Родительское собрание
материал по теме

Тарасова Светлана Владимировна

Родителям о суициде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_suitsid.rar31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"

Провела кл.руководитель Тарасова С.В. в 8 классе

Цель - оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.

Задачи:

 1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

3. Убедить в неоценимой роли уважения к личности ребенка и побудить родителей более внимательно относиться к его проблемам.

Ход собрания. 

Здравствуйте, уважаемые родители! Я хочу обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос — проблему подросткового самоубийства, вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли о самоубийстве детей, настолько страшным и невообразимым такое многим кажется. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать В сути его биологической изначально заложен инстинкт выживания. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает такую мысль и готов умереть (тем более, если это ребенок) то такое уже тревожит). По данным Всемирной организации здравоохранения, в 1983 году в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тысяч человек, а 15 лет спустя (в 1998 году) – уже 820 тысяч человек. Из этого числа самоубийц 20% - подростки и юноши. Стоит сказать и о том, что за последние 15 лет число самоубийств среди детей в возрасте от 15 до 18 лет увеличилось в 2 раза. На сегодняшний день этот вопрос стал в нашем городе острым, и часто обсуждаемые взрослыми несчастные случаи известны не только взрослым, но и детям. В этом заключаются и опасность, и необходимость рассмотреть этот вопрос, т.к. для многих подростков характерна внушаемость и стремление к подражанию, и это подражание, стремление быть похожим на кого-то просматривается не только в манере одеваться, но и в поведении, и в разрешении каких-то ситуаций. Видя то, как окружающие озабочены тревожной ситуацией, сколько эмоциональных обсуждений вызывают факты самоубийства детей, склонный к суициду подросток может рассматривать суицид как выход из нежелательной для него ситуации.

Почему же подростки пытаются покончить собой? Какие причины могут способствовать принятию такого решения? Какие дети могут совершить самоубийство?

Уже особенности отроческого возраста по одному факту своего существования предрасполагают ребенка к самоубийству. Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Потому как по названным причинам у подростков повышается вероятность возникновения внезапных импульсов, неконтролируемых поступков. Бывает и так, что смерть от передозировки ПАВ является преднамеренной. Дети из неблагополучных семей, в силу недостаточного внимания к себе ищут выход из положения самостоятельно. В числе причин попыток самоубийства подростков чаще других отмечается дефицит их общения со сверстниками. Безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию – все это может привести подростка к мысли о самоубийстве как о средстве избавления от угнетающих его проблем. Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека, что сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни. Подросток тяжелее, чем люди другого возраста, переживает неудачи в его отношении с окружающими. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков. т.е. у них перед глазами - пример такого «решения» вопроса. Конечно, суицид может быть и результатом душевной болезни. Некоторые подростки, например, страдают галлюцинациями, и чей-то голос приказывает им покончить собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины, страха, враждебности. Иногда депрессия может и не проявляться явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Уже само это поведение – знак того, что с подростком происходит что-то неладное. Вам непременно следует обратить на это внимание! Но все эти причины объединяет одно и самое существенное обстоятельство - неумение ребенка почувствовать себя равноправным членом подростковой общности и быть понятым сверстниками. Парадокс суицида. Очень часто при обсуждении мы слышим фразу: "Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!" Так вот, что парадоксально, – основная причина большинства суицидов – это одиночество человека. Он решил свести счеты с жизнью оттого что его не понимали. Не было ни одного человека, способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых. отчего потенциальные самоубийцы воспринимают себя как отверженных и никому ненужных "чужаков". Окружающие не понимали глубину переживаний и депрессивного состояния ребенка и не помогли ему найти другой выход. Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они настолько глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все правила обязательны к выполнению и воспитание ориентировано в основном на внешнее благополучие. "Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями". Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего. Для многих детей родители – это люди, которые никогда не совершали проступков и всегда были правы. Потому что их родители никогда не показывали, что они тоже люди, что они тоже были детьми, подростками, что у них тоже были такие проблемы. Словно детство у взрослых было так давно, что все, что с ним связано, уже и не важно. А вместо слов понимания и сочувствия можно услышать: "Мне бы твои проблемы! Вот где бы денег достать? А это твое у тебя пройдет!" Упрекая ребенка, родители произносят порой слова настолько оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто такие слова произносятся в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают сына или дочь на опасный для его жизни поступок. ПРИМЕР. Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: "Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать. Я даже выговорить не могу, как она меня обзывала!" Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась. РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ, если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это кстати проще, чем заставить замолчать другого), даже сознавая свою правоту. Ведь ваша задача в споре с подростком по сути – не доказать свою правоту или утвердить свой авторитет, а оградить ребенка от беды. А у подростка очень часто одна цель - любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что их ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все может стать реально опасным, угрожающим жизни вашего сына или дочери. Закономерен вопрос: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ВСЕ-ТАКИ ВЫБИРАЮТ КАК ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ СВОИХ ПРОБЛЕМ ВАРИАНТ ПАГУБНЫЙ?» Специалисты утверждают (и что самое интересное в этом их поддерживают сами пострадавшие, т.е. дети, имевшие в своей биографии попытку суицида), что в большей части случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой «невыносимой». Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда кончатся все беды и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков. КАК РАСПОЗНАТЬ ПОДРОСТКА, ОБДУМЫВАЮЩЕГО САМОУБИЙСТВО? Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. Словесные признаки: Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: – прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”, “Я не могу так жить дальше”; – косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой” или “Тебе больше не придется обо мне волноваться”; – много шутить на тему самоубийства; – проявлять нездоровую заинтересованность темой смерти. Поведенческие признаки: – раздавать другим вещи, имеющие для их хозяина большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами; – демонстрировать радикальные перемены в поведении: есть слишком мало или слишком много, спать слишком мало или слишком много, стать неряшливым, пропускать занятия в школе, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, находиться в подавленном настроении, быть замкнутым в семье и в компании друзей, быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру, ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; – проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния. Ситуационные признаки: Человек может решиться на самоубийство, если он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным, живет в неблагополучной семье, ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального, предпринимал попытки суицида раньше, склонен к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи, перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей), излишне критически относится к себе. Что делать? Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию. 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас нужен тот, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более угрожающая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, еще недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам подростка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто сказать о своих проблемах. Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: - Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.) - Ты думал когда-нибудь о самоубийстве? Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.) Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны вводить вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психологу, врачу). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....