Сценарий классного часа
классный час (10 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Сценарий классного часа "Противостоять злу" - интерактивное занятия с учениками старшей школы, имеющее целью развивать умение критически осмысливать явления политической и общественной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_protivostoyat_zlu.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Г.Северобайкальск

Республика Бурятия

Сценарий классного часа «Противостоять злу»

Мурхусаева Галина Михайловна

Учитель русского языка и литературы

Контактная информация:

Г.Северобайкальск, улица Молодежная, 10а

Телефон: 8 914 830 84555

e-mail: gala_murh@mail.ru

Актуальность

   Сегодня мы являемся свидетелями практически непрерывных межнациональных конфликтов,   растут межэтническая и религиозная напряженность, сепаратизм и национальный экстремизм, несущие прямую угрозу системе национальной безопасности не только отдельных государств, но и  целых континентов. В борьбе с исламским терроризмом, фундаментализмом, фашизмом мы ведем постоянно запаздывающую контрпропаганду вместо того, чтобы вести опережающую пропаганду, которая должна в буквальном смысле начинаться в школе,   ведь именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному  влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.  Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый  максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость,  значительная зависимость от чужого мнения  - вот только некоторые из  причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.    Молодежи необходимо разъяснять, что такое  экстремизм и терроризм, чем опасны различные экстремистские идеологические течения   для страны и общества. Чтобы оградить молодежь от негативного влияния радикальных идей, необходимо формировать политическую культуру школьника, начиная с 9 класса.  Политическая культура, прежде всего, основывается на знаниях.   Это помогает человеку ориентироваться  в окружающем мире, оценивать политическую информацию. Его политическим сознанием становится трудно манипулировать. В ходе овладения знаниями у человека формируются ценностные ориентации. Это его представления об идеалах и ценностях «разумного или желаемого общественного устройства».   Лидер «России Молодой» Максим Мищенко считает, что  обсуждать с учениками «наиболее острые политические темы», заставлять учащихся интересоваться происходящим в мире, думать – основа   воспитания будущего гражданина, думающего о месте России в мире, о ее настоящем и будущем.

     Представляю вашему вниманию сценарий классного часа в 10 классе «Противостоять злу».

Цель занятия:  

1.Сосредоточить внимание учащихся  на  актуальной проблеме российского общества и государства.

2. Развивать умения учащихся критически осмысливать  исторические факты и явления, оценивать их и  высказывать  собственные суждения.

 3.Формировать политическую культуру  учащихся

План занятия

1.Зло многолико

2. Фашизм: причины и следствия

3. ИГИЛ как фашистская идеология

4.Противостоять злу

Оборудование:  тексты документов, листы, цветные фломастеры,  словарь занятия у каждой группы,  мультимедийное оборудование, презентация «Противостоять злу»

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.Вводное слово учителя. Сегодня мы будем говорить о том, как можно противостоять злу. Но прежде нам нужно разобраться, что мы  представляем, говоря о зле.

Составление интеллект-карты (ассоциативной карты) по группам 4-5 человек.

Сообщение от групп, демонстрация карт

2. Зло многолико. По словарю С.И.Ожегова, зло – беда, несчастье. В Википедии – Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба.  У В.И.Даля читаем: «Всякое зло противно божескому порядку»

Вы верно понимаете значение этого слова.

Где искать истоки зла, чтобы искоренить его?

Мозговой штурм.

Учащиеся предлагают свои точки зрения на проблему происхождения зла. Все предложения фиксируются на доске.

О том, что истоки надо искать в человеке, учащиеся обязательно скажут.

3. Человек и его идеи – главный источник зла на земле. Человек,  возомнивший себя сверхчеловеком,  возжелавший подчинить себе мир. Можете назвать таких людей – идеологов зла  в истории человечества?  

Адольф Гитлер -  основоположник   национал-социализма,   фюрер Германии. Его  экспансионистская политика  стала одной из главных причин развязывания Второй мировой войны. С его именем связаны многочисленные преступления против человечества, совершённые нацистским режимом как в самой Германии, так и в оккупированных ею территориях. Международный военный трибунал признал преступными  нацистские организации  и само руководство нацистской партии.

  Нацистская партия исповедовала идеологию фашизма, а что принес фашизм нашей стране вы знаете. Поднимите руку те, в чьих семьях  никто не пострадал от войны, 70-летие Великой Победы в которой наша страна и весь прогрессивный мир отмечали  9 мая 2015 года.  Нет на российской  земле  такого человека, в ком страшная война не оставила бы  и следа. Фашизм назвали чумой 20 века.

Учащиеся  называют известные им из курса истории имена.

Рассказывают о зверствах фашистов на территории нашей страны.

Фиксируют в интеллект-картах, развивая понятие «зло»

4.Прошу вас ознакомиться с документом №1 и назвать специфические черты фашизма. Какие средства применяли фашисты для достижения мирового господства?

Мнение учащихся  отражается на доске  и  созвучно   содержанию  презентации.

Учащиеся читают документ (приложение 1), отвечают на вопросы.  

5. Возможно ли появление  подобной идеологии сейчас?

 К сожалению, да.  Сейчас по Азии, Африке и Европе катится безжалостная машина смерти – ИГИЛ.  Этой  машиной  правят фанатики-фундаменталисты, и прежде всего — те, кто ассоциирует себя с организацией «Исламское государство».

Что вы знаете об ИГИЛ? Предлагаю ознакомиться с документом №2

 Назовите специфические черты террористической группировки ИГИЛ.

Отличаются ли цели и средства их достижения   в этих  идеологиях? Найдите сходство ИГИЛ и фашизма.

Прочитайте «Моление» А.Ахматовой.  Что чувствовал лирический герой, зная о том, что где-то идет война и люди убивают друг друга?

 

учащиеся отвечают на вопрос, выдвигают свое мнение, называют известные им факты.

Учащиеся изучают документ №2,(приложение 2), извлекают информацию

отвечают на вопросы, делают выводы, фиксируют в картах.

  Демонстрируют карты, комментируют свои суждения.

Читают стихотворные строки А.Ахматовой, написанные в 1916 году.  Интерпретируют его.

6.  Можно ли противостоять мировому злу?

Предпринимают ли какие-то меры государства, чтобы остановить машину смерти?

Что может сделать отдельный человек, борясь с этим злом?

Как вы можете противостоять злу?

Познакомьтесь с комментариями в сети Интернет по проблеме борьбы с ИГИЛ.  Какие комментарии оставите вы?

Мозговой штурм.

Работа в группах. Учащиеся рассуждают, сообщают известные им факты, предлагают свои методы, фиксируют на листах свои мысли в виде кластера, создают интеллект-карты. В помощь  ученикам демонстрируются слайды презентации «Чтобы остановить машину смерти»

 7. Составьте рекомендации главам государств, не желающих мириться с распространением угрозы на весь мир// или (в слабом классе) памятку сверстникам « Не дай себя обмануть».

составляют рекомендации, озвучивают их,  дополняют и составляют общий документ.

Итог занятия:  рекомендации сверстникам  «Не дай себя обмануть», пожелания руководителям государств

 

Словарь терминов

Геноци́д   — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу.

Идеология – это система взглядов, идей, характеризующих определенную социальную группу, класс, политическую партию.

Милитаризм - государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и одновременно с этим допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

Нацизм   (от назв. Национал-социалистской партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью Н. являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их "полноценности". Средством реализации идей Н. стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом.

Расизм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас, нации и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.  

Репре́ссии (лат. repressio — подавление, угнетение) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами, включающие различные виды наказаний и правоограничений  к преступившим закон.. .

Терроризм  – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Тоталитаризм -  форма общественного устройства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем гос-ва и правящей партии над всеми сторонами жизни общества.  

 Фашизм -   идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на уничтожение инакомыслящих

Экспансия  - расширение границ государства путем завоеваний, а также распространение его политического и экономического влияния

 Использованная литература

Бааль Н.Б. Социально-философский анализ развития молодежных экстремистских организаций в постсоветской России // История государства и права. 2008. № 18

Гейвандова Б. И.  Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. http://pravo.vuz-chursin.ru/?d=420

Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 1991.

Махутов Н.А.  Жестокие уроки истории

Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.

Родионов А.В. Лидер в молодежной среде - проблемы противодействия молодежному экстремизму // Общество и право. 2009.

Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Сайт Новости ТАСС

Фотографии из Интернета

 

 

Приложение 1

        Документ №1

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны. В наиболее концентрированном виде фашизм получил реальное воплощение в нацистской Германии, где расизм, массовый террор и агрессия были обоснованы в идеологии, легализованы в законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства. С приходом  к власти Гитлера, которого объявили вождем, фюрером, нацисты немедленно приступили к установлению над государством, обществом и личностью всеобъемлющего тотального контроля. Фашисты   насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха. Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны. Концентрационные лагеря, созданные в Германии в начале 1933 года, Бухенвальд и Дахау, впоследствии покрыли густой сетью не только ее территорию, но и оккупированные страны. К концу войны их число вместе с филиалами составило около 10.000. Концлагеря были превращены гитлеровцами в специальные «учреждения», предназначенные для организованного  систематического убийства миллионов людей. Из 18 миллионов граждан Европы, прошедших через фашистские концентрационные лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллионов человек.  На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек - солдат и офицеров, мирных жителей -убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Приложение 2

Документ №2

ИГИЛ, он же ДАИШ, это непризнанное суннитское исламское государство на территории восточной Сирии и западного Ирака. Фактически ИГИЛ представляет из себя большую террористическую группировку, захватившую несколько городов Сирии и Ирака, пользуясь слабостью местных армий, гражданской войной в Сирии и вековым  противостоянием  шиитов и суннитов, мусульманских племен. На территориях, захваченных ИГИЛ, действуют варварские законы радикального Ислама: женщин угоняют в рабство, мужчин заставляют воевать за исламистов, христиане и езиды (племя) подвергаются гонениям и геноциду, памятники неисламской культуры демонстративно разрушаются. ИГИЛ также нелегально торгует нефтью, обильно имеющейся в захваченных районах, а на вырученные деньги покупает оружие и вербует новых боевиков в свои ряды.  Один из лидеров, или вождей,  ИГИЛ заявил: «Мы победим ваш «Рим», сломаем ваши кресты и обратим в рабынь ваших женщин». «Если мы не доберёмся до вас в этот раз, тогда наши дети и наши внуки сделают это, они станут продавать ваших сыновей как рабов на невольничьем рынке». Методы борьбы с противником отличаются  особой жестокостью. Публичные казни американских и европейских журналистов, специалистов из арабских стран,  серия терактов во Франции, трагедия с российским самолетом в небе Египта – всё это дело рук боевиков ИГИЛ.  Многочисленные теракты, направленные против официальных властей, против мирных жителей, унесли тысячи жизней. Целью организации являются ликвидация границ, установленных в результате раздела Османского халифата, и создание основанного на законах шариата исламского  государства, как минимум на территории Ирака, Сирии, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Турции, Кипра, Египта, как максимум — во всём исламском мире. В РФ тоже есть провинция ИГ — на Кавказе. Пока она виртуальна, но часть боевиков и всяческого рода авантюристов из нашей страны, побывавших в «Исламском государстве», увы, возвращаются домой. Их цель — влить в состав халифата многие российские земли. ИГИЛ признано в России террористической организацией и запрещено.

                                               Мурхусаева Г.М. Противостоять злу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

Сценарий классного часа "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...