Викторина "Из истории профессий".
методическая разработка (5 класс) на тему
Викторина знакомит обучающихся с профессиями наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из истории профессий. | 222.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «Из истории профессий».
1. Представителя какой профессии на Руси называли «золотых дел мастер»? (Ювелира.)
2.Почему на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? ( В старину ткань измеряли локтями. Локоть – расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)
3. Кого в старину называли «офенями»: торговцев или женихов?
(Торговцев, в разнос продающих галантерейные товары, книжки, лубочные картинки.)
4. Коробейник на Руси занимался торговлей или изготовлением коробов из бересты?
(Торговлей. Вразнос продавал галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.)
5. В Рыбинске установлен единственный в мире памятник бурлакам, чьим каторжным трудом богатело Поволжье? Что делали бурлаки?
(Бурлаки тянули на бечеве суда по Волге-реке ).
6. За какое из царских развлечений прежде отвечал егермейстер? (За охоту.)
7. Как называется мастер, который занимается изготовлением бочек? (Бондарь, или бочар.)
8. Слугу в трактире называли половой или посудный? (Половой.)
9. Как бы бы звучало на современном языке слово «виночерпий»? (Бармен.)
10. Раньше – это был купец, торговец, преимущественно иностранный. А сейчас – знакомый человек, которого вы принимаете в своём доме. Кто это? (Гость.)
11. Догадайтесь, кого наши предки называли пестуном?
(Заботливого воспитателя. Пестовать – заботливо, любовно выращивать, воспитывать, а также нянчить.)
12. Переведите на современный язык слово «обережный», которое служило названием одной из профессий наших предков. (Телохранитель.)
13. Какое слово в старину было пренебрежительным названием писателя и журналиста (употреблялось оно в значении «писака»)?
(«Шелкопёр», от словосочетания «щёлкать пером».)
14. Кого на Руси называли любомудром?
(Любомудр, любомудрие – философ,философия.)
15.Клоуна или писаря раньше называли «паяц»? (Клоуна.)
16.Кого в России в XVIII - XIX веках называли коновалом?
(Ветеринара, окончившего специальную школу.)
17.Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня им называют работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. Что это за слово?
(Дворник.)
18.Кого на Руси звали представщиками? (Актёров.)
19. Назовите профессию людей, которые, как правило, были уроженцами Финляндии, носили с собой большую ложку со складной ручкой и имели право бесплатно посещать бани в Петербурге 19-го века. В Старом Таллине они честно выполняют все свои обязанности. Не забывая приносить счастье тому, кто к ним прикоснётся. Кто они?
(Трубочисты. Ложкой с большой складной ручкой они выгребали золу из дымоходов. В Петербурге в 19-м веке 2/3 трубочистов были финнами. После революции они вернулись на родину.)
20. Кого в позапрошлом веке называли путейцами? (Железнодорожников).
21. В Древнем Риме – учитель, обучавший детей азам языкознания – грамматик. Учитель чтения – литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы – педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики? (Калькулятор.)
22. Сведения о простых людях древнего Рима мы черпаем главным образом из эпитафий. Сохранилось много надписей о гладиаторах, о различных ремесленниках. И только одна-единственная надпись донесла до нас сведения о представителе этой профессии. Звали его Фурием Филокалом, жил он в Капуе, как гласит эпитафия, «бедно и честно». Времена меняются, но и сейчас большинство представителей этой хорошо знакомой вам профессии живут бедно и честно. Назовите эту профессию. (Школьный учитель.)
23. В Древнем Риме насчитывалось до 7 тысяч профессионалов, востребованных и по сей день. Правда, тогда их обязанностью было в случае чего рушить дома. Ныне они делают именно это. Что?
(Заливают горящие здания водой и пеной. Это пожарные. А в те далёкие времена пожарные просто обрушивали дом, чтобы не дать огню распространиться дальше.)
24. В Москве много переулков, названных по названиям профессий людей, живших в них. В Кожевническом переулке жили кожевники, в Колпачном – колпачники, в Плотниковом – плотники. Как ни странно, в Хамовническом переулке жили не хамы, а ткачи. А кто жил в Воротниковском переулке?
(Стражники, или «воротники».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересные факты об истории профессий. Презентация для проведения викторины
Презентация может быть использована для проведения классного часа по профориентации в 7-11 классах....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Сборник таблиц и схем по Истории России как учебное пособие к рабочей программе дисциплины ОУП.05 История для специальностей и профессий среднего профессионального образования
В учебном пособии отображена история России с древнейших времен до наших дней с учетом требований рабочей программы. Материал изложен в наиболее удобной для усвоения, запоминания основных проблем и по...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине ОДБ.04 История Профессия 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства (I-II курс 157 часов)
Данное поурочно-тематическое планирование ориентировано на изучение интегрированного курса Всеобщей и Российской истории (1-2 курс CПО) на базовом уровне и соответствует федеральному компоненту Госуда...
История профессии учителя
Как возникла профессия "учитель"?...
История профессии "воспитатель"
Как появилась профессия "воспитатель"?...
Методическая разработка занятия "История профессии учитель"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....