Работа с одаренными детьми
методическая разработка (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми заключается в создании благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
При этом необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
принцип помощи, наставничества
принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся).
Психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:
- чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
- способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
- интеллект выше среднего;
- настойчивость и целеустремленность;
- творческое начало;
- профессиональная и эмоциональная зрелость;
- эмоциональная стабильность;
- широкий круг интересов и умений;
- чувство юмора.
При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой необходимо отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:
- социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников (похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней)
- содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)
Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:
- Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей
- Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
- Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.
Этапы работы классного руководителя с одаренными детьми:
- Выявление одаренных детей (диагностика одаренности)
- Поддержка (создание условий через взаимодействие с учителями предметниками, родителями)
- Развитие одаренности (особенно творческой)
Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:
1) своевременная диагностика возможностей
2) адекватное содержание воспитания
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии
4) побудительная деятельность учителя
Формы работы классного руководителя:
- Классные часы. Классные часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями. Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка), День рождения в семье, Известные люди семьи» позволяют поделиться конкретным опытом, а также предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.
Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.
-Портфолио учащихся. «Папки творческого самовыражения», в них накапливаются материалы о достижениях учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике. Карты личностного роста.
- КТД (совместно с родителями)
- Праздники семьи
- Семейные увлечения
- «Четыре способа обрадовать маму»
- Песни (сказки) моей бабушки
- Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения
- Создание и реализация проектов
- Талисман семьи. Гороскоп семьи
- Семейная книга рекордов
- Географическая карта моей родословной
- Я горжусь своим дедом!
- Я и моя школа
- Творческие мастерские
- «Составление правил для решения наших проблем»
- «Учимся на собственных ошибках»
Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.
Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: просвещение родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приемы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. В результате, у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью».
Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика. Одной из важнейших задач классного руководителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Поэтому только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...