Классный час «Притормози»
классный час (6 класс) на тему
Классный час предназначен показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом.Безопасность дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritormozi.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Притормози»
Цель: Показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом
Задачи:
- Научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути.
- Содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности.
- Повторить основные знания по безопасному переходу улицы.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) командам выданы путевые листы, таблицы, калькуляторы, ручки;
б) слайдовая презентация;
в) компьютер, мультимедийная установка.
Ход занятия
1.Классный руководитель сообщает тему и цель занятия. Напоминает о необходимости изучения и соблюдения ПДД, последствиях при их нарушении. Используются слайды №1-6.
Слайд 3. Статистика.
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности.
Слайд 4. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения ”, где говорится о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма.
Слайд 5. Прогнозы.
По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%.
Слайд 6. Статистика. За два месяца 2016 года в Самарской области произошло 60 ДТП с участием детей. В них два ребенка погибли, 68 получили ранения. Если сравнить данные за тот же период 2015 года, то количество ДТП выросло на 13,2%, по количеству погибших на 100%, а по количеству раненых детей – на 19,3%.
2. Классный руководитель разбирает причины, по которым жертвами ДТП становятся дети.
- Мы каждое утро выходим на улицу и становимся пешеходами. Интенсивность дорожного движения увеличивается. Анализ данных о количестве ДТП свидетельствует о том, что очень часто жертвами становятся пешеходы, в том числе и дети. Почему?
1. Дети иначе, чем взрослые воспринимают окружающий мир. В чём это выражается?
1) Размер мчащегося автомобиля, его скорость для детей представляется немного искажёнными.
2) Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценивать правильно.
3) Собственная скорость передвижения кажется ребёнку гораздо больше, чем на самом деле.
Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов:
Слайды 7, 8. Скорость передвижения пешеходов.
Конкурс 1.
Командам выразить скорости движения пешеходов в других единицах (км/ч).
Таблица 1. [1]
Возраст и пол | Скорость движения пешеходов |
Дети 6-10 лет | 1,11 м/с = 1,11X3600 : 1000 км/ч = 3,996 км/ч |
Подростки 11-16 лет | 1,59 м/с = 1.59X3600 : 1000 км/ч = 5,724 км/ч |
Мужчины до 55 лет | 1,62 м/с = 1.62 X3600: 1000 км/ч = 5,832 км/ч |
Мужчины свыше 55лет | 1,5 м/с = 1.5 X3600 : 1000 км/ч = 5,4 км/ч |
Женщины до 55 лет | 1,35 м/с = 1.35X3600 : 1000 км/ч = 4,86 км/ч |
Женщины после 55 лет | 1,29 м/с = 1.29X3600 : 1000 км/ч = 4,644км/ч |
Правильность выполнения задания проверяется по таблице с ответами. Результаты конкурса заносятся в таблицу на доске.
Каждая команда получает текст на карточке. Порядок чтения зависит от места, занятого в первом конкурсе.
Карточка 1. При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову, ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну секунду.
Поэтому, искажённо оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.
Карточка 2. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге.
Подростки часто ходят с по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень существенно мешает восприятию окружающей действительности.
Карточка 3. У ребёнка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито “тоннельное зрение”, а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.
Конкурс 2.
Решить задачу. Сколько секунд будет переходить пешеход дорогу, если её ширина 6 метров?
Ответ записать в путевой лист.
Ответ: проверить по таблице 2.
Таблица 2.
Возраст и пол | Время перехода |
Дети 6-10 лет | 5,5 с |
Подростки 11-16 лет | 3,8 с |
Мужчины до 55 лет | 3,7 с |
Мужчины свыше 55лет | 4,0 с |
Женщины до 55 лет | 4,4 с |
Женщины после 55 лет | 4,7 с |
Учитель. Есть ещё один фактор, который следует учитывать. Люди делятся на “ левшей” и “правшей” по принципу ведущей руки. Активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно, разный тип восприятия информации.
Так, “правши” те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются “мыслителями”, а “левши” те, у кого преобладает работа правого полушария мозга – “художниками”. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети “левши” лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков.
Чувство тревоги и опасности не врождённое, а приобретённое. Поэтому развитые чувства опасности и ответственности за свою и чужую жизни могут предотвратить трагедию на дороге.
Нужно соблюдать осторожность на проезжей части в любое время года, особенно зимой. Знание того, сколько проедет автомобиль перед тем, как остановиться, какова дистанция безопасности, поможет избежать проблем на дороге.
Слайд 9. ДТП.
Показ кадров ДТП с человеческими жертвами, где виновниками были пешеходы.
2. Учитель. Ребята, помните – ни одна машина сразу остановиться не может.
1) Останавливаясь около заранее намеченного места, водитель выключает двигатель, и автомашина продолжает двигаться только по инерции. Затем водитель тормозит и плавно подводит машину к остановке.
2) Автомашина не может остановиться сразу, как только её затормозили. До полной остановки она проходит ещё некоторое расстояние – тормозной путь.
Слайд 10. Тормозной путь.
Определение 1. Тормозной путь- это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.
Вопросы. От чего зависит тормозной путь автомобиля? (За правильный ответ выдаются жетоны).
Тормозной путь зависит от многих факторов:
а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.
б) от скорости автомобиля: чем больше скорость, тем он длиннее.
Слайд 11. Изменение тормозного пути.
Водитель едет со скоростью 25 км/ч, затем переходит на скорость 50 км/ч.
Как изменится путь торможения?
Слайд 12. Изменение тормозного пути.
Казалось бы, что при удвоенной скорости тормозной путь тоже должен увеличиться вдвое. На самом деле он увеличивается в 4 раза. Если скорость увеличить в 3 раза, то тормозной путь увеличивается в 9 раз, а если в 4 раза – то в 16 раз.
Как изменяется тормозной путь в зависимости от скорости движения автомашины, показано в таблице.
Таблица 3.
Скорость движения автомашины, км/ч | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Тормозной путь по сухой дороге, м | 0,65 | 2,6 | 5,8 | 10,4 | 16,3 | 23,5 | 32,1 | 41,9 | 53,0 | 65,5 |
в) от состояния дороги.
Числа в таблице приведены для сухой асфальтовой дороги.
Слайд 13. Тормозной путь.
Тормозной путь может увеличиться примерно на 30%, если дорога мокрая, и примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом, и в 5 раз, если асфальт покрыт ледяной коркой.
Конкурс 3.
Командам сделать расчёты тормозного пути по 1) мокрой дороге, 2) дороге, покрытой ледяной коркой.
Проверить ответы по таблице 4.
Слайд 14. Тормозной путь.
Таблица 4.
Скорость движения автомашины, км/ч | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Тормозной путь по сухой дороге, м | 0,65 | 2,6 | 5,8 | 10,4 | 16,3 | 23,5 | 32,1 | 41,9 | 53,0 | 65,5 |
Тормозной путь по мокрой дороге, м | 0,85 | 3,38 | 7,54 | 13,5 | 21,3 | 30,55 | 41,73 | 54,47 | 68,9 | 85,15 |
Тормозной путь по дороге, покрытой ледяной коркой, м | 3,25 | 13,0 | 29 | 52,0 | 81,5 | 116,5 | 160,5 | 209,5 | 265,0 | 327,5 |
Вопрос. Когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда дождь идёт уже некоторое время?
Ответ. В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жирной плёнки, которая существенно снижает качество сцепления колёс с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идёт уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую плёнку.
г) от нагрузки и тяжести машины. Более тяжёлая машина (грузовик, автобус) имеет больший тормозной путь, чем, например, маленький “Москвич”.
д) от исправности тормозов, препятствий на пути и других условий.
Закрепление.
Слайд 15. От чего зависит тормозной путь
а ) от силы сцепления колёс с землёй,
б) от скорости автомобиля,
в) от состояния дороги.
г) от нагрузки и тяжести машины
Ответить на вопросы, используя таблицу 4.
Слайд 16. Вопрос.
Можно ли остановить автомобиль перед препятствием, если он едет со скоростью 50 км/ч, а водитель начал тормозить за 12 м? Дорога сухая.
Решение. Нет, так как при скорости движения 50км/ч тормозной путь составляет по сухой дороге 16,3 м. Ответ: нет.
Слайд 17. Вопрос.
За сколько метров до остановки нужно затормозить автомашину, если она едет со скоростью 20 км/ч по дороге, покрытой ледяной коркой?
Ответ: 13 м
3. Введение понятия остановочный путь автомобиля.
Учитель. Ребята, вы увидели, что автомобиль нельзя остановить мгновенно. Для его остановки требуется определённое время, за которое он проходит некоторое расстояние.
Слайд 18. Остановочный путь. [5]
Определение 2. Все расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки, называется остановочный путь автомобиля.
Повторим Определение 1. Тормозной путь – это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.
Слайд 19. Составляющие остановочного пути.
Остановочный путь состоит из двух частей: расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути.
Слайд 20. Время реакции водителя.
Время реакции водителя колеблется от 0,5 с до 1,2 с. Что влияет на время реакции водителя?
Ответ. На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.
Вопрос. Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем длиннее остановочный путь?
Ответ. Правильно. Чем больше скорость, тем больше инерция. Тормозной путь удлиняется, а, значит, удлиняется остановочный путь.
Слайд 21. Задача.
Автомобиль движется со скоростью 40 км/ч. На расстоянии 15м у него возникает препятствие. Свернуть некуда. Реакция водителя 0,5 сек. Успеет ли водитель остановить машину? (Дорога сухая.)
Решение.
По таблице находим, что при скорости 40км/ч путь торможения по сухой дороге равен 10,4 м. До препятствия 15 м, значит, у водителя в запасе 15 м – 10,4 м = 4,6 м. Кажется, что автомашину можно успеть остановить. Но здесь мы не учли скорость реакции водителя. Если она составляет 0,5 сек, то при скорости 40км/ч автомашина за это время проедет
40 х 0,5 х 1000 : 3600 м = 5,6 м, а затем ещё 10,4 м до остановки, всего 16 м. А так как до препятствия 15 м, то водитель обязательно на него наедет.
Ответ. Не успеет.
Теперь становится ясно, ребята, какой опасности подвергается пешеход, пытающийся пересечь дорогу, по которой мчатся автомашины.
Слайд 22. Запомни.
“Не перебегай улиц и дорог перед близко движущимся транспортом – это очень опасно для жизни”.
Слайд 23. Помните.
Ни одно даже самое важное дело не стоит вашей жизни.
Вопрос.
Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
Слайд 24. Памятка.
- Умей не только видеть, но и слышать улицу.
- Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
- Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.
Подведение итогов, награждение победителей.
Список литературы:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации.
М.: Мир Автокниг, 2006.
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:
Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. –М.: Издательский
Дом Третий Рим.
3. Безопасность детей на дорогах города. Методические рекомендации для
заместителей руководителя по безопасности, классных руководителей школ
Южного административного округа города Москвы по подготовке и
проведению практических занятий по безопасному поведению детей на
дорогах. Москва 2007.
4. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. –СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2009.
5. http://www.samarskie-voditeli.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Физика. "Притормози"
Сценарий урока физики для 9-11 классов в рамках кампании "Притормози"...
Внеклассное мероприятие в 9 классе «Притормози!»
Внеклассное мероприятие в 9 классе «Притормози!»...