Родительское собрание в 5 классе Тема. Трудности адаптации пятиклассников.
план-конспект
Предварительный просмотр:
Учитель: Макрова Н.А.
Родительское собрание в 5 классе
Тема. Трудности адаптации пятиклассников.
Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.
Ход собрания.
- Вступительное слово.
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.
- Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».
- изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
- изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.
- Далее предлагаются рекомендации для родителей.
- Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».
- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;
- повышение уровня тревожности самого ребёнка. Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
- степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
- состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
- влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
- Подведение итогов.
- Комментарии классного руководителя по проведенному классному часу.
Рекомендации для родителей
- Первое условие школьного успеха пятиклассников – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка а период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности.
- Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
Опросник №1
для 5-х классов «Отношение к учебным предметам»
Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
Русский язык | |||
Литература | |||
английский язык | |||
Математика | |||
История | |||
биология | |||
Физич. культура | |||
Технология | |||
ИЗО | |||
Музыка | |||
география | |||
обществознание |
Данный опросник уточняет список «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызвать дезадаптацию. Проводится 2 раза в год (октябрь, январь)
Опросник №2
для 5-х классов «Самочувствие учащихся в школе»
Инструкция: отметить значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Наиболее часто я испытываю в школе: | |
спокойствие | |
усталость | |
скуку | |
радость | |
уверенность в себе | |
беспокойство | |
неудовлетворённость собой | |
раздражение | |
сомнение | |
обиду | |
чувство унижения | |
страх | |
тревогу за будущее | |
благодарность | |
симпатию к учителям | |
желание приходить сюда |
После обработки анкет получаем сумму баллов в процентах, на основе которых можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если чувство набирает меньшее число голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.
ФИ __________________________________
Анкета: Тревожность.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).
Опросник: «Отношение к учебным предметам»
Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
Русский язык | |||
Литература | |||
английский язык | |||
Математика | |||
История | |||
биология | |||
Физич. культура | |||
Технология | |||
ИЗО | |||
Музыка | |||
география | |||
обществознание |
Опросник: Самочувствие учащихся в школе»
Наиболее часто я испытываю в школе: | |
спокойствие | |
усталость | |
скуку | |
радость | |
уверенность в себе | |
беспокойство | |
неудовлетворённость собой | |
раздражение | |
сомнение | |
обиду | |
чувство унижения | |
страх | |
тревогу за будущее | |
благодарность | |
симпатию к учителям | |
желание приходить сюда |
Предварительный просмотр:
Учитель: Макрова Н.А.
Класс: 6
Родительское собрание на тему
«Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться»
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.
Задачи:
- Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей.
- Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений.
- Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки учебной деятельности ребёнка.
Форма проведения: семинар – практикум.
Подготовка:
«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»
Легуве
«Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера»
Левис
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться»
Ж.Руссо
«Кто не может взять лаской, тот не может взять строгостью»
А.Чехов
Тексты заповеди( приложение)
Анкеты для учащихся и для родителей (приложение)
Ход собрания:
Учёба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда ещё малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учёбой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного учёного, профессора Махмутова, посвящённая проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности.
Наша задача состоит сегодня в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приёмы оказания помощи им в этой деятельности.
Слово психологу школы.
А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности(участники разбиваются на группы). Перед вами на доске – «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?». Значимые , на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах листьях, а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу – 8 – 10 минут. (Возможные причины:
Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
Недостаточное умение читать и понимать текст.
Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
Несформированность настойчивости, целеустремлённости, терпения, аккуратности, организованности.
Неумение сравнивать, находить аналоги.
Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.
Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
Низкая самооценка школьника)
Этот этап завершается комментариями каждой группы.
Ув.участники! в процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вам и вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась вашей роли и степени вашего участия в учебной д-ти детей. Сопоставив результаты анкет, вы можете определить для себя, насколько вы осведомлены о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребёнок, и какова степень вашего участия в учебной д-ти. Сравнение поможет вам выявить то, на что вы , возможно, не обращали внимание. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. (замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует очень серьёзно задуматься, если оно 5 или менее. В этом случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебнлй д-ти своего ребёнка и вам следует находить больше времени для его поддержки.
Сейчас, ув.участники, каждая группа получит вариант ситуаций, который вы обсудите в течение 5 минут и представите возможное решение данной проблемы. Вместо этого можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. (ситуации – приложение)
Общий вывод: нет правильных и неправильных решений в какой-то сложной для ребёнка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых следует изучать своего ребёнка, быть рядом с ним, разделять проблемы и учиться их разрешать вместе.
Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности – учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться – это значит получать одни «пятёрки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя прцесс. Если мы считаем, что уметь учиться – это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, решённой задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребёнка, чем хорошая оценка.
Если появились плохие оценки и ребёнок не может с ними справиться, вы ему можете помочь, соблюдая ряд простых правил:
*постарайтесь не особенно ругать ребёнка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
*выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребёнка оценка, чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребёнок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то ещё.
*проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребёнка как личности. На ошибки следует указывать сдержанно.
*хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребёнок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принёс вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребёнка.
*хвалите ребёнка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправит или избежать.
*ставьте перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.
Мы завершаем работу, благодарю участников и прошу каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребёнка.
Слово родителям. (предаём друг другу листок)
Подведение итогов собрания:
Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребёнка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького человека никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Может быть стоит присмотреться к себе и измениться. Я приготовила для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаю их вам, завершая наш сегодняшний разговор.
Приложение 1.
Заповеди воспитания:
*найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.
У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребёнка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
*не ругайте, а учите!
Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребёнка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. и маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему в порыве гнева. Критиковать надо не ребёнка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоя объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит. Всегда давайте понять ребёнку, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.
*оцените сильные стороны своих детей.
Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребёнка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» его ответы могут открыть нам такие способности ребёнка, о которых мы раньше и не подозревали.
*развивайте в ребёнке уверенность в себе.
Если ребёнок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя ещё выше, что ведёт к достижению ещё больших успехов.
*научите своего ребёнка расслабляться.
Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думаете более чётко, и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и нучите ребёнка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чём надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребёнок думает об этом, пока не успокоится.
*напоминайте ребёнку о его успехах.
Можно также предложить ребёнку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать
*идите к цели постепенно.
Можно нарисовать лестницу с пятёрками на верхней ступеньке и повесить её на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что по программе и т.д.
! никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.
Приложение 2.
Анкета для учащихся.
- поддерживают тебя родители в учёбе?
- говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
- назови твой самый любимый и самый сложный для освоения предметы.
- часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
- какой предмет был самым любимым
а)у твоей мамы,
б)у твоего папы?
6. назови, что в течение последней недели читали твои
а)мама,
б)папа?
7. что в течение последней недели прочёл ты?
8. обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. наказывают ли тебя родители за промахи в учёбе? Как?
10. любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?
Анкета для родителей.
- поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?
- говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
- назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
- часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
- назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у мужа (жены)?
- назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж(жена)?
- назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал) ваш ребёнок?
- обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
- наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе? Как?
- любит ли ваш ребёнок учиться? Если нет, то почему?
Приложение 3.
Ситуация 1.
«Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».
Ситуация 2.
«У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе».
Ситуация 3.
«Придя с работы, вы застаёте ребёнка в слезах. Поговорив с ребёнком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, кА выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребёнок абсолютно уверен в том, что у нег это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. КА помочь ребёнку, не сломав его?»
Ситуация 4. «Ребёнок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на ваши вопросы о её содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силён в математике?»
Ситуация 5.
«Накануне ребёнок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь «тройка». Ребёнок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?»
Ситуация 6.
«Ребёнок получил четвёртую «двойку» по одному из предметов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное родительское собрание на тему "Трудности адаптации пятиклассников. Как помочь ребенку успешно учиться?"
Родительское собрание...
Родительское собрание на тему " Трудности адаптации пятиклассников в школе"
На первом родительском собрании в 5 классе необходимо познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс из начальной школы. Нужно раскрыть ос...
Презентация к родительскому собранию по теме "Трудности адаптации пятиклассников"
Презентация к родительскому собранию в 5 классе по теме "Трудности адаптации пятиклассников"...
Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации пятиклассников".
Цели собрания:1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....
Выступление на родительском собрании по теме «Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Пятый класспереход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество...
Родительское собрание на тему «Трудности адаптации пятиклассников к школе»
Особенности адаптации 5классников, советы...
разработка родительского собрания по теме «Трудности адаптации пятиклассников»
Разработка родительского собрания по теме «Трудности адаптации пятиклассников» предназначена для проведения первых родительских собраний в 5 классе....