Классный час по теме " Судьбы людей-участников ВОВ"
классный час (7 класс) по теме

Жданова Мария Викторовна

Классный час в рамках проекта "Народ-Победитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

5-9 классы

Методическая разработка классного часа

По теме  «Судьбы людей- участников ВОВ»

ЖДАНОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА,

учитель физики

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Гимназия № 171

Центрального района

Санкт-Петербурга


Классный час ко Дню Победы

(В рамках программы « Народ – победитель»)

Предварительная работа:

 беседа в семьях о подвигах родных во время ВОВ, рисунки по своим впечатлениям, разучивание песни, стихов.
Оборудование и оформление:

проектор,

презентация, соответствующая тематике,

музыкальное сопровождение – песни на военную тему,

выставка книг.
Цели:

- расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его

боевых традициях;

- полнее раскрыть историческое значение Победы над фашизмом;

Задачи:

Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

 способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей;

воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность)
Ход занятия:

1 ведущий. - Отчего это воздух тревогой объят?

2 ведущий. - Отчего вдруг замолкли все птицы?

1.- Отчего так испуганы лица?

2.- Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

 Слайд 1.Голос Левитана. Идут кадры о войне.

Слайд 2.На  фоне  музыки  «Священная  война»

1. 4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. Миллионы погибших советских людей. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча км/час, миллионы тонн сырья…

2. Но – 26 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое… Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.

1.Более 26 миллионов могил на две с половиной тысячи километров. Это значит, 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые два метра земли.

2. Более 26 миллионов на 1418 дней – это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час. 10 человек каждую минуту.

 Вот что такое война…

Слайд 3. Фотографии военных лет

 1 .  Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои

И память. Через годы пролетая,

Ведет опять в походы и бои.

- Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

- Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

- Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.

- Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,

- Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

- Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается …

 2.Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? … 
Слайд 4. «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

Ответы учащихся.

Слайд 5.

Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …
 Классный руководитель:

Война прошла по  нашей  необъятной  Родине  через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив  время  на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».

Тыл — это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!

А  фронт – это они, наши любимые и дорогие….наши защитники, наши доблестные  воины, наши отцы, деды, прадеды…наши братья и сестры…Все те, кто ковал для  всех  народов  Победу, приближая  ее  с  каждой  минутой, с каждой секундой , порой -   ценою  собственной  жизни.

Слайд 6

Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, поделитесь с классом своими историями (по желанию).
(Учащиеся по желанию показывают свои рисунки «Война глазами детей» (вывешиваются на доску) и рассказывают историю своей семьи.)

Слайд 7

 По окончании рассказов – отрывок фильма «Зеленые цепочки»(киностудия «Ленфильм, 1970 г)

Вопрос классу: Как вы думаете, в чем заключался подвиг этих мальчишек и девчонок, ваших ровесников?

Слайд 8

Классный руководитель:

Из книги «Дети Блокады» М. Сухачев

«Я долго ждал, когда же наконец расскажут о детях, которые по хлебным карточкам были приравнены к нахлебникам возле скудного стола блокированного города, но которые, обуреваемые желанием помочь взрослым оборонять город, строили баррикады, сбрасывали «зажигалки», выслеживали вражеских сигнальщиков, проверяли светомаскировку и даже работали на заводах, подставляя под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка.»

И у нас сегодня на классном часе – гость-прадедушка нашего ученика Кулакова Георгия,  Крылов Владимир Александрович, который пережил блокаду Ленинграда ребенком. Он поделится с нами своими воспоминаниями.

(Слово предоставляется Крылову Владимиру Александровичу)

Слайд 9

Спасибо Вам Большое! И для Вас сейчас в исполнении учащихся нашего класса прозвучит песня «Мальчишки у стен Ленинграда»

 Классный руководитель:

Нелегко далась эта победа нашим дедам и прадедам.

 Слайд 10. Письмо 
 Вопрос классу: В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
(Звучит вальс «В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Учитель зачитывает строки из письма танкиста И.Колосова любимой; в это время на экране соответствующие тематике слайды) 
Иван Колосов. Письмо смертельно раненного танкиста невесте

Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой. Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока. Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху. Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов

25 октября 1941 года

Вопросы классу: 
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).

Слайд 11
 С 1945 года прошло уже много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нашей стране и народу жизнь и свободу.
В далеком 1941 году никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны  шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.

 Ведущий 1

 «Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали, 
Как на войне».

Слайд 12(с фотографиями пионеров-героев)

Классный руководитель:

Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена таких «маленьких» героев как: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Володя Казначеев.

На следующем классном часе мы продолжим с Вами вспоминать о русском народе, народе-победителе. И я прошу вас подготовить сообщения-рассказы о детях – героях ВОВ.

Слайд 13

Ведущий 2. Не убежать и не уехать
    От горькой памяти моей.
    Войны не затихает эхо
    В сердцах людей!..
1.Чтоб были памяти достойны,
   Чтоб жить, не чувствуя вины,
   Давай не забывать про войны,
   Про боль войны… 

2.Сочти всех павших за тебя, победа,

   И поименно нынче назови.

   Пою твой Май — живой источник света

   Родник добра, и славы, и любви.

Слайд 14

 Стихотворение А. Твардовского «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» читает Садик-Огли Александра.

Слайд 15

Подведение итогов.

« Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «Мир вам»» Л.Н.Толстой

 Вопросы классу: Имеет ли это высказывание какое-то отношение к тому, о чем сегодня здесь шла речь? Какие выводы каждый из вас сделал для себя?
Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»

Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»...

Единый Всекубанский классный час по теме_СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ_для учащихся 9-11 классов

Цель классного часа: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,       своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной ...

Классный час на тему "Мой город, моя судьба"

Ознакомление с историей города Ртищево...

Классный час на тему: Главное слово в судьбе, посвященный дню матери. Для 10 класса.

Конкурсная программа с творческими номерами учащихся...

Информационно-методический материал для проведения классного часа на тему: «Война в судьбе моей семьи и России» «Шаги в бессмертие Героя России летчика Виктора Клыкова»

Первый герой России по Курской области-выпускник Рыльского сельхозтехникума, погиб, защищая Ленинград.Представлен к званию Герой СССР за ночной таран, но награду не успел получить - погиб, выполняя оч...