Проект "Что мы Родиной Зовем?"
проект (6 класс) на тему
Любовь к родному краю, желание видеть родной посёлок, город, республику, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_my_rodinoy_zovem.docx | 490.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс педагогов образовательных организаций на лучшее пособие (программу, курс) по правовому, патриотическому воспитанию.
Тема: «Что мы Родиной зовем?»
Направление: проекты, обеспечивающие включение учащихся в социально – значимую деятельность
Автор: Попова Светлана Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Зайковской СОШ№2,
89527357156,
Email: popova-sv.popova2015@yandex.ru
Зайково, 2017
Оглавление
1.1 Понятие «Родина» в толковых словарях 6
1.2 Фольклор с использованием слова «Родина» 6
2. Родина! Что значит это слово для учащихся ЗСОШ № 2 8
Список используемых источников 11
Пояснительная записка
В моем сердце уголок найдётся
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!
Любовь к родному краю, желание видеть родной посёлок, город, республику, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина.
Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина - это не огромная страна? А если Родина - это небольшое село, да просто улица? Разве это - не Родина? И это - тоже Родина. Только - малая. Но от этого она не становится менее любимой.
Цель работы: Изучить историю поселка Зайково с помощью различных источников информации. Узнать то, каким образом понятие «Родина», «малая родина» отражается в представлении молодого поколения.
Задачи работы:
Собрать и изучить информацию об истории образования посёлка Зайково;
Выяснить особенности формирования Зайково, как поселка;
Изучить понятие «Родина» в словарных статьях толковых словарей русского языка;
Провести свободный и направленный ассоциативные эксперименты среди учащихся 5 и 7 классов;
Подготовить подборку пословиц, поговорок о Родине;
Провести встречу с одноклассниками, для представления исследовательской работы и сообщения результатов исследования.
Объект: посёлок Зайково – малая родина.
Предмет: значение понятий Родина, малая родина для учащихся МАОУ Зайковская СОШ №2.
Гипотеза: Если каждый житель посёлка Зайково с детских лет будет интересоваться и знать историю своего посёлка, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что будет прививать интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.
Актуальность работы в том, что каждый житель посёлка должен не только знать название посёлка и улиц, но и знать историю их создания.
Методы исследования:
Изучение летописи посёлка Зайково, литературы;
Изучение словарных статей толковых словарей русского языка;
Проведение свободного и направленного экспериментов;
Обработка данных эксперимента.
1. История поселка Зайково
Там, где мы живем, там наша Родина. Знать все о родной земле, о родном поселке – это святая обязанность каждого человека.
В связи с тем, что мы живем на территории Ирбитского района Свердловской области, рассмотрим историю заселения этого региона. Город Ирбит, расположенный в 542 верстах от губернского города Перми, в 164 – от Тюмени и в 60 верстах от Туринска, был основан верхотурским слободчиком Иваном Шипициным (Спициным) в 1631 году как слобода у татарских Ирбеевских юрт над Андреевским озером, там, где проходила «старая Казанская дорога» на Тюмень. Ирбитская слобода возникла в местности, где прежде традиционно происходили меновые встречи тюркских и финно – угорских племён. Среди городов Урала Ирбиту отведено особое место, окрепнув в конце первого десятилетия после основания, Ирбитская ярмарка обратила на себя внимание правительства как на важную статью государственного дохода. В XIX веке занимает третье место по городскому бюджету после Перми и Екатеринбурга. Каждый из крупных «заезжих» купцов считал долгом иметь в Ирбите свой собственный дом.
В 25 километрах к юго – западу от Ирбита расположен самый крупный населённый пункт, посёлок Зайково (приложение 1). Зайково – большое старинное село на Урале.
В сохранившихся грамотах сказано: (орфография и пунктуация авторские) «В Ирбитскую слободу крестьян селил их слободчик Ивашко Шипицин: с усть и вверх по Ирбите… до верхней речки Бобровки». По переписной книге Верхотурского уезда переписи Льва Проскочина 1680 года известно, что на речке на Бобровке есть мельница крестьянина Филка Зайкова, который «родился в Чердынском уезде в Бегоцкой волости пришол и живет в Ырбитской слободе с 1632-33года». Можно предположить, что этот год уместно считать годом образования Зайково. В документах 1639 года обозначены оброчные крестьяне Семенка Зайков, Жданко да Васко Долгушины и другие, переселившиеся из Чердынского уезда.
Возникновение поселения можно отнести ко времени покорения сибирского края Ермаком Тимофеевичем (1584г.). Многих земляков влекла страсть отыскать «новые землицы».
«Народ туда шел живой, беспокойный… Просто смелые вольнолюбивые люди… Да и крепостного права там не было», такие точные слова о переселенцах сказал А.М.Горький. Во многих книгах об Ирбите и его окрестностях 1639 год обозначен как время возникновения Зайково, а Семен Зайков назван его основателем. В 1659 году в деревне насчитывалось 18 дворов, в 1680 году в ней числилось 33 двора, она была самой крупной в Ирбитской слободе. Переселенцев с фамилией Зайковы тоже было много. Через два десятка лет после основания деревни здесь уже выделялись дворы с очень высокой обеспеченностью рабочим скотом. Так, в «росписи» пострадавших от «татарского разорения 1662 года крестьян» значится Петр Семенов Зайков, у которого имеется 15 лошадей, 6 жеребят, 13 «скотов рогатых».
Таким образом, село наше получило название Зайково из-за большого количества поселенцев с этой фамилией. Постепенно эти семьи переселились в Шадринскую слободу Тобольского уезда. В 1680 году по переписи в деревне учтен только Филка Петров Зайков, появились крестьяне Тимошка и Максимко Бобошины, Панко Дымшаков, Васко Кротов и другие. Сегодня, живущих в поселке с фамилией Зайков нет. Первые поселенцы рубили себе избы на берегу Ирбитки между притоками рек Кочевка и Бобровки. Сторожилы еще помнят остатки этих домов, старую кузницу и остатки мельницы в устье Бобровки.
1.1 Понятие «Родина» в толковых словарях
Зайково – это моя малая родина, а что же такое Родина. Для того чтобы разобраться с эти понятием, обратимся к толковым словарям русского языка.
Для начала обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля. В толковом словаре, понятие Родина – это родимая земля, чье – либо место рождения; в обширном значении – земля, государство, где кто – либо родился; в тесном значении – город, деревня.
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова толкование слова Родина следующее – 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождение кого – нибудь; место возникновения чего – нибудь.
В толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова понятие Родина определяется, как 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Место рождения кого-нибудь. В переносном значении, место зарождения, происхождения чего-нибудь. 2. В переносном значении, это место возникновения чего-нибудь.
Таким образом, можно сказать о том, что понятие «Родина» описывается в различных словарях с разных точек зрения, но все-таки имеет сходные черты в определениях.
1.2 Фольклор с использованием слова «Родина»
Со словом Родина связано значительное количество пословиц и поговорок, которые зафиксированы в толковых словарях русского языка. Тема Родины широко распространена в художественных произведениях разных писателей и поэтов всех времён и проникнута чувством патриотизма и любовью. Она звучит и в народном фольклоре: частушках, пословицах, поговорках, сказках (приложение 4).
Поговорки о Родине (приложение 2)
Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.
На родной стороне и кумушек знаком.
Наша сила - семья едина.
Что русскому здорово, то немцу смерть.
Зачем далеко и здесь хорошо.
Пословицы о Родине (приложение 3)
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
Высказывания о Родине
Лучше умереть вдали от родины, чем прожить без родины в душе. - В. Делоне
Моя родина - там, где есть свобода. - Т. Джефферсон
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. - Н. Чернышевский
Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной. - И. Гете
2. Родина! Что значит это слово для учащихся ЗСОШ № 2
Для того чтобы выявить, как воспринимается образ малой родины молодым поколением, мной были проведены свободный и направленный ассоциативные эксперименты среди учащихся 5 и 7 классов. Всего в эксперименте принял участие 31 респондент в возрасте от 10 до 14 лет.
На первом этапе испытуемые должны были дать свободные реакции на словосочетание – стимул «малая родина».
На втором этапе испытуемым было предложено привести на слово – стимул «Родина» известные им устойчивые выражения, пословицы и поговорки.
Данные ассоциативных экспериментов можно представить следующим образом.
Свободный ассоциативный эксперимент проводился с учащимися посредством письменной работы. Данный вид эксперимента отличается о других тем, что при его проведении перед испытуемыми не ставится никаких ограничений. Так, в нашем случае, испытуемым было предложено написать собственные ассоциации на словосочетание – стимул «малая родина».
В ходе свободного ассоциативного эксперимента со словосочетанием малая родина нами было выделено (приложение 5):
Ядро – дом (18).
Ближняя периферия – Родина (7), Россия (6)
Дальняя периферия – посёлок (4), страна (4), родился (4), семья (3), земля (3), школа (2), поля (2), родинка (2).
Крайняя периферия – комната, твой край, убежище, природа, территория, Русь, родная, город, ромашка, герои, посёлок.
В ходе свободного ассоциативного эксперимента мы видим, что в понимании молодого поколения родина – это дом, полного совпадения с толкованиями словарей нет. Лишь на дальней периферии встречается 4 ответа – страна; 3 ответа – земля.
Следовательно, можно сделать вывод, что в сознании молодого поколения толкование слова родина изменяется, утрачивается.
В ходе направленного ассоциативного эксперимента испытуемые должны были написать известные им пословицы, поговорки и устойчивые выражения на слово – стимул Родина. Данный вид эксперимента отличается от других тем, что испытуемые ограничены в работе определенными рамками. Так в нашей работе этими ограничителями оказались только пословицы и поговорки.
Цель эксперимента состояла в следующем: изучить, насколько активно использует в словарном запасе пословицы и поговорки о Родине молодое поколение. Нами были получены следующие результаты:
Дома и стены помогают.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Родина моя Россия.
Родина мать зовет!
Родина – это Россия.
По результатам проведенного эксперимента мы видим, что в активном словаре у молодого поколения присутствуют пословицы и поговорки о Родине, но их запас небольшой, реакции ограничились 5 пословицами.
Заключение
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом. Нам необходимо, не только любоваться тем, что нас окружает в поселке, но и знать то, каким образом все формировалось и создавалось.
Целью моей работы было изучение истории поселка Зайково с помощью различных источников информации. Я думаю, что эта часть работы раскрыта. Мной были проведены эксперименты с участием учащихся нашей школы о том, как ими воспринимается понятие «Родина», «малая Родина». Результаты экспериментов показали недостаточные знания определений, по-моему мнению, с ребятами необходимо проводить классные часы о понятиях «Родина», «малая родина», чтобы учащиеся с малых лет интересовались историей своего посёлка, своей улицы, чтобы затем передавать эту информацию из поколения в поколение, что будет прививать интерес к истории своей малой родины и любовь к ней.
Я буду проводить экскурсии в музее по этой теме. Продолжу работу над ней, встречусь для беседы с людьми старшего возраста, с целью поддерживать связь поколений и узнать историю, даже не столько далекую от нашего времени.
Данное исследование может быть полезно
и интересно учащимся школ, которые увлекаются историей, а также тем, кто увлекается изучением русского языка и его истоками.
Во время работы с проектом, я узнала историю поселка Зайково, научилась правильно работать со словарями. Научилась работать с аудиторией, во время проведения экспериментов. Поняла, что изучение истории своей малой родины очень важно для человека, так как, не зная прошлого, невозможно понять смысл будущего.
Список используемых источников
- Билык А.А., Князев В.Ф. Зайково. Годы… События… Судьбы…: Сборник воспоминаний. – Ирбит, 2008
- Билык А.А., Князев В.Ф. Зайково. Годы… События… Судьбы…: Сборник воспоминаний. – Ирбит, 2012
- Билык А.А., Князев В.Ф. Зайково. Годы… События… Судьбы…: Сборник воспоминаний. – Ирбит, 2016
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка –М,1955
- Ожегов С.И. Словарь русского языка –М, 2007
- Пирогова Е.П. Ирбит и Ирбитский край: Очерки истории и культуры. – Екатеринбург, 2006
- Ушаков Д.Н.Толковый словарь русского языка – М, 1995
- Человек пришел на Урал/ Мифы и легенды Урала. – Екатеринбург, 1998
- http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-rodine.html
Приложение 1
Карта Ирбитской слободы 1908 года
Приложение 2
Сказка «Лягушка-путешественница»
В тихой заводи реки Ворона жила-была лягушка-квакушка. Жила она счастливо. Она любила свой Отчий дом. Была у неё любимая кувшинка, на листе которой она любила сидеть и охотиться на комаров. А ещё она любила наблюдать за людьми, которые отдыхали на речке в жаркие дни.
Лягушка была очень любопытная и любила слушать чужие разговоры. Однажды она услышала разговор двух девушек, которые загорали около воды. Они рассказывали друг другу о своих путешествиях. Одна девушка говорила, как она хорошо отдыхала на Чёрном море, а другая рассказывала о своей поездке в Египет. И тогда лягушка задумалась. А почему она нигде никогда не была? И ей стало очень обидно.
Всё лето она вынашивала план, как ей улететь в путешествие. И тут она вспомнила сказку о своей родственнице – лягушке-путешественнице. И по её примеру подговорила двух уток отнести её в далёкие жаркие края, куда они улетали сами. Утки согласились. Она уже знала обо всех ошибках своей родственницы, и потому всю дорогу молчала.
И, наконец, они успешно добрались до далёких тёплых стран. Сначала лягушка была счастлива. Ей очень нравилась эта незнакомая природа, этот тёплый водоём. Но она никак не могла найти такой удобной кувшинки, какая была у неё на Родине, жара постоянно сушила её кожу. А ещё её очень раздражала чужая речь, ведь она ничего не могла понять. Дома чужие разговоры для неё были любимым развлечением.
И лягушка-квакушка затосковала по Родным краям. Она считала дни до возвращения домой. Самой большой радостью для неё было общение с утками. Только в чужих краях она поняла значение пословицы: «На чужой сторонушке рад своей воронушке».
А когда вернулась весной в свою речку, то она решила, что правильно люди говорят: «Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха». Нет земли родней, чем твоё Отечество!
Приложение 3
Пословицы о Родине
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Всякому мила своя сторона.
Где жить, тем и слыть.
За морем теплее, а у нас светлее.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Где кто родится, там и пригодится.
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Прилетел гусь на Русь — погостит да улетит.
Худая та птица, которая гнездо своё марает.
Своя земля и в горсти мила.
В чужом доме побывать — в своем гнилое бревно увидать.
Чего не знаешь, туда и тянет.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
На одном месте и камень мохом обрастает.
Земля русская вся под богом.
Где сосна взросла, там она и красна.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Своя печаль чужой радости дороже.
Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.
Горе в чужой земле безъязыкому.
Приложение 4
Поговорки о Родине
Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.
На родной стороне и кумушек знаком.
Наша сила - семья едина.
Что русскому здорово, то немцу смерть.
Зачем далеко и здесь хорошо.
С родной сторонки и ворона мила.
Чужая сторона дремуч бор.
Нет земли краше, чем страна наша.
На чужой стороне и весна не красна.
Без корня и полынь не растёт.
В каком народе живешь, того и обычая держись.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.
О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
Согласие крепче каменных стен.
С родной земли - умри, не сходи.
Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел — заплакал.
На Руси не все караси — есть и ерши.
За морем теплее, а у нас светлее.
Чужая сторона - мачеха.
Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.
Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
Полетели за море гуси, прилетели тоже не лебеди.
Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа.
За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да своё.
На родной стороне и камешек знаком.
Приложение 5
Результаты свободного ассоциативного эксперимента
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...