Родительское собрание "Поощрение и наказание"
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Родительское собрание "Поощрение и наказание" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakazanie_i_pooshchrenie.doc | 79 КБ |
pooshchrenie_i_nakazanie_detey_v_seme.ppt | 780.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поощрение и наказание детей в семье
Цель: Формирование у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье
Задачи:
- Повышение психологической компетентности родителей
- Знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний;
- Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка;
- Профилактика отклонений в поведении детей.
Оборудование: Презентация.
Ход собрания
План лекции:
- Результаты опроса учащихся
- Лекция для родителей
- Тренинг
- Рекомендации
- Итоги четверти (разное)
Результаты опроса учащихся
Вы можете познакомится с результатами опросы ваших детей. Может быть кто-нибудь узнал, что написал его ребенок?
Лекция для родителей
Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор.
Давайте начнем нашу встречу, попытавшись ответить на следующие вопросы:
- Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?
- Как вы к ним относились в детстве?
- Как вы к ним относитесь сейчас?
- Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?
Групповое обсуждение темы “Влияние наказаний на поведение ребенка”.
Члены группы делятся на две подгруппы: 1-я подгруппа – сторонники наказаний; 2-я – противники. Члены малых групп записывают на большом листе бумаги аргументы. Первая группа записывает аргументы “за” наказания, вторая — “против”.
Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?
Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.
Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.
Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.
Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.
Обсуждение ситуаций.
1. А сейчас давайте обсудим такую ситуацию:
Ситуация 1 – бить (читает психолог).
Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: “Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!”.
Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок?
Следующие ситуации пронумерованы и написаны на листочках. Родители по очереди выбирают листок, знакомят с текстом остальных и озвучивают предложенные вопрос. Родители делятся на 2 группы: “РОДИТЕЛЬ”, “РЕБЕНОК”, и отвечают дополнительно на следующие вопросы: “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).
После обсуждения способа наказания относят его к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде (Приложение 3).
Ситуация 2 – обзывать, угрожать.
“Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!”
Какие рекомендации надо дать маме/папе, что бы воспитание ребенка оказалось полезным? “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).
Ситуация 3 – назначать “наряды вне очереди”.
Диалог матери с ребенком:
– Сережа, почему ты опоздал?
– Мам, мы лепили огромного снеговика.
– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.
– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!
– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.
Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).
Ситуация 4 – высказать неодобрение.
Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: “Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком”.
Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?
(Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется.)
Тренинг для родителей
Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?
Психолог предлагает родителям заменить варианты предложенного высказывания на правильный:
– Ты жестокий – …
– Ты грязнуля – …
Давайте попробуем воспользоваться приемом и превращения “Я-высказывание” в “Ты-высказывание”.
“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.
“Я-высказывание” характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. “Я-высказывание” – это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?”).
Тренировка в построении “Я – высказывания”.
“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).
Проблема | Ты – сообщение | Я – сообщение |
Сын (дочь) не может выучить стих. | О чем ты только думаешь? | Давай вместе разберемся… |
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. | Когда ты научишься разговаривать с родителями? | Мне больно это слышать. |
Плохое поведение | Ты всегда ужасно себя ведешь! | Меня обижает такое поведение. |
Ситуация 5 (не на карточке) – строить Я-сообщение.
Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: “Сейчас”, – и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.
Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:
– Да сколько же раз тебе надо говорить!
– Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!
– Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 6 – отменить ритуал.
Каждый раз на прогулке Маша стала есть снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.
– Маша, есть снег нельзя.
– Почему?
– У тебя будет болеть горло.
– Ну и что?
– Раз снек такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.
Как вам понравилась идея мамы?
Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам.
После обсуждения предложенных ситуаций психолог знакомит родителей с памяткой “Если ребенок провинился”
Конечно, эти советы, проверенные практикой, не могут быть восприняты всеми однозначно как руководство к действию и с помощью собственного опыта могут быть изменены. Текст памятки должен быть у каждого родителя. Сначала психолог предлагает самостоятельно ознакомиться с памяткой. Затем организует обсуждение:
- Каких правил вы придерживаетесь в практике и советуете применять другим, т.к. их использование имело успех?
- С какими правилами не согласны?
- Какое из правил вы видите впервые и решили его применить?
Ситуация 7 – наказывать спустя время.
Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели. Как вы поступите: накажите или простите?
Родители с авторитарным стилем воспитания особенно важно указать на то, что запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.
Вопросы для обсуждения:
- Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?
- Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?
- Чего надо опасаться во время похвалы?
В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!” - Чем плоха оценка-похвала?
Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее. В-третьих, он может заподозрить, что вы неискренны. Пример:
Сын: Не получаются у меня эти буквы!
Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!
Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.
Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения “я”, “мне”, вместо “ты” (“Я-сообщения”).
- Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший?
Психолог: Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.
Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.
Упражнение “Кулачок”
Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).
По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
- Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
- Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
- Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
Памятки для родителей:
Три правила (Приложение 5).
Последствия детских наказаний (Приложение 6).
Что вместо наказания? (советы психолога) (Приложение 7).
Заключительный этап.
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка?
Психолог: Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.
Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.
Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?
И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.
Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный.
Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.
Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.
“Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности”, — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. А. С.
Макаренко советует родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Помните, что дети не должны постоянно находиться под страхом вашего гнева и наказания.
Рефлексия результатов встречи:
- Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?
- Измените ли вы что-то в своем поведении?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. А.С. Макаренко
Способы наказания детей Эффективные бесполезные Высказать неодобрение; Отменить ритуал; Строить «Я-высказывания». Бить; Обзывать; Назначать «наряды вне очереди».
Проблема Ты – сообщение Я – сообщение Сын (дочь) не может выучить стих. О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь Давай вместе разберемся… Я надеюсь, что у тебя при старании все получится … Ребенок грубо ответил Вам на замечание. Когда ты научишься разговаривать с родителями? Ты вечно дерзишь! Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. Плохое поведение Ты всегда ужасно себя ведешь! Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.
Наказание должно быть не нормой, а исключением; Не всегда наказывайте сразу после проступка ( «Хорошо, я подумаю до завтра как с тобой поступить»); Нужно высказывать недовольство одним поступком, а не ребенком в целом; Не напоминайте о проступке. Наказывая ребёнка, нужно помнить:
КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА Дарите ребенку подарки, но при этом учите их принимать. Используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения. Словесно выражайте одобрение любому успеху ребенка, его поведению. Помните! Внимание, любовь и ласка сделают больше, чем самый дорогой подарок!
А знаете ли ВЫ? Вибрация хороших слов оказывают положительное воздействие на наш мир. Речь взрослого человека служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического и психологического воздействия.
ты меня достал ты дурак
Сделай это Давай сделаем Ты хороший
извини люблю спасибо
Мы пред будущем в ответе: Наша радость, боль и грусть, Наше будущее-дети. Трудно с ними… Ну и пусть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "О поощрении и наказании"
В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...
Родительское собрание "Поощрение и наказание "
1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания; 3.Ознакомить родителей ...
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
Родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье илиВоспитание ненасилием»Цели: 1. получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихс...
Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»
В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....
Родительское собрание в 5 классе «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один р...
Конкурс.Родительское собрание "Меры поощрения и наказания"
laquo;Если мы до сих пор применяемпоощрения и наказания, то этопоказывает несовершенство нашегоискусства воспитания. Лучше, если ...
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
тема "Поощрение и наказание" (+ разработка, презентация, памятка для родителей)...