Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
методическая разработка по теме
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sob_._domashnee_zadanie.doc | 98 КБ |
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника" | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.
Н.Г. Чернышевский
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д. И. Писарев
Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником; дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся класса; изучение проблем дозировки домашних заданий учителями – предметниками; анкетирование родителей.
Комментарии для учителя: Перед началом собрания классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с выставкой тетрадей учащихся с домашним заданием.
1.Вступительное слово
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого:
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме – проблеме организации домашней учебной работы школьника.
2. Основная часть.
Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: “Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”.
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. Как этого избежать – тема сегодняшнего, откровенного и серьезного разговора.
Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь. Он изменяет и самого себя
Ушинский утверждал, что труд так - же необходим для душевного здоровья человека.
« Как чистый воздух для его физического здоровья»
Когда не оказывается у человека своего личного труда в жизни, он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки и дорога добровольного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или животных наслаждений.
Ушинский трактовал труд не просто как жизнь, но и как счастье «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его…»
Он спрашивал: Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить своим детям? Деньги? Вещи? Нет. Образование? И да, и нет. Трудолюбие? Да. Да. Да.
« Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни…Труд конечно бремя, но бремя, без которого возможное соединение человеческого достоинства и счастья невозможно.
3. Проблема глазами учеников.
Предложить учащимся высказаться по теме. Почему им трудно выполнять домашнее задание? Что им мешает дома? Что можно изменить?
4. Рекомендации. Советы.
Временные рамки домашней работы школьников
1 класс | |
2 класс | |
3-4 класс | |
5-6 класс | |
7-8 класс | |
9-11 класс |
Если ваш ребенок не укладывается в отведенное время при выполнении домашней работы или выполняет ее очень быстро, то необходимо обратить на это внимание и выяснить причины. Причины могут быть следующие:
1) Ребенок работает нерационально.
2) Нет условий для занятий.
3) Испытывает особые трудности в приготовлении домашних заданий по тем или иным предметам.
4) Дозировка домашнего задания превышает норму. По объему домашняя работа не должна превышать 1/3 того, что сделано на уроке в 1-7 классах, и ½ того, что сделано на уроке в 8- 11 классах.
Результаты анкетирования учащихся и родителей.
Рекомендации «Садимся за уроки».
- Садимся за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
Воздух в комнате, где занимается ребёнок, должен быть свежим, т.к. при умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 мин. До начала занятий проветрить комнату.
И через каждые 45 минут занятий, перерыв( 5-10 минут,)и проветривание. Более длительные нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха
- Выключи телевизор, радио. В комнате, где вы работаете должно быть тихо.
Необходимо позаботится родителям, чтобы никакой шум не проникал в комнату, где ребёнок выполняет домашнее задание, т.к. утомление наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме.
- Сотри со стола пыль.
- Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, всё ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положите на строго определённое место на столе.
- Уберите со стола всё лишнее.
- Пришло время начать работу .
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
– Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
– Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
– Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
– Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
– Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
– Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
– Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
– Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
– Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
– Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
– Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания , покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
– Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
– Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Роль домашнего задания в самообразовании школьника
Проводится для изучения трудностей учащихся в выполнении домашних заданий.
1. Как ты относишься к необходимости выполнения домашних заданий?
2. Всегда ли ты выполняешь домашние задания?
3. Какие трудности ты испытываешь при выполнении домашних заданий?
4. По каким предметам выполнение домашних заданий является для тебя наиболее трудным?
5. Кто помогает тебе дома, если ты испытываешь трудности в выполнении домашних заданий?
6. Ругают ли тебя родители за то, что ты можешь не выполнить домашнее задание из-за непонимания?
7. Ругают ли педагоги, если домашнее задание остается невыполненным?
8. Обсуждаете ли на уроке домашние задания?
9. Имеешь ли ты возможность выбрать домашнее задание?
10.Как поощряет учитель за выполнение домашних заданий в срок?
Анкетирование родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты:
- Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в этом году по сравнению с прошлым годом?
- Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
- Какие предметы требуют больших затрат времени?
- Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
- Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
- По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
- Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
- Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?
- Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?
- Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
Методика изучения эмоциональной напряжённости
Инструкция: « Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если вы с утверждением согласны, поставьте рядом с его номером знак +; если нет- знак -.
Если Вы затрудняетесь ответить, напишите «не знаю».
Отработка: 1. Подсчитываются ответы «да» в первых 20-ти вопросах.
2. Подсчитайте ответы «нет» на вопросы 21-30.
3. Подсчитайте ответы «не знаю» по всей анкете, разделите пополам.
4. Сложите эти три числа и сравните с таблицей.
Уровни | ||
низкий | средний | высокий |
0-10 | 11-20 | 21-30 |
1. Мне с трудом удаётся сосредоточить своё внимание на уроке.
2. Отступление учителем от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной, проверочной работе, экзаменах.
4. Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.
5. Отчаявшись выполнять какое – либо задание я обычно «опускаю руки».
6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности собой.
7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9. Меня сильно беспокоит положение в классе.
10. Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости.
11. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком – либо задании и это раздражает меня.
12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке, экзаменах.
13. Порой мне кажется, что я не могу усвоить всего учебного материала, и это меня пугает.
14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.
16. Во время выступления или ответа я начинаю заикаться.
17. Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
18. Я част ссорюсь с друзьями по школе из - за пустяков и потом жалею об этом.
19. Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на моё настроение.
20. После ссоры или спора я долго не могу успокоиться.
21. У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряжённой работы.
22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
23. Не выполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если уверен в своих знаниях.
25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.
26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса , задаваемого учителем.
27. Насмешки одноклассников не портят мне настроения.
28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.
29. В классе я чувствую себя легко и непринуждённо.
30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать всё, что запланирую.
Контроль за выполнением школьником домашних заданий. Рекомендации родителям Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.
|
|
Дети учатся жить у жизни
Советы родителям Если: ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; Ребенка высмеивают, он становится замкнутым; Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; Ребенка хвалят, он учится быть благородным; Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; Ребенка поддерживают, он учится ценить себя; Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. |
Памятка «Как готовить домашние задания»
|
необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
| Метод ключевых слов Этот метод может помочь при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются, в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку. Метод «5П» Этот метод позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает его запомнить. Используется при подготовке устных заданий.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями . Н. Г. Чернышевский
Д.И Писарев Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Задачи собрания: 1.Показать родителям знач имость выполнения учащимися домашн их заданий . 2.Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы. 3. Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником. 4.Дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В.А. Сухомлинский
«Фактически постепенно должна стираться грань между классными, домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Назначение домашнего задания
Воспитание волевых усилий ребенка и самостоятельности, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание
Овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы. Формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей.
Формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.).
Функции домашнего задания. Выравнивание знаний и умений ребёнка, его навыков. Стимулирование познавательного интереса учащегося. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… Труд, конечно, бремя, но бремя, без которого возможное соединение человеческого достоинства и счастья невозможно».
Проблема глазами учеников Почему вам трудно выполнять домашнее задание? Что вам мешает дома? Что можно изменить?
Временные рамки домашней работы школьников 1 класс 2 класс 3-4 класс 5-6 класс 7-8 класс 9-11 класс
Если ребенок не укладывается в отведенное время работает нерационально; нет условий для занятий; испытывает трудности; дозировка домашнего задания превышает норму.
Результаты анкетирования детей. Большинство школьников 83 % считают, что выполнять домашние задания необходимо, 17 % относятся к ним отрицательно. 42 % школьников выполняют домашнее задание всегда, 33 % - выполняют по мере своих сил и способностей и 25 % не всегда выполняют домашнее задание. При выполнении домашних заданий школьники испытывают трудности от: непонимания темы по предмету (42 %), собственной лени (25 %), усталости (17 %), большого объема заданий (8%). Наиболее трудными предметами дети считают: немецкий язык (50 %), русский язык и физику (33 %), литературу (25 %), математику, химию (17 %), биологию (8 %). При выполнении домашних заданий детям помогают: родители (67 %), одноклассники (17 %), бабушка, учитель, (8 %). Большинство родителей не ругают своих детей за невыполненные домашние задания, вследствие непонимания темы (92 %). Учителя, чаще всего ругают за невыполненное домашнее задание (58 %), обсуждают на уроке домашнее задание (92 %), поощряют школьников за выполненное домашнее задание хорошей оценкой (83 %) или одобрительными словами (17 %).
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
Рекомендации «Садимся за уроки» Садимся за уроки всегда в одно и то же время. Проветриваем комнату до начала занятий. Выключи телевизор, компьютер. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. Приготовь все принадлежности, положи их на определенные места на столе. Убери со стола все лишнее.
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий
Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд . И.Кант.
м Спасибо за внимание!м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 6 классе по теме "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
Показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником; дать рекомендации родителям по орга...
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
Собрание для родителей учащихся 7-8 классов направлено на то, чтобы показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий. В ходе собрания родителям предлагаются рекомендации п...
Родительское собрание "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
Собрание посвящено актуальной проблеме организации домашней работы школьника . В ходе собрания классный руководитель показывает родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий, предла...
Родительское собрание "Роль домашнего задания в самообразовании школьника".
Материал предназначен для родителей, посвящен актуальной проблеме работы школы- проблеме организации домашней учебной работы школьников....
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника". Показать родителям важность выполнения родительского собрания....
Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
Показать родителям значимость выполнения домашнего задания школьниками....
родительское собрание "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"
родительское собрание "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"...