Организация работы классного руководителя.
опыты и эксперименты (9 класс) на тему
В данном материале представлен опыт работы классного руководителя по воспитанию у учащихся культуры поведения, формирование положительных качеств личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы классного руководителя
по воспитанию культуры поведения учащихся
Из опыта работы
Узких Антонины Николаевны
Классным руководителем 9В класса я являюсь 5 – ый год. С первого дня знакомства с детьми провожу повседневную работу, направленную на формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Организуя и направляя воспитательный процесс, преследую цель -всестороннее развитие личности, повышение качества знаний, укрепление дисциплины и порядка в классе, а главное - обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.
Чтобы мои ученики вели себя хорошо в школе и в общественных местах, потрачено много сил. Старалась понять и принять их такими, какими они предстали передо мной, помогала каждому найти в себе положительные качества, доброе, светлое.
Важным звеном в своей работе по воспитанию культуры поведения считаю, прежде всего, знание и понимание учениками норм поведения, поэтому особое внимание уделяю тому, как мои дети знают правила, а главное – как их выполняют. Меньше говорю, чего нельзя делать, рассказываю о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении ученика: провожу индивидуальные беседы с тем, кто нарушает нормы поведения. Вместе с учителями, работающими в классе, анализирую уровень воспитанности и поведения своих учеников, на родительских собраниях знакомлю родителей с актуальными проблемами, которые возникают в классе, даю рекомендации по воспитанию сознательной дисциплины у детей в классе и вне школы, провожу индивидуальные консультации, оказываю помощь в решении возникших проблем. Использую в ходе работы в данном направлении разные формы: беседы, диспуты, практикумы, ролевые игры, турниры. Излечивать в трудную минуту «болезни» мне помогает юмор. Так, предложила своим воспитанникам Правила поведения учеников в шуточной форме:
1. Сменная обувь – это вредная вещь. Ведь изнашиваешь целых
две пары вместо одной. Экономьте!!!
2. На уроке стоит задавать один вопрос по 5 – 6 раз. Ведь и у
учителя может измениться мнение.
3. Подходя к своему месту, пройди по стулу соседа, чтобы сделать
ему приятно.
4. В классе надо бегать по партам, чтобы не испачкать пол.
5. Если учитель вышел из класса, надо громко закричать и
показать всей школе, что очень скучно без него.
- Если погода хорошая, то в школу можно не ходить, лучше посидеть за компьютером или просто погулять.
7. На переменах в школе бывает очень душно, можно их
проветрить, разбив окно.
8. На переменах надо истратить все силы, чтобы их не хватило на урок.
9. При появлении взрослых в классе надо обязательно сесть, иначе
они, «взрослые» не увидят вас, не обратят должного внимания.
10. Чужое время – мелочь. Всегда можно опаздывать, лучше совсем
не прийти.
11. Находясь на лестнице, стоит плюнуть вниз, если ты попадёшь,
тебя могут заметить и поощрить.
12. В тетрадях должно быть всё так засекречено, чтобы
не разобрался никто и никогда: ни родители, ни учитель, ни САМ.
Вызвал интерес у учеников практикум «Достаточно ли мы воспитаны?», в ходе которого анализировались жизненные ситуации по правилам хорошего тона. Положительно зарекомендовали себя и диспут по актуальным вопросам культуры поведения «Кого можно назвать воспитанным человеком?», где восьмиклассникам были предложены вопросы:
1. Дисциплина и воспитанность… Связаны ли эти два
понятия друг с другом?
2. Можно ли считать образованного человека воспитанным?
3. Воспитание – это только хорошие манеры?
4. Что значит быть человеком среди людей?
5. Тактичность и вежливость… Чем отличаются эти
два понятия?
В результате мои дети пришли к выводу, что поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает свой истинный облик.
Активное участие мои ученики приняли в тренинге «Этикет от А до Я», на котором анализировали факты, отстаивали свою точку зрения, слушали и понимали своих одноклассников. Понравилась моим воспитанниками ролевая игра «Азбука вежливости», которая помогла обсудить проблему, найти правильный выход. Часто для решения конкретной проблемы я использую «Мозговой штурм». Например, при возникновении ссоры, конфликта предлагаю для обсуждения вопросы:
- Можно ли было избежать конфликта?
- Кто виноват в ссоре?
Все мнения ребят фиксирую, но не оцениваю, не комментирую, никого не заставляю высказывать своё мнение. «Мозговой штурм» заканчиваю, когда нет желающих высказаться. Предложенные идеи рассматриваем с активом и оцениваем.
Вызвать интерес к проблеме культуры поведения и воспитанности помогают материалы презентаций. В моей копилке классного руководителя имеются:
1. Школьный этикет.
2. Правила поведения в школе.
3. Будьте вежливы.
4. Правила хорошего тона
5. Этикет от А до Я
В этом учебном году высветилась ещё одна проблема – сквернословие, поэтому был проведён вне плана разговор на классном часе на тему «Мой взгляд», на котором девятиклассники высказывали своё мнение о сквернословии, приводили примеры жизненных ситуаций, искали ответ на вопрос: Почему люди выражаются нецензурной бранью? Девочки к этому мероприятию подобрали интересный материал «Советы от Игоря, не ругающегося матом».
Не оставляю без внимания межличностные отношения в коллективе, постоянно наблюдаю за эмоциональным состоянием своих воспитанников. А когда возникают конфликты, выясняю причины и принимаю меры по установлению гармонии в отношениях, всегда добиваюсь согласия в решении проблемы, нахожу общее решение.
Основы дурных манер, не соблюдения норм поведения, как правило, лежат в психологии и взглядах человека. Это проявляется в заниженном представлении у некоторых моих учеников требовательности к себе. Гуманное отношение с моей стороны привело к тому, что некоторые из них убеждены: «Всё сойдёт…». Кроме того, у этих детей слабо развито чувство терпимости. Изучив психологические особенности личности своих воспитанников, прежде всего, попыталась разобраться в душе каждого, особенно одной ученицы, которая может нагрубить, сквернословить. Наблюдая за ней, я пришла к выводу: поступки ученицы никогда не бывают случайными, они опираются на её взгляды. Девочка убеждена в том, что наделена особой привилегией: не троньте меня и не делайте никаких замечаний. Её неуравновешенный характер, несдержанность проявляются в тот момент, когда ей делают замечания или в чём – то с ней не соглашаются. В пылу гнева она не способна контролировать свои поступки.
Изучив особенности личности неуравновешенных детей, я поняла мотивы их поведения, а это позволило мне предвидеть реакции в различных ситуациях и спланировать работу по коррекции воспитанности: индивидуальные беседы по культуре и манере поведения. Кроме того, создала условий, при которых эти дети изменили своё поведение.
Каковы же результаты работы по воспитанию культуры поведения в классе? Произошли позитивные изменения. На сегодняшний день в коллективе благоприятный микроклимат: 3 ученика, обижавшие одноклассницу, прекратили унижать её. Наблюдения за поведением детей позволяет сделать вывод, что большую часть проблем удалось решить: класс организованно идёт в столовую, соблюдает культуру поведения во время обеда. Отношения к друг другу в коллективе стали тёплыми, доброжелательными, сегодня в классе ссоры и конфликты не возникают. Коллектив изменился: мои ученики соблюдают нормы речевого этикета, правила поведения в школе, уважительно относятся к старшим, доброжелательны и приветливы с ними.
Информация «Почему люди выражаются нецензурной бранью?» многих
заставила задуматься. Удалось ли эту проблему решить до конца? Говорить «да» ещё рано, но в открытой форме в стенах школы сквернословие уже не звучит. Необходимо сделать в воспитательной работе с детьми ещё многое:
- Продолжить работу по формированию потребности у всех учащихся в соблюдении правил поведения.
- Создать атмосферу нетерпимости к нарушителям норм поведения и сквернословия.
- Стимулировать интерес в борьбе за культуру речи и соблюдение норм речевого этикета.
- Провести КТД – мульти – проект «Что такое хорошо? и «Что такое плохо?» с целью преодоления дурных манер и сквернословия
- Порекомендовать учащимся провести ролевую игру «Молодёжный сленг», оказать помощь в её подготовке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя
Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса. Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...
Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя
Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса. Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...
Диплом о переподготовке Организация работы классного руководителя в образовательной организации от 08.05.2021 г.
laquo;Организация работы классного руководителя в образовательной организации» Профессиональная переподготовка. Диплом № 483-167406 от 08.05.2021 г. ООО Центр инновационного образования и...
Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»
Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...