Устный журнал Прошедшие огонь, свинец и чад"
классный час (10 класс) на тему

Бодрова Маргарита Вячеславовна

Устный журнал содержит краеведческий материал и предназначен для проведения класснго часа патриотической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina-rossiya_avtosohranennyy.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Радищевский технологический техникум

Урок мужества

Прошедшие через огонь  свинец и чад

                                             Автор: преподаватель истории и

                                      обществознания  Бодрова М.В.

             

Пояснительная записка:

1. Цель: воспитание патриотизма, гражданской позиции, формирование чувства неразрывной связи с историей своей страны, своего народа, родного края.

2. Задачи:

формирование чувства уважения к старшему поколению, к Ветеранам Великой Отечественной войны;

воспитание чувства осознания долга перед Родиной, отстаивания её чести и достоинства, свободы и независимости;

приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны

формирование духовно-нравственных основ личности

3. Время проведения: 60 минут.

4. Участники: учащиеся профессионального училища №36

5. Ожидаемые результаты:

  • формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
  • участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления;
  • положительная мотивация учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны.

6. Формы и методы реализации:

  • совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой и материалами музея, разработка сценария, репетиции;
  • самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений;
  • проведение мероприятия.

7. Необходимое материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийный проектор, аудиокассеты с музыкальными фонограммами;
  • видеомагнитофон, видеокассета с записью хроники Великой Отечественной войны;

Урок мужества предполагает не только непосредственное общение с ветеранами Великой Отечественной  войны, но и знакомство обучающихся с самой трагической страницей истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них  глазами современного молодого поколения, соприкоснуться с людьми, участниками реальных событий тех лет.

     Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор. Оно очень актуально в условиях нашего времени, когда делаются попытки переписать историю заново, фальсифицировать ее, когда в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с чётко-выраженной гражданской позицией.

Используемые источники: материалы районного краеведческого музея, материалы Зала Боевой Славы Радищевской средней школы №1.

Урок мужества «Прошедшие через огонь, свинец и чад»

Начало мероприятия. Звучат песни Великой отечественной войны, в зал входят гости. Почётные места занимают участники войны, труженики тыла. Звучит песня «Священная война». На сцену выходят ведущие.

1-й ведущий. Добрый день, дорогие ветераны и труженики тыла!

2-й ведущий. Здравствуйте наши уважаемые гости. Мы приветствуем вас на нашем уроке мужества «Наследники победы».

В-1. В этом зале нет равнодушных людей. Сердце каждого затронула Великая Победа. Сегодня мы вспомним тех, кто отдал свои жизни за неё, кто всеми силами приближал её, воюя на фронтах, стоя у станков, отдавая свои жизни, здоровье и молодость.

В-2.              Закатные блики мерцают вдали

                     О битве великой во благо земли

                     Напомнит салют, что взлетит над страной

                     И птицы поют каждой новой весной

                                 О подвиге славном, о марше Победы

                                 О вечном, о главном….

                                 И пусть не допеты

                                 Те песни, что эту победу прославят

                                 И всех ветеранов сегодня поздравят.

В-1. Более полувека мы живём без войны и столько лет помним её, каждый день от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги  Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни и многих других сожжённых фашистами деревень. Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того,  чтобы горели мартены и колосились хлеба, вставали новые города, чтобы радостнее была наша жизнь. Мы помним, кому обязаны жизнью.

В-2.Память – это не просто дань славному прошлому. Память – это причащение величием истории народа, это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.

В-3. В годы второй мировой войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тысяч сёл и деревень. На долгом пути к Берлину Советский Союз потерял 27 миллионов человеческих жизней.

В-4. Что такое подвиг? Это значит, что человек в бескорыстном порыве души жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.

В-3. Время неумолимо. Всё меньше остаётся тех, кто кровью добывал Победу, кто трудился в тылу, приближая заветный день Победы. О них, наших земляках-радищевцах, о военном поколении будет наш рассказ.

В-4.

 Надписи на шкале деления десятилетий 20 века:

«Потерянное поколение»,

«Забытое поколение»,

«Несостоявшееся поколение»

У каждого поколения своя биография

Вот надпись простая на удивление

«Военное поколение»

Поколение меньше других прожившее,

Поколение больше других совершившее

Стойкостью знаменитое, в правде своей уверенное,

Убитое, но не забытое, погибшее, но не потерянное

Мир как храм стоит на крови военного поколения!

На сцену выходят учащиеся. Они начинают рассказ о радищевцах, воевавших в годы Великой Отечественной войны, который сопровождается показом фотографий фронтовиков кадрами военной хроники.

1-й учащийся. На фронт ушло 7424 наших земляка. 2875 из них не вернулось. Только за первые 10 дней войны в райвоенкомат подано около 200 заявлений с просьбой отправить на фронт. Среди добровольцев люди непризывных возрастов, женщины. Каждое заявление - это документ беспримерного мужества наших земляков. Вот одно из них: «На защиту родной и любимой Родины прошу зачислить меня добровольцем в ряды Красной Армии. Я буду честно выполнять долг советского гражданина-защищать Родину от вероломного врага, немецкой гадины, не жалея сил, а если потребуется, и своей жизни.». Это заявление написала Зоя Пантюхина, девушке было всего 18 лет.

2-й учащийся. 130 героев Советского союза дала Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Четверо из них – радищевцы. Это Д.П.Лёвин, П.Н.Емельянов, Д.П.Полынкин, А.Е Фатьянов /рассказ о подвигах героев, демонстрация их фотографий/.

Боевые знамёна склоните

У священных могил дорогих

Не забудьте, народ – победитель

Беззаветных героев своих!

3-й учащийся. Забыть прошлое - значит предать память о людях, воевавших за свободу своей Родины. Если за каждого погибшего во время второй мировой войны объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

Они к нам не придут, не постучат.

И всё ж, хотя нам это всё известно,

Мы за столом для них оставим место

Нальём бокалы им, пускай стоят!

Мы внуки их, нам больше повезло…

Мы - будущее их, нас миновало…

Зато как после нам их не хватало

И как без нас им было тяжело.

Прошу почтить память павших минутой молчания/минута молчания под стук метронома/.

4-й учащийся. Немало наших земляков героически сражалось на фронтах Великой Отечественной и возвратились домой с честью и славой, орденами и медалями. О них наш рассказ.

Расскажи про пройденный

Путь свой, про геройские дела,

Как звезда солдатская

Как судьба солдатская.

К славе человека привела.

Егор Акимович Зайцев. Прославленный разведчик, кавалер 2-х орденов Красного Знамени, 2-х орденов Славы, награждён многими медалями. Ни разу не возвращался он из разведки без «языка». Много ценной и секретной информации, полученной благодаря Егору Акимовичу помогало планировать проведение военных операций. Многие радищевцы знали его не только как  хорошего парикмахера, но и как весёлого и отзывчивого человека.

Звучит песня под аккомпанемент гитары «У деревни Крюково…»

1-й учащийся. Солдаткин Пётр Степанович. Тысячи километров прошагал он по дорогам войны. Каждый километр памятен по- своему. Это героический Сталинград, поверженный Берлин, освобождение Украины, Белоруссии, Польши. Вернулся с войны героем. Награждён орденами Красного Знамени, Великой Отечественной войны I степени, медалями. В мирное время очень много сделал для своего родного посёлка Радищево, был частым гостем в школе, рассказывая детям о своём фронтовом пути.

2-й учащийся. Поваров Василий Николаевич. Начал воевать ещё в 1940г. с финнами. В 1941 был призван на новую войну. Воевал в составе 70-й стрелковой дивизии, которая отправилась на фронт с парада на Красной площади в Москве. В тяжёлых боях под Сталинградом был ранен, после госпиталя вернулся в строй, воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Освобождал Киев, Харьков, Молдавию, Румынию, Польшу, Кенигсберг, Дрезден. День победы встретил в Чехословакии. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Отгремела война, уже давней историей стала,

А никак не отпустит тревожную память бойца.

От фугасок и мин мы очистили наши кварталы,

Но какой же сапёр разминирует наши сердца.

3-й учащийся. Говорят, у войны не женское лицо. Но в это тяжёлое для страны время тысячи женщин отправились воевать на фронты Великой Отечественной. Клавдия Михайловна Пименова воевала в составе 335 зенитно-артиллерийского полка, сбила не один фашистский самолёт.   Валентина Алексеевна Коваленко прошла пол-Европы, закончила свой фронтовой путь в 40 километрах от Берлина. Александра Владимировна Кравченко участвовала в обороне Кавказа, имеет медаль «За оборону Кавказа». Мария Александровна Бурмистрова ушла на фронт добровольцем в 1943г. Была телеграфисткой, разведчицей, совершала смелые вылазки в расположение вражеских войск. После войны полностью посвятила себя детям – работала учителем начальных классов в Радищевской средней школе.

 4-й учащийся. Война не женская работа            

                             Спасти детей да жалкий скарб  

                             Но, если пулей на излёте

                             Убит любимый или брат  

                             Иль сжёг дотла селенье ворог

                             Разрушил церковь и погост

                             Весь мир, что сердцу с детства дорог

                             Тогда уж  не до бабьих слёз

                             Десятки тысяч русских женщин

                             Пришли на помощь мужикам

                             Спасать свой край, что был завещан

                             России богом на века

                             Они в окопах и в санбате

                             В разведке, в авиаполках

                             И офицеры, и солдатки

                             В мозолях, стёртых на руках

                               Сражаясь вровень с мужиками,

                               Не уступая им ни в чём

                               Душили извергов руками

                               И шли в атаку со штыком

                               Учителя и пианистки

                               Ткачихи, птичницы, врачи

                               И балерины, и модистки

                               Вас враг сражаться научил

                               Поклон вам, женщины России!

                               Поклон, защитницы страны

                               Живым и павшим. Вам, родные

                              Мы ваши внуки и сыны!

1-й учащийся. Особо хочется сказать об учителях нашего района, которые внесли свою лепту в победу над фашистской Германией. Николай Васильевич Абросимов. Был призван в армию в 1943г. Служил в воздушно-стрелковой дивизии. На самолёте ИЛ-62 совершил 36 боевых вылетов. Два раза падал и горел, но остался жив. За боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». После окончания войны все годы работал в школе, сначала директором, потом рядовым учителем.

2-й учащийся. Александр Ильич Елистратов. В самом начале войны окончил танковое училище в звании младшего лейтенанта. Свой славный боевой путь прошёл от Сталинграда до Берлина, участвовал во многих танковых сражениях, в том числе под Прохоровкой. Награждён орденом Ленина, орденом Красной звезды. Очень тяжело давались ему воспоминания о войне, о многих эпизодах своих военных дорог рассказывал Александр Ильич со слезами на глазах.

                    Как мало их осталось на земле

                    Не ходят ноги и тревожат раны

                    И ночью курят, чтобы в страшном сне

                    Вновь не стреляли в них на поле брани

                                                  Мне хочется их каждого обнять

                                                  Теплом душевным с ними поделится

                                                  Была бы сила, чтобы время вспять

                                                  Но я не бог, война им снова сниться

В-1. 65 лет назад закончилась самая страшная война в истории человечества. Наш народ пережил горькие и трудные 1418 дней и ночей. На фронте и в тылу ковалась победа. Очень трудной была эта дорога. На ней осталось 27 миллионов тех, кто не дожил до этой победы. Дошедшие же до неё живут рядом с нами. Но и их остаётся всё меньше и меньше. Говорят, что война кончается, когда умирает её последний солдат. Не так много нам осталось времени, чтобы отдать дань уважения ветеранам Великой Отечественной, поклонится им за их великий подвиг.

В-2.           Салют взрывает тишину

                  Палитрой красок в небе синем

                  Давно прошедшую войну

                  Не забывает вся Россия

                  Мы знаем, что страна

                  Своих героев не забудет

                  Во славу им сегодня пусть

                  Грохочут тысячи орудий!

Звучит песня «День Победы», ветеранам вручаются цветы и подарки.

                                                                                           
                                                                             
                                                                                                 
                                                                           
       

                                                                                             
                                                                                     
                                               
                                                     

                           

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....

Устный журнал "Ты и твое здоровье"

Устный журнал расскажет о том, какие факторы (положительные и отрицательные) влияют на здоровье человека и как сохранить и укрепить свое здоровье....

Устный журнал "Формула здоровья"

Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

Устный журнал "Школьное обозрение" с презентацией

1. День Наума Грамотника. 2. Каникулы. 3. Тетрадкознание. 4. Доскоизучение. 5. Блицтурнир. Источник: Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. Издательство "Учитель", Волгоград, 2007....

Устный журнал

Как подойти к выбору профессии...

Внеклассное мероприятие: Устный журнал "Добрый и злой огонь"

Занятие направлено на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности; показать положительную и отрицательную роль огня....