Открытое внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"
методическая разработка (5 класс) по теме
Цель: формирование экологической культуры у дошкольников и младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое внеклассное мероприятие "Войди в природу другом" | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Открытое внеклассное мероприятие Войди в природу другом |
Автор:
Москвина Татьяна Алексеевна,
Учитель музыки МБОУ г.Иркутска СОШ №23
Классный руководитель 5 «в» класса
г. Иркутск, 2017 г.
Открытое внеклассное мероприятие было проведено в кинотеатре «Родина» г. Ангарска для дошкольников и младших школьников 11 ноября 2011 года. Использую в своей дальнейшей работе с детьми.
Цель: формирование экологической культуры у дошкольников и младших школьников.
Задачи:
- формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.
- способствовать уточнению представлений детей о значении леса для природы и в жизни человека, повторить экологические правила поведения в природе;
- развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;
- воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях.
Действующие лица: Баба Яга, Красная шапочка. Медведь, Водяной, Рассеянный, Айболит, Хозяйка Леса, Айболит, Кукушка, Зайка, Сойка, Белки (2), Лисички (2), Дети: Маша и Витя.
Оборудование: экран, компьютер со слайдами, микрофоны.
Маша: Ребята, отгадайте загадки.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой. (лес)
Витя: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Витя:
- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Какие чудеса можно увидеть в лесу? (ответы детей)
- Почему лес для ребят друг? (ответы детей)
- А как вы думаете, кто главный в лесу? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами отправляемся в гости к Хозяйке леса. Посмотрим, легко ли в наше время жить в лесу. И начнем мы наше путешествие с лесной опушки. Отправляемся в путь.
Смотрим мультфильм «Лес наш дом».
Вдруг верхом на метле влетает Баба-яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные заклинания, но мусор не исчезает. Разъяренная Баба-Яга замечает детей.
Б.Я. (кричит страшным голосом)
- А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!
Дети:- Мы не всякие! Мы – туристы!
Б.Я.
- Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите что натворили!
- Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет.
- Ах, какой был воздух! Аромат!
- А теперь…?! Эта бумажка пролежит 3, а может и больше лет, пока природа переварит её.
- А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет.
- А эти бутылочные осколки, чует мое сердце, вызовут пожар.
Дети: - Как?
Б.Я. – Очень просто! это же настоящие линзы. Солнце пройдет через них…. Такое уже случалось на моем веку! А это изобретение химиков (берет полиэтиленовый пакет), как бельмо на глазу. Ух! Лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу-Ягу.
- Что уставились? Убирайтесь! сказано: не пущу!
Маша: - Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.
Б.Я. – А это мы проверим сейчас. Скажите, куда девать мусор после себя?
Дети в зале отвечают, как надо убрать поляну после привала. Маша и Ваня называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас». Ребята убирают мусор в свои мешочки, приглашают с собой Б.Я. и продолжают путь.
Навстречу из леса выходит Красная Шапочка, дети здороваются с ней.
Кр. Ш.: - Здравствуйте. Куда путь держите!
Дети: - Мы идем к Хозяйке леса на волшебную поляну. Не знаешь ли дорогу туда?
Кр. Ш.: - Как же? Знаю. Но покажу дорогу только тому, кто ответит на мои вопросы.
Маша и Витя кричат детям в зале: - Ребята, помоги нам ответить на вопросы Красной Шапочки.
- название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)
- как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)
- какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
- назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы)
Маша и Витя проводят игру «Если я приду в лесок».
Кр. Ш.: А какие Заповеди леса вы знаете? (Дети из зала отвечают вмести с Машей и Ваней):
1. не шуметь
2. не рвать цветы
3. не сорить
4. не ломать деревья и кусты
5. не разжигать огонь
6. не резать ножом кору деревьев
7. не разорять птичьих гнёзд
8. не разорять муравейники
9. знать ядовитые растения и грибы и не брать их в руки
10. не пробовать плоды растений, которых не знаешь
11. бережно относиться к дарам природы…
Смотрим мультфильм «Пожар в лесу».
Кр. Ш.: (показывает дорогу и идет вместе с ребятами)
- Через некоторое время ребята встречают Рассеянного. Он сидит на тропе, перед ним разбросаны вещи, он тщательно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с ним.
Рассеянный: (обращается к детям из зала)
- Что это за ребята? И куда они идут?
Ваня и Маша: Мы туристы. Идем на волшебную поляну. А вы кто такой?
Рассеянный: - Знаете такого? (Читает несколько строк из стихотворения С.Я. Маршака)
- Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал я в вагоне, не доехал. Решил, что лучше всего шагать пешком с заплечным мешком. Всё, что нужно, закупил. Да не могу разобраться, где тут мешок, а где заплечник. Помогите ребята.
Дети помогают ему уложить в рюкзак только то, что нужно туристам, отложив в сторону ненужные вещи. Все вместе продолжают путь.
Под деревом сидит доктор Айболит. На дереве плакат «Добрый доктор Айболит». Перед ним больные.
Айболит: (испуганно) – Ой, дети! И вы ко мне? Но я лечу только зверюшек.
Дети: - Нет, мы не больные. Мы – туристы. Идем на волшебную поляну к Хозяйке леса.
Айболит: - Какие вы счастливые! Давно мечтал попасть на эту Волшебную поляну. Но всегда я очень занят. И сегодня столько больных. О нет, никогда мне туда не попасть. Надо больным зверюшкам рассказать о лесной аптеке.
Маша: - Ребята, давайте поможем доброму доктору Айболиту.
Айболит: (детям в зале задает вопросы – игра «Лесная аптека»):
- листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника)
- какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту)
- плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник)
- какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля)
- какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериану; валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице)
- какое растение является противовоспалительным, успокаивающим и желчегонным средством? (Ромашка)
Айболит: - Молодцы, ребята. Зверюшки хорошо усвоили урок и теперь не будут болеть.
Витя: - Доктор Айболит, а еще ребята знают стихи про лекарственные растения.
Шиповник.
Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем –
Полезных плодов для аптеки нарвем.
Крапива.
Растёт она вокруг,
Она – и враг и друг,
Как иглы волоски,
Покрыли все листки.
Сломи хоть волосок –
И капнет едкий сок.
На кожу – хоть ори!
О-о-ой, волдыри!
Но если дружись с ней –
Ты многих здоровей:
В ней витаминов клад,
Весной её едят.
Подорожник.
Почему я от дороги
Далеко не отхожу?
Если ты поранишь ноги,
Я им помощь окажу.
Приложу ладошку к ране –
Боль утихнет, и опять
Будут ноги по дороге
В ногу с солнышком шагать
Одуванчик.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший …(одуванчик)
Береза.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой,
Стоит под горой.
Доктор Айболит благодарит детей и вместе с ними отправляется в путь.
Ребята со сказочными героями подходят к реке. Рассеянный хочет напиться из речки.
Витя: - Постой, Рассеянный. Не пей эту воду. Она грязная. Ребята, как вы думаете, почему она стала такой. Кто в этом виноват? (ответы детей).
- Посмотрите, кто это? (Появляется Водяной)
Водяной:
Я – одинокий водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои, лягушки,
Болеют как старушки!
На дне моей квартиры –
Бутылки, тряпки, вилы,
Не озеро – помойка!
Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки –
Тьфу, какая гадость!
А мне так жить охота!
- Здравствуйте, ребята. Вы тоже пришли загрязнять мой водоем. Уходите, нам и так здесь тяжело жить. Перед вами тоже были туристы, так они взяли и весь мусор побросали в воду. Разве так можно?
Маша: - Нет. Мы не будем загрязнять реку. Мы любим природу и заботимся о её красоте.
Витя: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, - возвратиться жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!
Маша и Витя:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса!
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
- Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
- Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Т.Н. Самсон.
Маша: - Водяной, укажи нам, пожалуйста, дорогу на Волшебную поляну.
Водяной: - Идите вот по этой тропинке и никуда не сворачивайте.
Дети: - Большое спасибо.
(выходят на Волшебную поляну)
Витя: - Вот мы с вами и пришли на Волшебную поляну.
Выходит Хозяйка леса.
Х.Л. – Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Хозяйка леса!
Х.Л. – Я очень рада, что вы посетили мою Волшебную поляну. Я знаю, что вы друзья природы. И я хотела бы провести небольшой экзамен. Хочу знать: умеете ли вы вести себя в моих владениях.
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели
Зелень от солнца в жару бы спасала
Каждому правила знать не мешало бы.
1 задание
- Что обозначают эти плакаты? (набор слайдов на экране «Бережное отношение к природе)
2 задание «Экологическая викторина»
- назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает ее; вот почему нельзя брать улиток из пруда и реки)
- кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)
- как называется трава от 99 болезней. (Зверобой)
- какой цветок лето начинает? (колокольчик)
- почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)
- может ли гриб дерево съесть? (Да; трутовики разрушают древесину, превращают ее в труху)
- почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
- кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда)
- почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо)
- почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
- пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их)
- почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых)
- где у кузнечика ухо? (На ноге)
3 задание «Живые синонимы»
- Хитрый, как … (лиса).
- Трусливый, как … (заяц).
- Запасливый, хозяйственный … (белка).
- Косолапый, как … (медведь).
- Голодный, как … (волк).
- Колючий, как … (еж).
- Мчаться, как … (олень).
- Переваливаться, как … (медведь).
- Выть, как … (волк).
4 задание «Угадай по описанию»
- Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)
- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
- Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя. Но и не уничтожай, он нужен лесу. Для некоторых животных этот гриб лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (Мухомор)
- Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть не целое лукошко. (Опята)
- Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (Малина, ежевика)
Х.Л. – Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете природу леса, правила поведения в лесу и надеюсь, что вы всегда их будете соблюдать.
(Появляются ребята в масках животных)
Медведь.
Что в этот раз задумал человек:
Сломать, спилить или поджечь?
Что после вас останется, друзья,
В лесу, где много так зверят красивых?
Маша. Мы мусор весь хотим убрать.
Витя. Лес посадить, кормушки сделать.
Медведь. Вот чудеса! Что будет здесь?
Маша. Прекрасный лес,
Лес для зайчат,
Бельчат, лисят и медвежат.
Здесь будет чисто и красиво.
Витя. Здесь не убьют и не покалечат
Смотри кругом:
И не осталось-то чудес
На шарике земном.
Маша. И надо срочно мир спасать,
В котором мы живем.
Появляются дятел, мухомор и заяц.
Дятел. Весь дом почистить и помыть.
Мухомор. Очистить воздух нужно,
Дышать всем нужно.
Заяц. А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
Дятел. И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся. Ребятки!
Появляются кукушка, белки и сойка.
Кукушка. Все надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом.
Что нынче посеем – то завтра пожнем.
Сойка. На шарике нашем земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
1-белка. По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
2-я белка. Гремит на скалах водопад.
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит,
Большой, как дом, на волнах спит.
Медведь. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Появляются лисички.
1-я лисичка. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2-я лисичка. Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком,
Так надо им и быть.
3-я лисичка. Вот в лесу растет фиалка,-
Разве рвать ее не жалко?!
Голубеют, как из сказки,
Незабудок нежных глазки.
Носят юбочки цветные
Колокольчики лесные.
Даже старый мох седой
Вырос с рыжей бородой!
Все цветы для всех растут,
Их не рвите! Пусть живут!
Маша и Витя проводят Игру «Это я, это я, это все мои друзья».
Х.Л. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба – парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Маша. – Вот и заканчивается наше путешествие на Волшебную поляну. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.
Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».
(Дети читают стихотворения)
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
2. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
3.Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же её любить всегда!
- До новых встреч!
Литература:
1. Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития», 1997г.
2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва, «Педагогика- Пресс»,1994г.
3. «Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва, «РОСМЭН»,1998г.
4. Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития», 1997г.
5 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.
6. .Е.А. Тимофеева «Экологическое воспитание», Йошкар-Ола, «Марий Эл учитель», 2002г.
7. Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
8 Журналы «Начальная школа»
9. И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
10. Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество» и «Школьные игры и конкурсы»
11. Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» (кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г.
12. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова «Окружающий мир» (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом".
Устный журнал « Войди в лес другом»( журнал проводится с учащимися 6-7кл в рамках Декады биологии)...
Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"
разработка внеклассного мероприятия...
Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.
Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...
Открытое внеклассное мероприятие "Пожарная безопасность. Огонь - друг или враг?"
Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Пожарная безопасность. Огонь - друг или враг?" для учащихся 5-6 классов...
Открытое внеклассное мероприятие. Алфавит - мой лучший друг.
Закрепление знаний по пройденному материалу....
Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом"
Цель: Обобщить знания учащихся о значении леса в природе и жизни человека; подчеркнуть необходимость охраны леса, отметить правила поведения в лесу; Мероприятие можно использовать при прове...
Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"
Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"...