Адаптация пятиклассника
методическая разработка (5 класс) на тему

Петряева Ольга Николаевна

Адаптация пятиклассника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Адаптация 5 класса

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 11-12 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много". Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты "сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Заменим слово "учитель" на слово "оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие к школе.

 Поэтому внимание любого педагогического коллектива школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.  ИТАК:

Проблема перехода учеников из начальной школы в школу второй ступени заключается:

Педагогический аспект:     

·        снижают показатели обученности, организованности;

·        встречаются с большим числом учителей, предметов, требований, технологий;

·        снижается  интерес к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровне.

Психологический аспект:      

·        происходит процесс смены ведущей деятельности;

·        формируется новая социальная позиция;

·        снижается самооценка;

·        повышается ситуативная тревожность.

Переход из начальной школы в среднюю школу - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой.

 Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности  подростков, создавать ситуации успеха. Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя  к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько. Одной из особенностей обучения на данном этапе является переход учащихся из одного кабинета в другой.

В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.  В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагогов, т. к. хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

           Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников, сидящих в одном классе.

  Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.

Решение педагогического совета:

•      Учителям – предметникам и классным руководителям 5 класса изучать результаты мониторингов образовательного процесса в 4-х классах для построения эффективной учебно-воспитательной работы.(апрель-май уч. года ,  ЗНШ)

•      Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям  на уроках.

•      Классным руководителям и учителям-предметникам изучать результаты психологической диагностики обучающихся 5 классов для построения эффективной работы с детьми.

•      Учителям-предметникам продолжить работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести воспитательную работу в классе.

•      Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.

•       Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности ( учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...