Программа ВР
рабочая программа (9 класс) на тему

Ясючени Наталья Александровна

Программа классного руководителя по воспитательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа ВР258 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №45 города Карталы"

                                                                                     

                         

                                                                   

Классный руководитель 9В класса:

                                                                       Ясючени Наталья Александровна

                                               

                                                                                                         

г. Карталы,

2017г.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:

Закон РФ «Об образовании»

Конституция РФ

Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от  04.10.2000г №751.

Конвенция ООН о правах ребенка

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016 г.г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

№ 163-р. 

ВВЕДЕНИЕ

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

 но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А. С. Макаренко

Концепция программы

ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными.

О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССА

 

«Воспитание успешно, если оно системно».

                               Ф. П. Черноусова

       

        Педагоги школы  понимают, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания «человека».

        Воспитательная система – это достаточно сложное социально – педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

                                                  Ядром компонента, да и всей воспитательной

                                    системы в целом  являются учащиеся класса.                              

        Классный руководитель определяет уровень  развития

                                    ученического коллектива, сформированность в нем  

                 межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы потом избрать наиболее оптимальные формы и способы построения воспитательной системы. Родители не должны оставаться вне рамок функционирования воспитательной системы.  «Чужими» не могут быть и педагоги (учителя – предметники, психолог, социальный работник, руководители детских объединений).

Данный компонент представляет собой совокупность элементов:

- классный руководитель;

- учащиеся класса;

- семья ребенка;

- педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

                                        Воспитания без цели не бывает. Классный  руководитель

                                 всегда помнит об этом и уделяет более пристальное

                                 внимание целеполаганию.

                                      Говоря о конкретных целях воспитания, педагог

              ориентируется на основания для их определения.

Основания могут быть связаны:

 -  с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, - с формированием его индивидуальности.

- с отношением человека и общества.

       Таким образом, все педагогические цели можно условно разделить на две взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные; последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.

В качестве элементов данного компонента выступают не только цели и задачи воспитания, но и перспективы жизнедеятельности классного общества и принципы построения воспитательной системы.

                                       Основу данного компонента составляет совместная

                                    деятельность и общение членов классного коллектива. При

                                 планировании воспитательной работы классный

                                 руководитель использует  некоторую совокупность форм,

               методов и приемов педагогической деятельности. Учитель направляет педагогические средства на изучение классного сообщества и его членов, моделирование будущего образа класса и жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного планирования.

   Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы (воспитательной, защитной, компенсирующей, интегрирующей и коррекционной). Успешность реализации функций зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Ведущие роли классного руководителя:

-    контролер;

-    проводник по стране знаний;

-    нравственный наставник;

-    носитель культуры;

-    социальный педагог;

-    старший товарищ;

                                    Элементами данной системы являются:

                                 - эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и

                                 предметно-материальная среда;

-               связи и отношения классного коллектива с другими общностями детей и взрослых;

- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

    Любая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.

    Классный руководитель заботиться об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об установлении и укреплении связей класса со сверстниками других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.

                                   В настоящее время классный руководитель  овладевает

                               знаниями и умениями психолого-педагогической диагностики.

                               Это необходимо для  оценки  результативности

                               воспитательной работы в классе. Для этого используются

            различные критерии и методики, формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. 

          Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

        Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.

         Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Я представляю  программу воспитательной работы «НИ ШАГУ НАЗАД, НИ ШАГУ НА МЕСТЕ, ТОЛЬКО ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ВСЕ  ВМЕСТЕ!».

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в школе является важным звеном в становлении личности школьника. Поэтому последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Основным воспитательным моментом первого года  обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих и закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие». Это год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Второй год воспитания посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

           Цели данной программы:

 - обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию конкурентоспособной личности, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с  учётом возрастных изменений обучающихся;

- ведение целенаправленной и  активной работы со всеми учащимися класса, раскрывая  их способности, задатки, индивидуальность;

- активизация широкого выбора видов и форм  деятельности школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

    Основные задачи программы:

  • Смоделировать образовательно-воспитательный процесс,   обеспечивающий  формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение,  воспитание культуры личности.
  • Формировать коммуникативные навыки.
  • Приобщить детей к традициям школы, к обычаям русской культуры, истории.
  • Построить  систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями дополнительного образования.
  •  Создать  условия для развития потребности в здоровом образе жизни.
  • Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
  • Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение программы. 
  • Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
  • Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы.

  Для исследования результативности функционирования  воспитательной системы социокультурного комплекса  целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения:

Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели

Методики изучения

1. Сформированность индивидуальности учащегося школы

Самоактуализированность личности учащегося школы

Портфолио учащегося, метод анализа личностных достижений детей

Нравственная направленность

Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдении

Креативность личности учащегося

Краткий тест творческого мышления  П. Торренса (фигурная форма), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся

Самоэффективность  личности учащихся

Тест на определение самоэффективности (Р. Шварцер)

2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса

Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе

Методика Е. Н. Степанова  «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью  в образовательном учреждении»

Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе.

Анкета для родителей (В. А. Андреева)

Принципы программы:

природосообразности;

культуросообразности;

гуманизации;

диагностичности;

дифференциации;    

развития;

выбора;

технологичности.

Принципы семи «У» в работе классного руководителя:

  • уверенность;
  • успешность;
  • удивительность;
  • убедительность;
  • уважительность;
  • уравновешенность;
  • улыбчивость.

Ожидаемые результаты воспитательной программы «Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только вместе!».

       

 А также результатом данной воспитательной программы  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в старшее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность  приведёт  к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года, ориентирована на 8-9 классы (13-15 лет), коллектив педагогов, коллектив педагогов доп. образования  и родителей.

  Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания программы.

Задачи:

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу «Ни шагу назад, ни шагу   на месте, только вперед и только вместе!».

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы «Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только вместе!».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические рекомендации по программе.

3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей  и культуры.

4. Вовлекать в систему образовательно-воспитательного процесса представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5. Проводить мониторинг реализации программы.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы класса.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

Программа включает в себя следующие  направления:

1. ЗДОРОВЬЕ

                                                              Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность направления обеспечение жизни и здоровья учащихся подтверждают статистические показатели:

  • физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
  • 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90-92% выпускников школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  • Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
  • 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи:

  1. Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
  2. Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
  3. Проводить профилактику заболеваний.
  4. Укреплять здоровье, закаливать организм.
  5. Следить за состоянием здоровья.
  6. Формировать у детей потребность быть здоровыми, а также устойчивый интерес к физической культуре и спорту.
  7. Вооружить учащихся, учителей и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни.
  8. Проводить мониторинг здоровья детей: следить за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознанности ценности здоровья.

Концептуальные положения:

  • Приоритет здоровья над другими ценностями.
  • Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
  • Валеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
  • Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства.
  • Принцип природосообразности:  учёт и использование физиологических возможностей организма ребёнка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку.
  • Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н.Амосов).

Конечный результат:

-  учащиеся выполняют программу по физической культуре, сдают нормативы ГТО;

        -  проявляют интерес к истории олимпийского движения, видам спорта;

-  владеют элементами одного или нескольких видов спортивных игр, в том числе и народных;

        -  умеют вести в спортивной игре честную борьбу, сопереживать.

      Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие формы работы.

Классные часы:

  1. Спорт в моей жизни.
  2. "Быстрее, выше, сильнее». Олимпийские игры.
  3. Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят.
  4. Встреча со школьной медсестрой и стоматологом. Гигиена школьника.

Классные мероприятия:

  1. Устный журнал. «Береги здоровье смолоду».
  2. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни.
  3. Спортивный  праздник
  4. Посещение бассейна, катка, походы на лыжах, прогулки в парк, лес.

Беседа с родителями:

Развитие интереса к спорту у ребёнка в семье.

2.«ОБЩЕНИЕ»

Обеспечение позитивных и межличностных отношений.

Цель: формирование человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;

формирование СУМ – самоуправляющих механизмов личности.

Задачи:

1. Воспитывать человека действия, готового проявлять себя в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.

2. Прививать иммунитет к негативным влияниям окружающей среды.

3. Выстраивать оптимальный стиль взаимоотношений в группе, с группой и с лидером.

4. Создать в группе обстановку сотрудничества, сотворчества, позицию педагога «рядом и впереди».

5. Устранять или свести к минимуму отрицательные эмоции, чувства тревоги, возникающего при критическом рассогласовании.

6. Позволить каждому участнику воспитательного процесса ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность.

В восьмом классе – главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

Основные моменты деятельности классного коллектива и учителя:

  • определение проблем в общении учащихся
  • обучение учащихся  конструированию и моделированию в сфере общения;
  • обучение проявлению симпатии, создание положительных  ситуаций общения;
  • формирование умений общаться, проявляя положительные эмоции;
  • обучение родителей активным формам общения с детьми.

Конечный результат:

            -  учащиеся имеют представление о традициях и обычаях   общения различных поколений;

            -  знакомы с приёмами преодоления проблем в общении.

            Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие мероприятия:

Классные часы:

  1. Основные законы бесконфликтного существования.
  2. Любознательность – путь к знаниям.
  3. О жадности и жадных.
  4. С детства дружбой дорожи.

Классные мероприятия:

  1. День мамы.
  2. Праздник 23 февраля.
  3. В царстве вежливости и доброты.
  4. День именинника.

3. «ИНТЕЛЛЕКТ»

Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

Мудр не тот, кто много знает, 
А чьи знания полезны.
Эсхил

Воспитание достигло своей цели, когда человек

обладает силой и волей самого себя образовывать

и знает способ и средства, как это осуществить

А. Дистервег

       Цель: Развитие в учащихся способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

       Задачи:        

1.        Определить круг реальных учебных возможностей            ученика и зону его ближайшего развития.

2.        Создать условие для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3.        Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.

Целевые ориентации:

  • Обеспечить условия для личностного развития, укрепления здоровья.
  • Корректировать социальные отношения (друзья, семья, взрослые, сообщества).
  • Формировать установку на творчество, выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.
  • Стимулировать социализацию детей с помощью различных видов творческой деятельности, осваивать современные формы досуга, формировать опыт детской самодеятельности, самоуправления.

Конечный результат:

        -  учащиеся имеют представление о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направленно на благо человека.

Для реализации намеченных задач провести следующие мероприятия:

Классные часы:

  1. Знание есть следствие великого труда.
  2. О наблюдательности и внимательности.
  3. Исторические сюжеты.

        Классные мероприятия:

  1. Путешествие в страну знаний.
  2. Поле чудес.
  3. Исторические сюжеты.
  4. Участие в олимпиадах

4. «ГРАЖДАНИН»

Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся.

        Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального  возрождения.

         Патриот – это человек, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Важно воспитать не стороннего наблюдателя, а действительного гражданина своей Родины.

С педагогической точки зрения патриот – личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.

Учреждение   образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Задачи:

  1. Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  2. Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.
  3. Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей.

Основные моменты деятельности классного коллектива и учителя:

  • знакомство с законами и правовыми нормами государства;
  • формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Конечный результат:

   -  учащиеся знакомы с историей города, своей Родины;

   -   верят в свои силы и возможности.

    Для выполнения этих задач провести:

   

 Классные часы:

1.Устав школы, традиции и обычаи школы. Права и обязанности учащихся.

2.«Любить свое город – значит быть ему полезным».

3.Основной закон государства России.

       Классные мероприятия:

1.Моя родословная.

2.Есть такая профессия – Родину защищать.

3.9 мая (литературно-музыкальная композиция).

5. Профилактическая  деятельность

             Работа с трудными – пробный камень, на котором

       отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны

как отдельного педагога, так и целого педагогического

коллектива

В.Мясищев

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в:

  • школьной неуспеваемости детей;
  • отсутствие интереса к учению, труду, организованному досугу;
  • недисциплинированности;
  • невыполнении общественных норм поведения;
  • конфликтности, высокой тревожности;
  • наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости;
  • гиперактивности;
  • немотивированной агрессии, жестокости.

Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

Задачи:

  1. Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
  2. Формировать адекватную самооценку.
  3. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  4. Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.

К трудным детям предлагается применять оптимально личностный подход. Это гуманные мотивы доброты и мягкости, уважение.

Основными направлениями в этой области являются:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
  • создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
  • помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
  • оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
  • взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;
  • учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.

6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания

Родители, прививающие своим детям

навыки трудолюбия, обеспечивают их

лучше всякого наследства.

Р. Уэтли

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству родители несут ответственность за воспитание детей.

Под семейным  воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных  и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Цель: содействие  возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.

        Задачи:

1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.

2.  Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.

3.   Помощь родителям в изучении и осознании особенностей        своего ребенка и своей         семьи.

4.   Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.

Тематика родительских собраний:

Сентябрь: Семья как социально – нравственная ценность.

Декабрь: Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания.

Февраль: Особенности развития и формирования личности ребенка.

Май: Проблема содержания семейного общения. Духовная жизнь семьи.

Ожидаемые результаты взаимодействия с семьей:

1.   Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового образа жизни.

2.   Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыками социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком и подростком.

4.    Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

          Взаимодействие с родителями учащихся – ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье.

 Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств.

     Довольно трудно привлечь к общей деятельности родителей из семей. Но система отношений с классным руководителем и школой в целом, в большей степени, нужна не родителям, а самим детям, чтобы не чувствовать себя ненужными обществу.

Литература

  1. Андреева В.А.  Педагогический совет. - «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно – ориентированного воспитания» \\ Классный руководитель. 2005. №4

2. Андреев А. А. - Методика для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей. \\ Классный руководитель. 2000.  № 2

3. Баке Е. Л., Баке А. А.   Исследование жизненных ценностей старшеклассников. \\ ЗДВ: научно – методический журнал. 2005. №1

4.  Бахирева Т.А Система воспитательной работы

5. Воспитательная система школы \\ Классный руководитель. 2001. №3

6. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С.  Справочник классного руководителя 10 -11классы. – М.: ВАКО, 2006

7. Диагностика и анализ воспитательной работы \\ Классный руководитель. 2001. № 2

8. Иченская М. А. Из опыта работы классного руководителя в 10 -11 классах: взаимодействие с родительским коллективом, беседы, лекции. – Волгоград: Учитель, 2006

9. Купряшина H. Д.         ОРГАHИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИЗ HЕБЛАГОПОЛУЧHЫХ СЕМЕЙ

10. Максименко Н. А. Спутник классного руководителя 10 - 11 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

11. Рожков М. И. Классному руководителю. Учеб. метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

12. Степанова Е. Н.  Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

13. Степанова Е. Н.  Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

14. Фалькович Т. А. Нестандартные формы работы с родителями. – М.: 5 за знание,2005

15. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

16. Яковенко О. В. Комплексно-целевая программа работы с “проблемными” детьми.

Приложение

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Общие сведения о коллективе 8 «В» класса.

     Коллектив сформирован в 2009 году и по 2013 год находился под руководством Н.В. Новорусовой. С 1-го сентября 2013 года классным руководителем назначена Клявлина Г.И., а с октября 2014 года Ясючени Н.А. На начало 2016-2017 учебного года в классе  30 учащихся (в начале учебного года прибили учащиеся: Шуманский Никита и Голиков Сергей, которые по табелю успеваемости являются хорошистами). На данный момент учебного процесса в 8 классе  30 человек (17 мальчиков и 13 девочек).

2. Содержание и характер учебной деятельности.

     По уровню успеваемости класс имеет следующие результаты:

-        учащаяся Шурманова Юлия окончила 2015-2016 учебный год на «отлично»;

- 9 учащихся окончили год на «4» и «5».

     В целом необходимо отметить удовлетворительный потенциал на будущее .  

3. Структура классного коллектива.

     Уровень самоуправления - достаточный. Многие учащиеся наделены лидерскими способностями, что позволяет им удачно справляться с подготовкой к внеклассным мероприятиям и классным часам. Данная ситуация не сказалась на распределении должностных обязанностей, выборы актива класса прошли спокойно.    

     Актив класса сработал хорошо, со своими обязанностями справился. Большую помощь классному руководителю в организации  коллектива оказывает староста класса Шурманова Ю. и заместитель Гарбуз А. Добросовестно со своими обязанностями справились: старший дежурный и члены редколлегии.

  1. Жизнь класса вне учебных занятий. 

     Часть учащихся занимается в спортивных секциях. Большой вклад в спортивную жизнь класса и школы вносят: Бессмертный Александр, Елизаренко Артем, Жданов Александр, Золотько Артем, Исаев Сергей, Крылов Александр, Мантуров Сергей, Никифорорв Иван, Путинин Максим, Клементьева Екатерина, Царева Анастасия и . Ряд учащихся занимаются в различных творческих кружках и также как и спортсмены защищают честь класса, школы и города на различных творческих мероприятиях: Авсецина Виктория, Лушникова Мария и Гарбуз Ангелина.

5. Характер общения учащихся в группе.

     На данный момент учащиеся класса представляют собой довольно сплочённый и доброжелательный коллектив, что положительно сказывается на их участии в общешкольных и классных мероприятиях. Между мальчиками и девочками сложились уважительные отношения.

В общественной жизни школы и класса ребята принимают активное участие. Готовятся к праздникам, конкурсам, участвуют в мероприятиях по уборке территории школы, неоднократно занимали первые места в школьных мероприятиях.

Актив класса работает в основном эффективно. Практически все ребята добросовестно выполняют общественные поручения. Все учащиеся класса посещают объединения дополнительного образования и секции.

На замечания педагогов ребята реагируют адекватно. Но необходима постоянная работа по профилактике вредных привычек и пропусков без уважительных причин.

Взаимоотношения между детьми доброжелательные. У них много общих интересов: спорт, компьютер, любовь к походам.

Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий.

Анализ воспитательной деятельности в 8 «В» классе 2016-2017 учебном году.

Целью воспитательной работы на 2016-2017 учебный год являлось:

  1. Сформулировать коллектив дружным , сплоченным и особое внимание вновь прибывшим учащимся;
  2. Уделить внимание  учебе и дисциплине;
  3. Укрепить здоровье детей.

Данная цель предполагала достижение в качестве результата:

  1. Успешное окончание 8-го класса;
  2. Активное участие во всех классных и школьных мероприятиях;
  3. Обеспечить микроклимат в классе, который положительно скажется на успеваемости и здоровье детей.

Для достижения цели и результата необходимо было решить следующие задачи:

1. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение этих ценностей.

2. Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовать их в соответствии со своими склонностями и интересами.

3. Формирование здорового образа жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

4. Формирование активной жизненной позиции, способности адаптироваться в окружающем мире.

5. Развитие гражданского самосознания, ответственности за судьбу родины.

В начале учебного года в классе прибили 2 ученика: Шуманский Никита, Голиков Сергей, поэтому было 30 учащихся: 13 девочек, 17 мальчиков.

Возраст 14-15лет. В середине 1 четверти в классе одной из главных задач в этом возрасте, является развитие умения выстроить отношения в группе сверстников с вновь прибывшими, второй важной задачей является умение самому решать свои проблемы.

Потребность в изучении школьных предметов у большей половины класса близка к осознаваемой, но не все понимают, как важно выполнение всех требований учителя к выполнению классных и домашних работ.  Преобладает интеллектуально-познавательный и эмоционально-эстетический мотив. У большинства детей соглашательское отношение к учебе.

Класс очень подвижный, на уроках нужна быстрая смена заданий, использовать ролевые игры, во внеурочное время необходимо направить энергию в нужное русло.

Коллектив класса становится сплоченным при проведении совместных мероприятий, все больше и больше дети стараются проявлять самостоятельность.  Но они – личности и каждый имеет свое мнение, а мы должны прислушиваться к ним.

Учащиеся 8 «В» класса с удовольствием принимали участие во многих спортивных мероприятиях школы и города. Так например ученицы : Глазкова О., Шурманова Ю., стали  призерами в предметах точных наук, а ученики Царева А., Золотько.,  стали призерами спортивных мероприятий.

За учебный год класс активно принял участия во всех школьных мероприятиях за что и имеет грамоты и поощрения.

К сожалению, уровень развития познавательных  интересов в классе недостаточно высок. Есть ученики , которым с трудом дается учеба , так например Крылов А. имеет оценку «2» за 3 четверть по 6 предметам. Учителя, работающие в классе, отмечают недостаточное развитие самоконтроля и самоанализа деятельности ряда учащихся, но и конечно поведение нарушается систематически одними и теми же группой ребят.

На «4» и «5»- 9 уч-ся. Пропусков уроков по неуважительным причинам в течении года не было. Причиной основной части пропусков- простудные заболевания, поездки в больницу.

В этом учебном году продолжалось программа по здоровью-сбережению , в этой программе принял участие весь класс, в течение  учебного года дети по 5 дней каждый посетили оздоровительный профилакторий. Хотелось  отметить, что всем понравились оздоровительные процедуры.

В течение года изучались взаимодействия и взаимоотношения детей и родителей.

Атмосфера в семьях учащихся, предполагалось уделить больше внимания по контролю дом. задания,  поведения на уроках. Организация проведения совместного досуга родителей и учащихся, поставленная задача была выполнена. Проведено было 3 классных родительских собраний, на которых присутствовали все родители. Проведены 2 собрания представителей родительского комитета.

Проводя анализ воспитательной работы можно сказать, что работа проводилась в полном объеме. На высоком уровне взаимодействие с семьями учащихся, как  следствие, большой процент их участия в жизни класса.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

9 «В» класса на 2017/18учебный год

1. Количество детей в классе:

девочки

мальчики

13

15

 2.Состав семьи:

-многодетные ( дети до 18 лет, указать всех  детей ( от 0  до 18 лет)

    Фамилия  Имя детей

Дата рождения, год

Учебное заведение, д\сад

какое посещают

Алексеев Александр

21.11.2002

МОУ СОШ №45

Алексеев Алексей

16.04.2008

МОУ СОШ №45

Алексеев Анна

27.12.2010

Д\с №82

Войценина Кристина

09.02.2002

МОУ СОШ №45

Войценин Алексей

30.06.2005

МОУ СОШ №45

Войценина Дарья

28.04.2014

-

Гарбуз Ангелина

10.05.2002

МОУ СОШ №45

Мурзабаев Данияр

04.09.2008

МОУ СОШ №45

Мурзабаев Карим

26.04.2013

Д\с №7

Елизаренко Артем

04.04.2002

МОУ СОШ №45

Елизаренко Кристина

01.02.2008

МОУ СОШ №45

Елизаренко Михаил

26.07.2015

-

3.Малообеспеченные

    №п/п

Ф И ребёнка

1.

Авсецина Виктория

2.

Бессмертный Александр

3.

Голобоков Сергей

4.

Лушникова Маша

5.

Малькова Юлия

6.

Никифоров Иван

4.  Неполные (развод, потеря кормильца, мать-одиночка, отец-одиночка), указать с кем проживают

№п/п

Ф.И

 Статус семьи

 Нет матери

Нет отца

1.

Бессмертный Александр

Отец-одиночка

нет

2.

Глазкова Ольга

развод

нет

3.

Грачев Вадим

развод

нет

4.

Жданов Александр

развод

нет

5.

Золотько Артем

развод

нет

6.

Набокова Евгения

развод

нет

7.

Осяйкина Виктория

развод

нет

5.Статус родителей: рабочие!служащие!предприниматели!пенсионеры!безработ!

                             мать____17_____!____2_____!_______3________!_____1____!___4___!_________

                             отец____16_____!____3_____!_______0________!_____2____!___1___!_________

6. Образование родителей: высшее! с\специальное !среднее! неполное среднее!

                                        мать____10__!_______12____!____4___!_______1________!

                                        отец_____8__!_______8_____!____6___!_______0________!

7. Бытовые условия семьи:

Кол-во

хорошие

Удовлетворительные

неудовлетворительные

20

8

         8.Доход семьи (общий):    

        до 10000ти руб              

до 17000ти руб

     до25000ти руб.

свыше 25000 ти руб      

6

5

5

12

СОСТАВ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

№ п/п

ФИО родителей

1

Клементьева Е.А.– председатель

2

Мурзабаева И.Л.

3

ЖдановаН.А.

4

АлексееваЕ.В

5

ШурмановаА.В.

6

ФилатовС.А.

        

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

№ п/п

Темы родительских собраний

Дата проведения

1

Семья как социально – нравственная ценность.

27.09.2016

2

Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания.

13.12.2016

3

Особенности развития и формирования личности ребенка.

21.02.2017

4

Проблема содержания семейного общения. Духовная жизнь семьи.

16.05.2017

ГРАФИК ПОСЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Дата проведения

Присутствовали

27.09.2016

32 родителя

13.12.2016

27 родителя

21.02.2017

21 родитель

16.05.2017

29 родителей

Циклограмма для классного руководителя

• Ежедневно 
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
• Еженедельно 
1. Проверка дневников учащихся.
2.Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
• Каждый месяц 
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога.
3. Сбор денег, раздача денег (питание, проездные билеты и т. д.).
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику).
• Один раз в четверть 
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учеба) классных руководителей.
3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
4. Проведение родительского собрания.
• Один раз в год 
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).

Функции классного руководителя:

  1. Организационно-координирующие:
  • Обеспечение связи образовательного учреждения с семьей;
  • Установление контактов с родителями обучающегося, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
  • Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся, родительских собраний;
  • Взаимодействие с педагогами;
  • Организовывать в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение классных часов, советов класса…
  • Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающегося;
  • Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом в целом;
  • Ведение документации (классный журнал, личные дела, план работы классного руководителя…)
  • Принимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе, немедленно сообщает администрации школы и родителям обо всех ЧП, имеющих потенциальную или реальную опасность для ребенка;
  • Участвует в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаниях, школьных методических объединениях (творческая группа классных руководителей), совета профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • Осуществляет повышение своего профессионального уровня.
  1. Коммуникативные:
  • Регулирование межличностных отношений между учащимися;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...