Сценарий классного часа "Поговорим о дружбе"
классный час (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Поговорим о дружбе» (7-8 классы)
Цели: Помочь учащимся в самораскрытии; способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения.
Материалы
Листы с неоконченными предложениями.
Листы бумаги для проведения теста, написания объявления.
Заранее надо попросить детей составить рассказ о друге
Ход занятия
Клип-трейлер «Вертикальный предел».
Дорогие ребята, наверное, вы уже догадались о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, поговорим о дружбе.
Цель классного часа: познакомиться с критериями дружбы, оценить свои качества настоящего друга, рассказать о своих друзьях, а так же совершенствовать навыки общения
Надеюсь, что отведенное нам время мы проведем, не только интересно, но и с пользой.
Когда друзья встречаются, они обязательно приветствуют друг друга. Давайте же поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг и выполним упражнение “Аплодисменты по кругу”
Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Упражнение выполняется до тех пор, пока, аплодисменты не прозвучат для всех.
(Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …”)
Итак, мы поприветствовали друг друга, каждому досталось понемножку внимания и аплодисментов. А теперь я попрошу вас сесть на свои места.
Сегодня мы будем, как я уже сказала, говорить о дружбе. Что же такое дружба?
Дружбу не так легко описать, как поначалу кажется. Говорят, у эскимосов есть сотни слов, обозначающих снег. К сожалению, даже могучий русский язык не в силах различить каждое из значений этого слова. Конечно, дружба – столь же многогранное понятие. Бесконечное множество ее оттенков и сторон не сможет в точности описать ни один язык мира. Лишь перу поэта доступно донести до нас ее значение.
Послушайте, как видит дружбу известная Моршанская поэтесса В. Кулагина.
Как рада я звонкам друзей, которые не забывают,
И, сколько б ни промчалось дней.
Всегда с любовью принимают
Вино и хлеб, горячий чай,
Яичница "скворчит" с огня...
Уж если есть на свете рай.
То только там, где есть друзья.
Все изменяется, течет
И разрушается с годами,
Но время замедляет ход,
Когда встречаюсь я с друзьями.
Поговорим о том, о сем,
И посмеемся, и поплачем,
И, душу облегчив, поймем.
Как много в жизни дружба значит.
В принципе, каждый конечно видит дружбу по-своему.
Но существуют даже некоторые критерии дружбы и качества настоящего друга.
Давайте их рассмотрим и если это, возможно, дополним или поправим.
На данной схеме дружба представлена виде цветка, который нужно вырастить и постараться сохранить.
Итак, первый лепесток - «Быть честным и правдивым». Важно ли это для дружбы? Я думаю, что только настоящий друг имеет право сказать правду в глаза, не льстить, не врать, а сказать всё как есть.
Следующий лепесток – «Быть добрым, чутким и терпеливым». Конечно злым, нетерпеливым, резким людям очень трудно найти себе настоящих друзей.
Далее – «Быть интересным, простым, приветливым» - к такому человеку тянутся другие, с ним интересно общаться, с ним интересно поговорить
Четвёртый лепесток – «Быть верным, преданным» - это значит, никогда не забывать своего друга, не отдавать предпочтения другим,
Лепесток «Умеет хранить тайну» - настоящий друг никогда не раскроет тайны, которую вы ему доверили
Лепесток «Не завидует, не зазнаётся» - как часто бывает, что из-за зависти друзья расстаются врагами. Друг получил большое наследство или неожиданно выиграл в лотерею. И вместо того, чтобы порадоваться за своего друга, мы начинаем злиться, а почему же у нас нет такого богатого родственника или чем же мы хуже, почему нам так не повезло. Зависть – это очень плохое «чёрное» качество человека. Но бывает так, что деньги не идут во благо, и друг начинает зазнаваться, забывает о том, с кем недавно ещё был на равных, как говорят «делил корку хлеба»
Лепесток «Требователен к себе и другим» - А важно ли это качество? Я думаю важно. Друг попросил солгать, пропустить уроки, совершить плохой поступок. Вы должны убедить его, объяснить ему, что ни к чему хорошему это не приведёт
Лепесток «Понимает интересы другого» - т. е. у каждого могут быть свои увлечения, хобби. Это хорошо, когда они совпадают, а бывает и нет. Но не надо издеваться, смеяться над увлечением друга, высказываться и убеждать, что ваше увлечение лучше. Для вашей дружбы будет лучше, если вы наоборот поможете другу: найдёте диск с записями его любимой группы или что-то другое, касающееся его увлечения
Лепесток «Сочувствует, готов поддержать» - это значит, друг всегда подставит плечо, всегда поможет, пожалеет, поможет перед всеми отстоять мнения друга
Лепесток «Не эгоист, уважает другого» - Эгоисты думают только о себе. На первом, втором и на третьем место у них – я. Они не считаются с другими, не обращают внимание на чувства других, а дружба должна строится на взаимном уважении друг друга.
Как вы считаете, нужно ли нам что-то добавить, или мы учли всё?
Тогда сделаем вывод, что настоящие друзья должны обладать именно такими качествами и, наверное, каждый из вас хотел бы, чтобы его друг был именно таким.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
Послушайте притчу о дружбе(клип):
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко и светло...
- О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”.
Давайте с вами научимся писать обиды на песке: пишем обиду на желтом листе и рвем ее и бросаем в ведро, а радость пишем на камне и приклеиваем на доске.
Ребята, подумайте, а, можете ли вы сами соответствовать понятию “друг”, т. е. обладаете ли вы именно качествами «настоящего друга»? Попробуем это определить с помощью теста
Тест «Настоящий друг»*
Со своим другом я
1. Делюсь новостями о своих успехах.
2. Оказываю эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогаю в случае нужды.
4. Стремлюсь, чтобы другу было приятно в моём обществе.
5. Вовремя возвращаю долги.
6. Защищаю друга в его отсутствие.
7. Я терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Храню доверенные мне тайны.
9. Не критикую друга публично.
10. Не ревную друга к остальным людям.
11. Стремлюсь не быть назойливым, не надоедаю.
12. Не поучаю, как нужно жить.
13. Уважаю внутренний мир друга.
14. Не использую доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремлюсь переделать друга по своему образцу.
16. Не предаю в трудную минуту.
17. Доверяю самые сокровенные мысли.
18. Понимаю состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощаю ошибки моего друга.
22. Радуюсь успехам и достижениям друга.
23. Не забываю поздравить друга.
24. Помню о друге, когда того нет рядом.
25. Ни в чем и никогда не завидует другу.
Интерпретация результатов.
Каждый ответ «да» - 2 балла, «не знаю» - 1 балл, «нет» - О баллов. Суммируйте полученные баллы.
От 0 до 14 баллов. Вы не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 37 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Вот видите, как у нас хорошо получилось. Оказывается, все вы обладаете качествами настоящих друзей. Это замечательно!
Но бывает и наоборот.
Послушайте стихотворение «Друг» и попробуйте оценить двух друзей – его героев
Друг
Были лучшими друзьями они
Очень долгие счастливые дни.
Вместе в праздники садились за стол;
Вместе вечером смотрели футбол.
Но всему земному есть свой предел:
Тяжело один из них заболел.
Из диагноза он понял одно:
Что поправиться ему не дано.
И несчастный, обречённый больной
Позвонил в то утро другу домой,
Чтоб пришёл к нему в тяжёлый момент,
Но услышал он, нежданно, в ответ:
«Я б заехал, но поверь мне, старик,
День расписан по минутам, впритык.
Обещаю, что как только смогу
Обязательно к тебе забегу.»
В ожиданье, умирающий друг
Слышал тихий, но отчётливый стук.
А когда, казалось, он замолкал
Пересохшими губами шептал:
«Слышишь, сердце, ты молчать подожди,
Пусть пройдут, сперва, косые дожди
И бело от снега станет вокруг;
Пусть увидится со мной лучший друг.»
Дни проходят, а у друга дела:
Дочка старшая вчера родила;
На работе план, по срокам, горит.
В общем, в жизни всё, как прежде, бурлит.
И от дел не оторваться ему,
Чтоб наведаться к дружку своему.
Только изредка о нём вспоминал,
А больной лежал один и шептал:
«Слышишь, сердце, я прошу, не смолкай, –
Первый снег зимы увидеть мне дай.
Друга, чувствую, уже не дождусь.
Умираю. Помоги мне, Иисус!
Я молитвам не обучен, прости,
Но, прошу, не дай с собой унести
Плод моих неверно прожитых дней.
Каюсь, Боже, всей душою своей!»
Вдруг внутри себя услышал он речь:
«Я пришёл и снял ярмо с твоих плеч.
Ты откликнулся на Мой тихий стук,
И отныне навсегда – ты Мой друг.
Не печалься, помогу Я тебе:
Я друзей не оставляю в беде.
Дай Мне руку и с тобою вдвоём
Мы на горную вершину взойдём.»
После этих слов страдалец больной
Ощутил на сердце мир и покой.
Как вы считаете, ребята, можно ли героев стихотворения назвать настоящими друзьями?
Когда случается беда, как бы не было прискорбно, вот тогда и бывает понятно, кто настоящий друг, а кто просто приятель, знакомый. А кстати в чём отличия настоящего друга от приятеля, знакомого?
С приятелями, знакомыми можно хорошо провести время: послушать музыку, приготовить уроки, сходить в кино, поделиться впечатлениями об увиденном. Но только друг в любую минуту будет готов прийти к тебе на помощь, ничего не требуя от тебя взамен. Он поймет тебя и поможет тебе оценить твои поступки. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.
И сейчас я предлагаю вам написать окончания предложений и может быть это будет откровением не только для одноклассников, друзей, но и для нас учителей. Мы постараемся лучше вас понять.
Откровенно говоря, для меня очень важно …
Откровенно говоря, я ненавижу, когда…
Откровенно говоря, я радуюсь, когда…
Откровенно говоря, самое главное в жизни…
Кто хочет зачитать свои ответы в слух?
Всем ли мы можем доверить свои откровения?
Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
Ну а теперь давайте послушаем домашнее задание. Вам необходимо было подготовить рассказ о вашем друге.
Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Ребята, а сколько друзей должно быть у человека?
Послушаем притчу (клип).
Упражнение “Скульптура”
Наше время на исходе. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш…
Один из вас начинает игру: он кладет ручку посреди класса на пол. Второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались друг с другом. Третья ручка или карандаш должны соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будет выложены на пол все ручки.
Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место.
Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы (ладошками, плечами, коленями…)
Запомните эту картину! Но память штука не очень ненадёжная. Поэтому я эту скульптуру сфотографирую на память
Наш классный час подошёл к концу. Сегодня мы поговорили о критериях дружбы и качествах настоящего друга, рассказали о своих друзьях, немного пооткровенничали.
И я очень хочу, чтобы каждый из вас имел настоящего друга, способного понять, пожалеть, выслушать и помочь в трудную минуту. А таких друзей надо беречь!
Берегите друзей (клип). Стих-е Р.Гамзатова.
Подведение итогов (рефлексия).
-Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа"Дружба"
Данный классный час подходит для 7-9 класса...
Сценарий классного часа о дружбе
Сценарий классного часа о дружбе...
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА О ДРУЖБЕ
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА О ДРУЖБЕ...
Сценарий классного часа. "Будем дружбой дорожить!"
Выявить представления о том, что такое дружба, товарищество и каким должен быть настоящий друг; Содействовать формированию дружного сплоченного коллектива....
Сценарий классного часа "Что такое настоящая Дружба?"
Сценарий классного часа "Что такое настоящая Дружба?"...
Сценарий классного часа о дружбе
Классный час о дружбе подготовлен для учащихся 8 класса....
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «О ДРУЖБЕ» в 10 классе
Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность....