Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
методическая разработка (8 класс) на тему
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне, шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что речь идет о стержне нашего государственного характера. Делать добро людям – это душевная потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно согревает душу того, кто её сотворил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне, шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что речь идет о стержне нашего государственного характера. Делать добро людям – это душевная потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно согревает душу того, кто её сотворил.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Соц прогресс возможен только в том случае, если он имеет под собою нравственную базу, проводится в согласовании с гуманистической моралью. Потому сейчас полностью оправдано обращение к таковым извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная черта человека, включающая такие характеристики, благодаря которым он способен творить добро. К таковым свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради остальных, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Ученик:
- Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
- Жан Жак Руссо: «Настоящая доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
- Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого свойства и в самом себе».
- Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
- Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
- Миша Пришвин: «Наилучшее, что храню в себе, это живое чувство к хорошим людям».
- Максим Горьковатый: «Как отлично отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым. Давайте вспомним некие народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:
Ученик: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то позже и ты, и я в преддверии могилы только зло пожнём», «Твори добро, чтоб любя, добро тебя отыскало. Зла не верши, чтоб тебя не погубило зло».
Учитель:
Вы направили внимание, что рядом с хорошем частенько употребляется зло. Добро постоянно противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в людях: добра либо зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответственный вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра либо зла).
Когда-то совсем давно, в самом начале нашего века, узнаваемый музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на мед факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он совместно с юной и прилежной супругой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, приобретенные от собственных концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал удовлетворенность (лишь у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили деток). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книжки «Благовение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Нужно частицу собственной жизни отдавать иным. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от событий.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Ученик:
«Сердечко чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Учитель:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то впору посодействовал в самых различных ситуациях. Либо вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек либо совсем незнакомый.
Поведайте о хорошем поступке, который сделали вы сами либо таковой поступок оставил добрую отметину в вашем сердечко, либо видели, либо услышали о людской доброте и не запамятовали.
«Хороший поступок»:
Рассказы преподавателя и студентов.
Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новейших друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то посодействовал дойти до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша из детдома и радуется совместно с ним подаркам. Другие, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…
Обожать население земли легче, чем сделать добро родной мамы - гласит старинное украинское изречение. В нём крупная мудрость народной педагогики. Нереально воспитать человечность, если в сердечко нет доброты к самому близкому и драгоценному человеку - мамы, папе, дедушке, бабушке.
Учитель:
Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные детки. В маленькой больнице на окраине огромного городка лежали две мамы – Чернокосая и Белокосая. Они родили отпрысков. Сыновья родились в один день: у Чернокосой мамы – утром, у Белокосой – вечером. Обе мамы были счастливы. Они желали о будущем собственным отпрыском. Я хочу, чтоб мой отпрыск стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мама. – Музыкантом либо писателем, известным всему миру. Либо скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Либо инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…А я хочу, чтоб мой отпрыск стал хорошим человеком, - произнесла Чернокосая мама. – Чтоб никогда не забывал мамы и родного дома. Чтоб обожал Родину и ненавидел противников. Каждый день к юным матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на мелкие личики собственных отпрысков, в очах у их сияло счастье, изумление и умиление. Позже они посиживали у кровати собственных жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного грезят о будущем – естественно, лишь о счастливом. Через недельку счастливые мужья, ставшие сейчас отцами, увезли домой жен и отпрысков. Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине огромного городка пришли две дамы – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были таковыми же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг дружку. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили отпрысков. Они ведали о собственной жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила
-Кем же стал твой отпрыск?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мама. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего городка. Он пользуется большущим фуррором. Неужто ты не знаешь моего отпрыска? – И Белокосая мама назвала имя музыканта. Да, естественно, Чернокосая мама отлично знала это имя, оно было понятно почти всем. Не так давно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой отпрыск кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, отпрыск мой пашет землю и сеет хлеб, убирает сбор и опять пашет землю, сеет и опять убирает… Живем мы в селе – км 100 отсюда. У отпрыска двое деток – мальчик 3-х лет и девчонка не так давно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой отпрыск стал обычным, никому не известным человеком.
Чернокосая мама ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой мамы приехал из села отпрыск. В белом халатике, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с мамой. В очах Чернокосой мамы светилась удовлетворенность. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках сильную, загоревшую на солнце руку отпрыска и улыбалась. Расставаясь с мамой, отпрыск, как бы извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мать», - произнёс он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой мамы никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишь и Чернокосая мама, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая произнесла:
-У отпрыска сейчас концерт.… Если б не концерт, он, естественно, пришел бы…
на 2-ой день перед вечером к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из далекого села. Снова он долго посиживал на белой скамейке, и Белокосая мама услышала, что в поле сейчас жгучая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с мамой, отпрыск выложил на небольшой столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой дамы светилось и, морщины расправились.
К Белокосой мамы никто не проходил. Вечером дамы лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб её вздохи не услышала соседка.
В 3-ий день, перед вечером, к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два огромных арбуза, виноград, яблоки. Совместно с отпрыском приехал 3-х летний черноглазый внук. Отпрыск и внук долго посиживали у постели Чернокосой мамы; в её очах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мама с болью в сердечко услышала, как внук говорил бабушке: совместно с отцом он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - произнёс мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мама в эти мгновения припомнила, что её отпрыск, выдающийся музыкант, отправляясь в долгие поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького отпрыска в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две мамы, раз в день приезжал к Чернокосой мамы сын-хлебороб из далекого села, привозил ухмылку сыновнюю, и, казалось, мама лишь от той ухмылки выздоравливает. Казалось Белокосой мамы, что, когда к её соседке приезжал отпрыск, даже больничным стенкам хотелось, чтоб мама сына-хлебороба быстрее выздоровела. К Белокосой мамы так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи произнесли Чернокосой мамы: «Сейчас вы совсем здоровы. В сердечко нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой мамы врач произнёс: «Вам еще нужно полежать. Естественно, вы тоже станете совсем здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой мамой приехал отпрыск. Он привез несколько огромных букетов бардовых роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой мамой, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мама со слезами на очах спросила:
-Скажи, драгоценная, как ты воспитала такового отпрыска? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая, потому что не может быть в 3-ий раз такового расчудесного совпадения. Потому я скажу тебе всю правду. Отпрыск, которого я родила в тот счастливый день, умер… Погиб, когда ему не было и года. А это… не кровный отпрыск мой, однако родной! Я усыновила его 3-х летним мальчуганом. Он, естественно, смутно помнит это.… Однако я для него – родная мама. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к маме, так и его детки будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть реальным отпрыском собственного Отечества тот, кто не стал настоящим отпрыском мамы и отца.
Учитель:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: погибель, старость и нехорошие детки. Старость - неотвратима, погибель - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери собственного дома. А от нехороших деток дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих - деток. Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и заболевание нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердечко, за вас детки, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, однако глубочайший след оставляет.Будьте хорошим отпрыском, хорошей дочерью до самой старости.Умейте ощущать сердечко мамы, умейте созидать в её очах мир и покой, счастье и удовлетворенность, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься созидать в очах мамы её душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Ученик:
Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Нужно уметь ощущать, уметь созидать по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать добра.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы собственной души иным людям. Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека. Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ ужаснее тебя означает тебе нужно ещё много, совсем много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Учитель:Умейте ощущать рядом с собой человека, умейте читать его душу, узреть в его очах его духовный мир – удовлетворенность, беду, несчастье, горе.
Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела большой золотой круг - солнце - и вокруг него много маленьких головок расцветшего подсолнуха.
А где же школа? - спросили ее.
Разве вы не видите? - с удивлением, и даже с обидой произнесла девчонка.
Вот это - учительница (девчонка показала на солнце), а вокруг, мы ученики. Это и есть школа.
Ученики ждут от учителя доброты, тепла, роли, любви.
Может ли учитель стать предпосылкой появления зла в душе малыша.
Дождь постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождика, однозвучная голосу учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не уснуть, а глаза сами собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ Снова ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал ежедневник, где учительница сделала третью на данной недельке запись: «Спал на уроке». Мать, посмотрев дома ежедневник, придавила отпрыска к себе и зарыдала. Он тоже зарыдал, потому что и мать, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра опять пойду в детский сад. Там можно спать, играться, бегать. А в классе совершенно ничего нельзя, лишь смирно сиди за партой и стой у стены на переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на работу!» На следующий день мама пошла в школу совместно с отпрыском. На уроке арифметики учительница несколько раз делала замечание Саше, который всё время отвлекался на посторонние дела: что-то находил в столе, ранце, демонстрировал другу. Наконец учительнице это надоело: она скоро подошла к Саше, отобрала у него альбом с марками (это с ними он возился) и, пройдя к столу, произнесла: «Чем растрачивать время на марки, да ещё на уроке, лучше бы арифметикой занялся, ведь у тебя одни двойки». Мальчик зло и обиженно поглядел на учительницу и до конца урока ничем не занимался.
Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения, совсем частенько зависят от человечности учителя, от его умения глубоко понимать ребёнка, его внутренний мир, от сострадания ребёнку.
10-ки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердечку, это важное условие дружбы, товарищества учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается, что преподаватель - управляющий и наставник, если учитель стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородством, добротой в сердечко ребёнка никогда не покажется зло, а учительская душа не умрёт без взаимной любви.
Учитель
Это было в последний год войны. Ученика 4-ого класса Володю обидела одноклассница Нина. Она произнесла ему на перемене: Пять платьев с заплатами. Нина намекала на то, что у Володи 5 сестренок, мать частенько болеет, отец умер на фронте, не на что приобрести новейшие платья, потому у сестренок платья с заплатами… Володя не сумел стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами. Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, произнесла: Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним не так давно, всего две недельки назад. До нее нас учила совсем строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой – без ремешка не обходилось.Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сейчас, Володя…На последующий день Володя пришел в школу веселый. Он несколько раз повторил: К нам приходила Мария Петровна… позже он поведал: Мария Петровна ни слова не произнесла о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила, тихонько, совсем тихонько произнесла Володе:
-А драться нельзя…
-Я никогда больше не буду драться, - произнёс Володя. – Поэтому что это больно Марии Петровне…
И помните постоянно:
Учитель – это человек лишь с хорошим сердечком.
Давайте будем обучаться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Нужно лишь захотеть этого совсем сильно. Нужно много и напряженно мыслить. Нужно слушать свое сердечко. А самое основное – нужно смотреться в глаза малыша. Конкретно смотреться – как в зеркало. И в их черпать любовь, удовлетворенность и веру в себя.
Нынешний разговор отдаёт каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтоб мир поменялся к лучшему? Да, обычный человек, не владеющий ни властью, ни большими средствами, не может воздействовать на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Но он может конкретно сейчас, сейчас, когда так нашлась борьба между хорошем и злом, встать на сторону добра. И для этого необходимо сделать одно – полюбить близкого собственного. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, однако и совсем незнакомый человек, и ему, может быть, живется сейчас ужаснее, чем тебе. Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает возрастающий с каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, однако и творящих добро.
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Нужно стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его далее по кругу.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"
Форма проведения: Интеллектуальная игра по химии между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Классный час на тему:"Мир вокруг нас"
Классный час «Мир вокруг нас»Тема: Мир вокруг насЦель: - раскрыть величие и красоту родной природы; - развивать эстетическое восприятие прир...

классный час на тему "Доброта вокруг нас"
Классный час расчитан на учащихся 5-6 классов.Цель: 1. Поразмышлять с учащимися о нравственных важнейших ценностях «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Классный час о толерантности «Мир вокруг нас»
Цели: познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи: дат...
Классный час на тему «Доброта вокруг нас» (8 класс)
Классный час на тему «Доброта вокруг нас» (8 класс)...