Классный час "Руки матери"
методическая разработка (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Руки матери»
№1
«Женщина с нами, когда мы рождаемся. Женщина с нами в последний наш час. Женщина – знамя, когда мы сражаемся. Женщина – радость, раскрывшихся глаз» И.В. Гёте
Учитель: Сегодня мы собрались поговорить о женщине-матери, её подвиге, её безграничной любви и преданности. Первый человек, которого мы любим в жизни, - конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Одни – трогательно печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие – с юмором вспоминая детские проделки. Но все же эти произведения отличает общее настроение: мама - это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Образ матери воспет во многих произведениях искусства, но мне хотелось бы начать сегодняшний разговор с этой картины.
№2
В России праздник День матери учреждён в 1998 году.
В соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30 января 1998 года № 120 «О Дне матери»
праздник День матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи. Принадлежит эта инициатива Алевтине Викторовне Апариной — депутату Государственной Думы РФ, члену ЦК КПРФ.
Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.
№3
«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдания и муки. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал ее волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен печальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?»
Художник в своих картинах воспевает женскую красоту, женственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери. (демонстрируются слайды с мадоннами Рафаэля)
№4-5
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько бы ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
№6
Р. Гамзатов Отрывок из поэмы «Берегите матерей!»
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – итог всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
МАМА.
№7
Учитель: Самое страшное и трагическое для матери – потерять своего ребенка. Наверное, поэтому матери всего мира ненавидят войны – ведь они уносят жизни их сыновей.
Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо – чудо воскрешения.
Сыночек мой, кровиночка, Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка. Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною Она пришла ко мне.
Я ворога проклятого Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала – И все тебя ждала.
Придешь походкой легонькой, Шинелька нараспах.
Живой придешь, целехонький, С улыбкой на губах.
Придешь, огнем целованный, С наградой боевой,
Пускай и забинтованный, А все-таки живой!
…Неделя за неделею, За годом год идет.
Устала я надеяться, Лишь боль во мне живет.
Сыночек мой, кровиночка, Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка, Тебя все нет и нет…
№8
Учитель: какими бы взрослыми ни вырастали дети, для мам они всегда останутся детьми. И волнуются за взрослых своих чад мамы нисколько не меньше, чем тогда, когда качали их в колыбели. А детям, разлетевшимся из родительского гнезда, порой некогда позвонить, приехать. И болит материнское сердце.
С. Викулов «Пишите письма матерям»
Поют гитар походных струны
в тайге, в горах, среди морей…
О сколько вас сегодня, юных,
живет вдали от матерей!
Вы вечно, юные, в дороге –
то там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
вестей от вас все ждут и ждут.
Они считают дни, недели,
слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют –
не только возраст виноват.
И потому, служа солдатом
или скитаясь по морям,
почаще все-таки, ребята,
пишите письма матерям!
№9
Учитель: Учиться любви нам суждено всю жизнь, изо дня в день. Так у кого же учиться, как не у родной матери. Разве кто-то подарит вам еще такую искреннюю и жертвенную любовь?
Д. Кедрин «Сердце матери»
Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?!
Мечом я добуду для крали своей
И звонких цехинов, и белых рублей!»
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Сказала она, мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет!
Не нужно цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей!
Я пепел его настою на хмелю,
Настою напьюсь и тебя полюблю»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах,
Взойдя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Учитель: Все, что на Земле свято, дорого, озарено именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать». Солдат в бою бьется с врагом за Родину-мать. Образ женщины-защитницы, кормилицы, готовой пожертвовать собой, связан в нашем сознании с матерью. И здесь нельзя не вспомнить Матерей (с большой буквы!), легендарных женщин, много сделавших во имя своей любви к человечеству.
№10
Мать Тереза
Пожалуй, самая известная женщина ХХ века. Маленькая тщедушная монахиня по имени Агнес Гонджа Бояджиу, котора известна миру просто как мать Тереза.
Родилась в 1910 году в Скопье, Македония, после отъезда в Ирландию в 1928 году для изучения английского языка, она была в конце концов послана миссионером в Индию, где должна была преподавать в школе при монастыре Лорето в Калькутте.
Вскоре после окончания Второй мировой войны она почувствовала призвание от Бога для работы с беднейшими людьми из Индии. Учредила общину Миссионеры милосердия — в 1950 году всего лишь 13 членов, в конечном итоге выросла до 4000 монахинь, которые будут работать в десятках детских домов, хосписах больных СПИДом и благотворительных центрах по всему миру.
Ее работы быстро попали в поле зрения международного сообщества, а также, вдохновили бесчисленные другие организации последовать ее примеру во многих странах третьего мира, помогая бедным и отверженным. Ее создание хосписа для умирающих в 1979 году выиграло для нее Нобелевскую премию мира и сделало ее не только именем нарицательным. Мать Тереза — это синоним сострадания и милосердия.
Мать Тереза умерла в возрасте восьмидесяти семи лет в 1997 году. В 2003 года Католической церковью причислена к лику блаженных.
№11
Матушка Матрона Московская родилась в 1885 году в деревне Себино, Тульской области, в бедном семействе Дмитрия и Наталии Никоновой. Матрона была не только слепой с рождения, но и не имела никаких глаз вообще; все же Бог дал ее духовное видение. С ее самых ранних лет благословенная Матрона могла не только видеть грехи людей, но даже их мысли. Она могла обнаружить надвигающиеся опасности, предвидя природные и людские бедствия. Через ее молитвы люди получали исцеление от болезни и утешения в несчастьях. Таща телеги и фургоны с больными, люди ехали к избе Никонова, слепой девочке, из других деревень, всей области, и даже других областей.
Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ей еду и подарки ее родителям. Таким способом девочка, вместо того, чтобы быть бременем, стала кормильцем семьи. В 1925 году Матрона переехала в Москву, прожив там до конца своей жизни. Живя в течение почти трех десятилетий в Москве, она выполняла духовное и божественное указание, которое уберегло многих от гибели, ведя их к спасению. Помощь, которую Матрона давала больным, не имела никакого отношения к заклинателям, гадалкам, и так называемым народным целителям и другим магическим деловым отношениям, но была истинной христианской природы.
№12
- Епистини́я Фёдоровна Степа́нова (1874—1969) — русская женщина, девять сыновей которой погибли на войне, кавалер орденов «Мать-героиня» и Отечественной войны I степени. Степановы жили на хуторе 1-го Мая (ныне хутор Ольховский) Тимашёвского района Краснодарского края. Родила Епистиния Фёдоровна пятнадцать детей[2]: Выжили у Степановых десять детей — девять сыновей и дочь. Степанов, Александр Михайлович (старший) (1901—1918) — расстрелян белыми в отместку за помощь, оказанную семьёй Степановых Красной Армии;
- Степанов, Николай Михайлович (1903—1963[3]) — вернулся с Великой Отечественной войны инвалидом, умер от ран;
- Степанов, Василий Михайлович (1908—1943) — погиб на фронте Великой Отечественной войны. Похоронен в братской могиле в селе Сурско-Михайловка наДнепропетровщине;
- Степанов, Филипп Михайлович (1910—1945) — попал в плен в мае 1942 года в Харьковском котле, умер в лагере военнопленных «Форелькруц» под Падерборном;
- Степанов, Фёдор Михайлович (1912—1939) — погиб в боях с японцами у реки Халхин-Гол;
- Степанов, Иван Михайлович (1915—1942) — погиб на фронте Великой Отечественной войны (расстрелян немцами). Похоронен в братской могиле в деревне Драчково Смолевичского района Минской области;[4]
- Степанов, Илья Михайлович (1917—1943) — погиб 14 июля 1943 года в битве на Kyрской дуге, перезахоронен в братской могиле в селе Афанасове Калужской области;
- Степанов, Павел Михайлович (1919—1941) — пропал без вести в декабре 1941 года на фронте Великой Отечественной войны;
- Степанов, Александр Михайлович (младший) (1923—1943) — погиб на фронте Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (посмертно).
Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 году писали ей:
«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».
№13
Ирена Сендлер, Ирена Сендлерова (польск. Irena Sendlerowa; 15 февраля 1910, Варшава — 12 мая 2008, Варшава) —польская активистка движения Сопротивления, спасшая 2 500 еврейских детей из Варшавского гетто. Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации (под псевдонимом Иоланта) — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри.
Младенцам давали снотворное, помещали в маленькие коробки с дырками, чтобы они не задохнулись, и вывозили в машинах, которые доставляли в лагерь дезинфекционные средства. Некоторых детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегавших к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Других детей вынесли в мешках, корзинах, картонных коробках.
Младенцев она прятала в ящик из-под инструментов, детей постарше — под брезентом в кузове грузовика. Кроме того, в кузове сидела собака, обученная лаять, когда машину впускали в гетто или выпускали из него; по другой версии, собака сидела в кабине, и водитель при выезде из ворот наступал ей на лапу, чтобы собака лаяла. Лай собаки заглушал шум или плач, издаваемый младенцами.
Ирена Сендлер записывала данные всех спасённых детей на узкие полоски тонкой бумаги и прятала этот список в стеклянной бутылке. Бутылка закапывалась под яблоней в саду у подруги, с целью после войны разыскать родственников детей[3].
20 октября 1943 года арестована по анонимному доносу[3]. После пыток её приговорили к смерти, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.
После войны Сендлер раскопала свой тайник с данными о спасённых детях и передала их Адольфу Берману, председателюЦентрального комитета польских евреев с 1947 по 1949 гг. С помощью этого списка сотрудники комитета разыскали детей и передали родственникам. Сирот поместили в еврейские детские дома. Позже значительную их часть переправили в Палестину, и в конце концов в Израиль. Лишь спустя почти 40 лет после окончания войны по инициативе Музея Холокоста Ирена Сандлер смогла посадить своё дерево в Аллее Праведников в благодарном ей Израиле (впоследствии ей было присвоено звание почётного гражданина этой страны, благодарной ей за спасение своих детей). Лишь на рубеже веков о её жизни был поставлен спектакль, всколыхнувший общественное мнение США и Канады, а спустя 57 лет после окончания войны мир узнал о подвиге Ирены и её соратников благодарядокументальному фильму «Список Сендлер».
«Не люблю, когда меня называют героиней, — говорила тогда пани Ирена в ответ на внезапно обрушившийся на неё поток почёта и уважения. — На моём месте так поступил бы каждый нормальный человек». И ещё: «Меня учили в детстве: если тонет человек, его нужно спасти независимо от его религиозной или национальной принадлежности». И ещё: «Меня преследуют угрызения совести, потому что я сделала так мало»…
№14
Учитель: По-разному сложились отношения у вас, ребята, с вашими мамами. Разные воспоминания о мамах сохранились в вашем сердце: у кого-то теплые и уютные, а у кого-то горькие. Но всё-таки, самое главное в жизни каждого человека – это его семья, которая дает ему опору на всю жизнь, а главная в семье, конечно, мама. Поэтому будем благодарны нашим мамам за то, что они дали нам жизнь, будем вспоминать их только добрым словом.
№15
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
№16-18
песня «Мамочки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери
В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....
СЛАГАЕМЫЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (материал из интернета)
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складывать...
Презентация и подборка материала для классного часа "Памятники матерям"
В подборку входит песня С. Копыловой "Баллада о матери" и стихотворение в исполнении автора "41-й"....
Психологические рекомендации классным руководителям (материал для родительских собраний по теме: «Воспитание детей с личностными проблемами»).
Подробные рекомендации для родителей по воспитанию детей с проблемами развития личности....
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
Классный час, посвящённый дню Матери "При солнышке тепло - при Матери добро"
Классный час создавался с целью дать новую информацию детям про день Матери (как и когда праздник проводится в разных странах), сделать подарок мамам учащихся от учеников, который создавался в течение...