Методические разработки, формирующие гражданскую идентичность обучающихся
учебно-методический материал на тему
Разработки предназначены для классных руководителей, работающих по теме: "Гражданская идентичность обучающихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskaya_identichnost.rar | 907.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя школа №2 п. Усть-Камчатск»
Методические разработки, направленные на формирование национальной гражданской идентичности обучающихся
Подготовила:
Еременко Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Камчатский край
2017г.
Разработка внеклассного мероприятия
Форма: классный час
Возраст: до 14 лет
Тема: «Символика Камчатского края»
Цель: расширение знания обучающихся о символике Камчатского края.
Задачи:
- Познакомить с понятием «символика»;
- Объяснить историю и происхождение гимна, герба Камчатского края.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика (приложение 1), выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваших столах лежит кроссворд (Приложение 2). Заполните клетки в соответствии с предлагаемыми заданиями. - Скажите, возникли у вас проблемы при решении кроссворда? Как вы думаете, почему? - Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? | Выполняют задания кроссворда. Называют проблемы при отгадывании кроссворда, объясняют, почему возникли проблемы. Выдвигают гипотезы, предполагают тему занятия, ставят цель и задачи. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений Цель этапа: обеспечение повторения основных орфограмм и подготовка к письменной работе | ||
- Обратите свое внимание на понятие «символика». Назовите основные символы Российской Федерации. - Знаете ли вы, почему символика РФ содержит изображение двуглавого орла? Что вы знаете об обозначении цветов на флаге России? - Ребята, давайте проверим, верно ли мы думали об обозначениях цветов и символах РФ. Познакомьтесь с текстом Приложения 3. - Расскажите, что вы знаете о символике Камчатского края? Что вы знаете о символике своего района? - Посмотрите презентацию о символах Камчатки и Усть-Камчатского района | Рассматривают понятие, характеризуют герб, гимн и флаг РФ. Отвечают на вопросы, размышляют о символах. Читают статью, находят недочеты в своих ответах. Рассказывают о своих знаниях по символике. Смотрят презентацию. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Ребята, вы посмотрели презентацию и прочитали статью о символах России. Что общего у всех знаков отличия. - Выполните тест, чтобы проверить свои знания по изученной теме. | Находят общее и различное между символами. Выполняют тест и проводят рефлексию «Лестница успеха» | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в УД (Л) |
Разработка анкет
Форма: Анкетирование
Возраст: до 14 лет
Тема: «Отношение к родной природе»
Цель: выявление отношения школьников в природе родного края
Задание: расставьте плюсы в соответствующей утверждению графе, где 1 – «полностью не согласен», а 5 – «абсолютно согласен»
№ п/п | Утверждение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Я бережно отношусь к родной природе | ||||||
Я никогда не мусорю | ||||||
Я активно участвую в экологических акциях, проводимых в нашем селе/поселке/городе | ||||||
Я люблю отдых на природе | ||||||
Я соблюдаю правила поведения в лесах | ||||||
Я часто изображаю природу на своих рисунках | ||||||
Я знаком с произведениями писателей, воспевающих красоту родного края | ||||||
Мне нравится чтение произведений, содержащих описание природы | ||||||
Я люблю природу своего родного края | ||||||
Природа влияет на мое настроение |
Форма: Анкетирование
Возраст: до 14 лет
Тема: «Знание символики Российской Федерации»
Цель: расширение знания о символике России
Задание: расставьте плюсы в соответствующей утверждению графе, где 1 – «полностью не согласен», а 5 – «абсолютно согласен»
№ п/п | Утверждение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Я знаком с символикой РФ | ||||||
Я знаю основные даты празднования, связанные с символикой РФ | ||||||
Я активно участвую в праздновании Дня России | ||||||
Я знаю обозначения цветов флага | ||||||
Я знаю дату празднования Дня флага РФ | ||||||
Я знаком с символикой родного края | ||||||
Я знаю фамилию, имя и отчество президента и премьер-министра своей страны | ||||||
Я интересуюсь историей символики своей страны | ||||||
Я интересуюсь историей символики своего края | ||||||
Я уважительно отношусь к символике государства |
Разработка тестирования
Форма: Тестирование
Возраст: до 14 лет
Тема: «Города России»
Цель: воспитание положительного отношения к городам России, их культуре
№ п/п | Задание: Какой город изображен на фото? | Варианты ответа |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Ответы: 1-4; 2-1; 3-2; 4-2; 5-3.
Разработка для уроков русского языка
Форма: Дидактический материал
Возраст: до 14 лет
Тема: «Интересные факты о Камчатке»
Задание: Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы, цифры запишите прописью.
- На (полу)остров… (К,к)амчатка находи(т,ть)ся 29 действующ… вулканов, и куда больше спящ… — около 300.
- До изобретени… сам(о,а)лётов путь до (К,к)амчатк… из ц…нтральной Ро(с,сс)ии мог отнять у путников до года.
- На те(р,рр)итори… (К,к)амчатк… вполне могли бы ра(з,с)м…сти(т,ть)ся (Ф,ф)ранция и (Б,б)ельгия.
- Во времена СССР (К,к)амчатка была закрытой областью страны, куда не допускались иностранцы. Даже ро(сс,с)иянам для посещени… этих краёв требовалось оформлять специальное разрешени…. После развала СССР Камчатку открыли для всех.
- В Камчатск… лесах хватает медведей, правда, в основном (не)больших, весом до 150-200 кг. Хотя, кто скаж…т, что это мало?
- Ро(сс,с)иянам проще и д…шевле с(ъ,ь)ездить в туристическую поездку куда(нибудь) в (Н,н)орвегию или в (И,и)сландию, нежели на (К,к)амчатку. Причина тому проста — труднодоступность этого региона Ро(с,сс)и….
- Несмотря на то, что на (К,к)амчатк… действительно холодно, здесь обита…т 220 различн… видов птиц.
- Воды ра(с,з)положе(нн,н)ого на (К,к)амчатке (Х,х)лоридн… озера чрезвычайно ядовиты — купа(ть,т)ся в нём нельзя.
- На (К,к)амчатк… обита… один-единственный вид л…гушек, и тот был случайно сюда завез(ё,о)н (не)которое время назад.
- Одна из причудлив… особе(нн,н)остей местной природы — грязев… котлы, в которых кип…т и бурл…т жи(т,д)кая глина.
Приложение №1
Приложение №2
1 | 6 | ||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
- Совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством и так далее.
- Российский триколор.
- Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой.
- Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые государством.
- Высший законодательный орган нашей страны.
- Полуостров в северо-восточной части Евразии на территории России.
Приложение №3
Символика Российской Федерации
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая расшифровка значений цветов флага России:
- Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
- Синий цвет - символ веры и верности, постоянства;
- Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Государственный герб Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», утвердивший его описание и порядок официального использования. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Широко распространено изображение Е. Ухналева. И хотя эта иллюстрация прилагается к закону, она не является обязательным эталоном. Каждый художник может создавать собственный рисунок по официальному описанию.
Государственный гимн Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации». Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце. Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности
участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....
методическая разработка: Формирующее оценивание учащихся освобождённых от практических занятий физкультуры (по курсу волейбол)
Для объективного оценивания учащихся по теоретической подготовленности приводится пример презентаций и тэстовых вопросников....
Пошаговая стратегия развития социокультурной среды ОУ, формирующей гражданскую идентичность обучающихся
ПРОЕКТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РЕГИОНОВ, ГДЕ ПРОБЛЕМА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АКТУАЛЬНА...
О РОЛИ ГИМНАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Идеи гражданского образования имеют особое значение для гимназии. У нас реализуется общегимназическая программа «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного комп...
«Формирование национальной гражданской идентичности обучающихся»
Какими методами и средствами может воздействовать на процесс формирования гражданской идентичности школьный учитель? Прежде всего, это воздействие осуществляется через организацию учебных ...
Формирование гражданской идентичности обучающихся на уроках истории 5-11 классах
В статье характеризуются формы и методы формирования гражданской идентичности у обучающихся 5-11классов на уроках истории...
Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности детской общественной организации
В статье актуализируется использование краеведческого материала в рамках работы детского общественного объединения....