердие, жизнь, освобождение, добро)
-На доске две ладони - обычная ладонь и обратная сторона ладони. Давайте поместим в эту ладонь, слова, связанные со словом «Мир» - 5 слов – победа, жизнь, добро, солнце, улыбка.
- На обратной стороне ладони размещаем слова, которые ассоциируются со словом «Война». (смерть , голод, разруха, кровь, пожары, жертвы, боль, страх, горе, оружие).
- Почему же не уместились на одной ладони слова, которые ассоциируются со словом война?
Этих слов, к сожалению, гораздо больше. Почему? Немыслимо перечислить все то, что приносит человечеству война.
Кл. руководитель:
урок мужества, посвященный 75 годовщине победы в Сталинградской битве.
Сталинградская битва. Здесь люди стояли, как скалы. Здесь жизнь победила смерть. Победа под Сталинградом была полной. Победа была великой. Слава ее не померкнет в веках. Героям Сталинградской битвы посвящается сегодня наш классный час.
Второе февраля тысяча девятьсот сорок третьего года.… Эта дата
Навеки вписана в историю нашей страны.
Стратегическое значение Сталинграда определялось двумя важными факторами: его оборонным потенциалом и географическим положением. В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50% тракторов. В 1940 году на его базе начинается производство танков Т-34. Важное оборонное значение имела продукция заводов "Красный Октябрь", "Баррикады", "Судоверфь" и др.
Сталинград являлся и крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка Бакинской нефти в центральные районы страны.
Ведущий 1: Давайте вспомним дни великой битвы, перелистаем «Сталинградский дневник».
1 ученик. 17 июля 1942 года авангардные части 6-й немецкой армии вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Историческая битва началась. Под городом начались тяжелые кровопролитные бои. Все мужчины ушли на фронт, а дети, женщины и старики помогали в тылу, работали на заводах, шли в партизаны.
- Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город, было делом чести. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким и являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей родины Москве, а также окружить Ленинград.
2 ученик. Один из страшных дней для жителей города 23 августа 1942 года - это самая скорбная дата в истории Сталинграда.
Немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолетовылетов. Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую часть Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами.
3 ученик. Очевидцы свидетельствовали:
«Вспыхнул Сталинград, вспыхнула Волга от горящей разлившейся нефти. Раненые в госпиталях, спасаясь, выпрыгивали из окон. Корчились, обгорая, матери и младенцы в родильных домах. Камни плавились, как воск, а одежда на бегущих по улицам людях вспыхивала от нестерпимого жара».
Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.
Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Александр Родимцев так описывал те августовские дни: «Город напоминал кромешный ад. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо».
Главнокомандующий советской армии И.В. Сталин издал приказ «Ни шагу назад».
4 ученик. Тринадцатого сентября в городе начались уличные бои. Гитлеровцы захватили «высоту 102,0» - Мамаев курган – и центр города, а у Купоросной балки вышли к Волге. Бои шли за каждую улицу, каждый дом, каждую лестничную площадку. Так, здание железнодорожного вокзала с пятнадцатого по восемнадцатое сентября тринадцать раз переходило из рук в руки.
5 ученик. Девятнадцатое ноября. В семь часов тридцать минут в небо взвились ракеты, и залпы тысяч орудий и гвардейских минометов возвестили о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом. Оно планировалось, еще в сентябре тысяча девятьсот сорок второго и к девятнадцатому ноября было подготовлено. С обеих сторон в сражении приняли участие более 2-х миллионов человек, в войсках насчитывалось более 25-ти тысяч орудий и минометов, более 2-х тысяч танков и штурмовых орудий.
6 ученик. Восьмое января тысяча девятьсот сорок третьего года. Чтобы избежать напрасного кровопролития, командующему окруженной армии Паулюсу был предъявлен ультиматум о прекращении бессмысленного сопротивления. Это предложение было отклонено. Десятого января войска Донского флота начали действие по ликвидации оружейных немецко-фашистских войск.
7 ученик. Второе февраля. После двухсот дней и ночей безуспешного штурма города отборные гитлеровские части потерпели поражение. Остатки гитлеровских трехсоттридцатитысячной группировки фашистов во главе с фельдмаршалом Паулюсом взяты в плен. Последний залп над Сталинградом возвестил о полной победе советских войск.
8 мая 1965 года Волгограду было присвоено звание "Города-героя".
Основные достопримечательности сегодняшнего Волгограда связаны в основном с историей Сталинградской битвы. "Дом солдатской славы" или, как его называют в народе "Дом Павлова" — это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью.
8 ученик. Группа воинов под командованием сержанта Якова Павлова получила приказ проникнуть в дом, выходящий торцом на площадь и удержать любой ценой эту выгодную высоту. 58 дней и ночей горстки бойцов мужественно ее отстаивали. Отбивая яростные атаки врага. «Дом Павлова», так его прозвали воины, стал символом солдатской славы.
Среди памятников в честь Сталинградской битвы особо выделяются: Мамаев курган — "главная высота России". Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на Мамаевом Кургане возведён памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". Центральная фигура композиции — скульптура "Родина-Мать" (высота 52 м).
- Одним из самых известных во всем мире памятников в честь Сталинградской битвы является комплекс памятников «Мамаев Курган».
У подножия кургана монумент «Стоять насмерть», под ним руины двух стен с рельефными композициями, раскрывающими тему героической борьбы.
Аллея Героев — небольшая пешеходная улица, соединяющая набережную реки Волги и Площадь Павших борцов. 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвящённый Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы.
5. Итог.
Составить синквейн.
Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Вопросы к викторине «Сталинградская битва».
1. Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 года)
2. Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 года)
3. Назовите самый страшный для города день. (23 августа 1942 года, фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолетов)
4. Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней и ночей)
5. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)
6. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России? (Мамаев курган)
8. Назовите высоту Мамаева кургана. (102 метра)
9. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? (19 ноября 1942 года)
10. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Фельдмаршал Паулюс; 31 января 1943 года – массовая сдача в плен)
11. Каково значение Сталинградской битвы? (После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой Отечественной войне)
12. Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой звездой Героя)
- Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым.
Чтец: Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землей
Поклонимся за тот Великий бой.
- На этом наш классный час окончен, спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Битва за Москву"
Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...
Классный час "Битва за Москву"
Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...
Классный час "Битва под Москвой"
Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине. Задачи: Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений; Воспитание уважения к бо...
Классный час "Битва под Москвой"
Данный материал подготовлен учащимися 7 класса. Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеров...
Классный час "Битва под Москвой"
Материал для проведения классного часа...
классный час "Битва под Москвой"
Подвиг наших солдат всегда останется в наших сердцах!...
Классный час "Битва за Москву"
Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой;Показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;Выяснить, в чем причины победы Советской Армии и определить роль Москов...