Защита опыта классного руководителя
статья на тему
Работа по программе “Три Я ”.
Цель программы:
Развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию в дружном классном коллективе единомышленников на основе демократизации отношений между руководителем и ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_opyta_klassnogo_rukovoditelya.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию.
«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием ,в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.»
В. Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
Что такое воспитание?
В своей педагогической деятельности я исхожу из такого определения воспитания: “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.
Само определение воспитания основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создаёт условия для развития и становления ребёнка, его лучших человеческих качеств.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что там его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.
Что такое духовное воспитание?
Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
Воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись
Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.
В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:
Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей
Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.
Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья. “Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй”, - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт. В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребёнка, многие учёные, педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности. Тот дух, который царит в семье, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Для этого с помощью родительского комитета организую индивидуальные консультации, тематические конференции по нравственному воспитанию. А для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей, организую беседы в микрогруппах или коррекционную работу с семьями учащихся. Просвещение родителей проводится с привлечением специалистов: психолога, педагога-организатора, учителей-предметников, медицинских работников.
Для меня, классного руководителя 9 класса, большим подспорьем стала работа по программе “Три Я ”.
Цель программы:
Развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию в дружном классном коллективе единомышленников на основе демократизации отношений между руководителем и ребёнком.
Задачи программы:
-Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждой личности;
-Формирование активной гражданской позиции;
-Развитие инициативы и творчества;
-Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей;
-Построение отношений дружбы и заботы друг о друге;
Данная программа воспитания нравственных ценностей состоит из трёх блоков. Первый блок – «Наука», второй блок – «Душа», третий блок – «Здоровье». Программа реализуется в различных формах взаимодействия: на классных часах, дискуссиях, беседах, турнирах знатоков, часах общения, устных журналах и т.д. Работа по программе раскрывает содержательную сущность данной модели, ориентированную на воспитание нравственных ценностей у учащихся.
Задачи первого блока «Наука»:
-желание получать новую информацию;
-умение пользоваться материалами научно-популярной и специальной литературы;
-желание и умение помогать друг другу в учёбе;
-умение требовательно относиться к самому себе.
Задачи второго блока «Душа»:
-умение соблюдать нравственные человеческие нормы;
-умение быть милосердным;
-умение уважать труд, время и мнение другого человека;
-умение адекватно реагировать на критику и похвалу одноклассников и учителей.
Задачи третьего блока «Здоровье»:
-навык самообслуживания;
-навык полноценного отдыха;
-умение противостоять дурному влиянию;
-навык проведения спортивных игр и соревнований;
-умение ориентироваться в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, как своих, так и окружающих.
Воспитательная система класса нацеливает на воспитание нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой. Исходя из этого, нравственными ценностями для детей становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо).
Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:
-Духовно-нравственное
-Эколого-краеведческое
-Гражданско-патриотическое
-Художественно-эстетическое
-Физкультурно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Формы работы: классные часы, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, концерты.
В классе проводится работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла. Учащиеся класса участвовали, участвуют, и будут участвовать в научно-практических конференциях, где представляют работы: «Астрономия на координатной плоскости» - Передкова Валерия, “Карманная химическая лаборатория. Аппарат Алямовского.» - Арутюнян Эммануэль. Провели литературные гостиные: “Женские образы в произведениях А.С.Пушкина”. Такие классные часы способствуют развитию у детей интереса к истории своей страны и малой родины. Нравятся детям встречи с интересными людьми. С большим интересом мои воспитанники принимали участие в постановке мини-спектаклей, которые они готовили на литературном кружке “Сюрприз”, под руководством, учителя русского языка и литературы, Гончаровой И.В. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах, концертах. Так же три ученицы моего класса являются участницами народного танцевального коллектива «Радость» и принимают участие в районных и краевых конкурсах. Есть в нашем коллективе и музыканты. Это выпускники и учащиеся ДМШ на базе МОУ СОШ №2 (10чел). Все мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.
Эколого-краеведческое
Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы.
Одним из важных направлений в моей работе считаю эколого-краеведческое направление. Проводится работа по воспитанию любви к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек. Большое значение уделяю воспитанию у детей бережного отношения к природе. Ежегодно учащиеся принимают участие в различных акциях по благоустройству станицы Григорополисской, проводится работа по благоустройству территории социокультурного комплекса. Ученики моего класса приняли участие в проектах: “Больше кислорода ” (посадка сосен на территории школы и станицы), Операция «БУНТ» - работа по благоустройству пришкольной территории и эстетическому оформлению школы.
Гражданско-патриотическое
Формы работы: экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, патриотические акции, военно-спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам. Например, “Мы будем помнить”, “Строки, опалённые войной”. Поездки по местам боевой Славы (Волгоград) объединяют все большее количество детей, воспитывают в них дух патриотизма. Встречи с ветеранами и участниками войн, участие в конференциях, конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. Учащиеся моего класса приняли активное участие в конкурсе стихотворений посвященных ВОВ. Ежегодно ребята участвуют в спортивно-конкурсной программе “А ну-ка, мальчики!” Прошли классные часы “Я гражданин и патриот своей страны”, “Мои права и обязанности” др. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.
Художественно-эстетическое
Формы работы: посещение музеев, выставок, классные часы; конкурсы.
Многие учащиеся класса развивают свои таланты:
ДМШ – 10 человек,
Художественная школа – 1 человека;
декоративно-прикладное творчество – 1 человек.
В 2010 – 2011 учебном году учащиеся приняли участие в фотоконкурсе “Нет никого дороже”, «Любимый сердцу уголок».
Физкультурно-оздоровительное
Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, работа спортивных кружков и секций.
Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями организуют поездки и походы В классе есть свои спортсмены, которые регулярно принимают участие в районных мероприятиях – это Кравцов В. Лугин И. Соседова П. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня воспитанности учащихся.
Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
Сплочение классного коллектива.
Сплочение родительского коллектива единомышленников.
Повышение познавательной активности учащихся.
С целью развития индивидуальных особенностей ребёнка, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В моём арсенале существует немало приёмов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей:
1.Метод социологического опроса.
В ходе анкетирования или беседы мною выясняется мнение учеников и родителей. Например, задаю вопрос:
-Что следует обсудить в первую очередь в нашем классе?
-На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?
2. Пословицы и поговорки
являются прекрасным материалом для проведения классных часов, часов общения, индивидуальных собеседований с учащимися. С их помощью можно провести диагностическое исследование в коллективе. Как ребёнок понимает то или иное высказывание, какими примерами он его аргументирует, как он определяет нравственную подоплёку пословиц и поговорок – всё это даёт возможность активно использовать пословицы и поговорки в воспитательной работе.
Я использую следующие пословицы и поговорки:
Учение и труд всё перетрут
Что посеешь, то и пожнёшь
Береги платье снову, а честь смолоду
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову
Большому уму и в маленькой голове не тесно
В тесноте, да не в обиде и т.д.
3. Социометрические исследования
Учащемуся предлагается ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос. Такое исследование позволяет не только изучить привязанности учащихся в коллективе, но и определить нравственные приоритеты во взаимоотношениях детей.
-С кем из ребят класса тебе хотелось бы сидеть за одной партой?
-С кем из ребят класса тебе хотелось бы обсудить прочитанную книгу, увиденную передачу?
-Кого из ребят тебе хотелось бы пригласить к себе домой?
4. Методика незаконченного предложения
Учащимся предлагается продолжить предложение:
Наш класс – самый……
Нам нравится, когда….
Добро – это…
5.Тест-рисунки
6. Анкетирования
Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.
Я стремлюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребёнка. Поэтому в моём классе важная роль (роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построении воспитательной системы класса ) отводится самоуправлению. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса, школы. Высший орган – классное собрание, которое подводит итоги и планирует жизнедеятельность коллектива, решает возникшие проблемы, проводит выборы. В организации классного самоуправления принимают участие не только ученики класса и классный руководитель, но и их помощники: родители, администрация школы, учителя-предметники.
Родители оказывают помощь в создании уюта комфортной обстановки в классном помещении, помогают проводить праздники, участвуют в подготовке и проведении КТД.
Учителя-предметники выступают консультантами для группы “Умники и умницы”.
Наши традиционные дела:
Осенний капустник (I четверть)
Новогодний калейдоскоп (II четверть)
Масленица (IIIчетверть)
Поход (IV четверть)
Самоуправление в классе организуется с учётом взаимоотношений учащимися. Исходя из этого, они самостоятельно распределяют обязанности в классе. Благодаря этому, дети делают то, что им интересно, то, что у них получается.
Каждое утро, идя в школу, я знаю, что там, возле кабинета, меня ожидают уже они, мои воспитанники. Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило. И я старюсь дать полезный совет каждому, направить на тот единственно правильный путь.
Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!». Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия; способности прощать ребенка. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.
Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна почва, на которой он будет расти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)
В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в...
описание личного опыта классного руководителя
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА - ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА....
Описание педагогического опыта классного руководителя
Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....
Обобщение опыта классного руководителя
Обобщение опыта классного руководителя...
«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...
Обобщение опыта классного руководителя.
Обобщение педагогического опыта в роли классного руководителя....
Описание опыта классного руководителя
Здесь вы можете ознакомиться с моим опытом классного руководителя...