Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
методическая разработка (8 класс) на тему
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне, шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что речь идет о стержне нашего государственного характера. Делать добро людям – это душевная потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно согревает душу того, кто её сотворил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне, шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что речь идет о стержне нашего государственного характера. Делать добро людям – это душевная потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно согревает душу того, кто её сотворил.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Соц прогресс возможен только в том случае, если он имеет под собою нравственную базу, проводится в согласовании с гуманистической моралью. Потому сейчас полностью оправдано обращение к таковым извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная черта человека, включающая такие характеристики, благодаря которым он способен творить добро. К таковым свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради остальных, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Ученик:
- Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
- Жан Жак Руссо: «Настоящая доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
- Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого свойства и в самом себе».
- Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
- Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
- Миша Пришвин: «Наилучшее, что храню в себе, это живое чувство к хорошим людям».
- Максим Горьковатый: «Как отлично отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым. Давайте вспомним некие народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:
Ученик: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока есть силы. Не то позже и ты, и я в преддверии могилы только зло пожнём», «Твори добро, чтоб любя, добро тебя отыскало. Зла не верши, чтоб тебя не погубило зло».
Учитель:
Вы направили внимание, что рядом с хорошем частенько употребляется зло. Добро постоянно противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в людях: добра либо зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите соответственный вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра либо зла).
Когда-то совсем давно, в самом начале нашего века, узнаваемый музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на мед факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он совместно с юной и прилежной супругой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, приобретенные от собственных концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал удовлетворенность (лишь у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили деток). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книжки «Благовение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Нужно частицу собственной жизни отдавать иным. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от событий.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Ученик:
«Сердечко чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Учитель:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то впору посодействовал в самых различных ситуациях. Либо вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек либо совсем незнакомый.
Поведайте о хорошем поступке, который сделали вы сами либо таковой поступок оставил добрую отметину в вашем сердечко, либо видели, либо услышали о людской доброте и не запамятовали.
«Хороший поступок»:
Рассказы преподавателя и студентов.
Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новейших друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то посодействовал дойти до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша из детдома и радуется совместно с ним подаркам. Другие, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…
Обожать население земли легче, чем сделать добро родной мамы - гласит старинное украинское изречение. В нём крупная мудрость народной педагогики. Нереально воспитать человечность, если в сердечко нет доброты к самому близкому и драгоценному человеку - мамы, папе, дедушке, бабушке.
Учитель:
Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные детки. В маленькой больнице на окраине огромного городка лежали две мамы – Чернокосая и Белокосая. Они родили отпрысков. Сыновья родились в один день: у Чернокосой мамы – утром, у Белокосой – вечером. Обе мамы были счастливы. Они желали о будущем собственным отпрыском. Я хочу, чтоб мой отпрыск стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мама. – Музыкантом либо писателем, известным всему миру. Либо скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Либо инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…А я хочу, чтоб мой отпрыск стал хорошим человеком, - произнесла Чернокосая мама. – Чтоб никогда не забывал мамы и родного дома. Чтоб обожал Родину и ненавидел противников. Каждый день к юным матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на мелкие личики собственных отпрысков, в очах у их сияло счастье, изумление и умиление. Позже они посиживали у кровати собственных жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного грезят о будущем – естественно, лишь о счастливом. Через недельку счастливые мужья, ставшие сейчас отцами, увезли домой жен и отпрысков. Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине огромного городка пришли две дамы – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были таковыми же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг дружку. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили отпрысков. Они ведали о собственной жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила
-Кем же стал твой отпрыск?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мама. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего городка. Он пользуется большущим фуррором. Неужто ты не знаешь моего отпрыска? – И Белокосая мама назвала имя музыканта. Да, естественно, Чернокосая мама отлично знала это имя, оно было понятно почти всем. Не так давно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой отпрыск кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, отпрыск мой пашет землю и сеет хлеб, убирает сбор и опять пашет землю, сеет и опять убирает… Живем мы в селе – км 100 отсюда. У отпрыска двое деток – мальчик 3-х лет и девчонка не так давно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой отпрыск стал обычным, никому не известным человеком.
Чернокосая мама ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой мамы приехал из села отпрыск. В белом халатике, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с мамой. В очах Чернокосой мамы светилась удовлетворенность. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках сильную, загоревшую на солнце руку отпрыска и улыбалась. Расставаясь с мамой, отпрыск, как бы извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мать», - произнёс он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой мамы никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишь и Чернокосая мама, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая произнесла:
-У отпрыска сейчас концерт.… Если б не концерт, он, естественно, пришел бы…
на 2-ой день перед вечером к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из далекого села. Снова он долго посиживал на белой скамейке, и Белокосая мама услышала, что в поле сейчас жгучая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с мамой, отпрыск выложил на небольшой столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой дамы светилось и, морщины расправились.
К Белокосой мамы никто не проходил. Вечером дамы лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб её вздохи не услышала соседка.
В 3-ий день, перед вечером, к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два огромных арбуза, виноград, яблоки. Совместно с отпрыском приехал 3-х летний черноглазый внук. Отпрыск и внук долго посиживали у постели Чернокосой мамы; в её очах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мама с болью в сердечко услышала, как внук говорил бабушке: совместно с отцом он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - произнёс мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мама в эти мгновения припомнила, что её отпрыск, выдающийся музыкант, отправляясь в долгие поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького отпрыска в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две мамы, раз в день приезжал к Чернокосой мамы сын-хлебороб из далекого села, привозил ухмылку сыновнюю, и, казалось, мама лишь от той ухмылки выздоравливает. Казалось Белокосой мамы, что, когда к её соседке приезжал отпрыск, даже больничным стенкам хотелось, чтоб мама сына-хлебороба быстрее выздоровела. К Белокосой мамы так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи произнесли Чернокосой мамы: «Сейчас вы совсем здоровы. В сердечко нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой мамы врач произнёс: «Вам еще нужно полежать. Естественно, вы тоже станете совсем здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой мамой приехал отпрыск. Он привез несколько огромных букетов бардовых роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой мамой, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мама со слезами на очах спросила:
-Скажи, драгоценная, как ты воспитала такового отпрыска? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая, потому что не может быть в 3-ий раз такового расчудесного совпадения. Потому я скажу тебе всю правду. Отпрыск, которого я родила в тот счастливый день, умер… Погиб, когда ему не было и года. А это… не кровный отпрыск мой, однако родной! Я усыновила его 3-х летним мальчуганом. Он, естественно, смутно помнит это.… Однако я для него – родная мама. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к маме, так и его детки будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть реальным отпрыском собственного Отечества тот, кто не стал настоящим отпрыском мамы и отца.
Учитель:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: погибель, старость и нехорошие детки. Старость - неотвратима, погибель - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери собственного дома. А от нехороших деток дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих - деток. Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и заболевание нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердечко, за вас детки, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, однако глубочайший след оставляет.Будьте хорошим отпрыском, хорошей дочерью до самой старости.Умейте ощущать сердечко мамы, умейте созидать в её очах мир и покой, счастье и удовлетворенность, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься созидать в очах мамы её душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Ученик:
Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Нужно уметь ощущать, уметь созидать по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать добра.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы собственной души иным людям. Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека. Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ ужаснее тебя означает тебе нужно ещё много, совсем много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Учитель:Умейте ощущать рядом с собой человека, умейте читать его душу, узреть в его очах его духовный мир – удовлетворенность, беду, несчастье, горе.
Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела большой золотой круг - солнце - и вокруг него много маленьких головок расцветшего подсолнуха.
А где же школа? - спросили ее.
Разве вы не видите? - с удивлением, и даже с обидой произнесла девчонка.
Вот это - учительница (девчонка показала на солнце), а вокруг, мы ученики. Это и есть школа.
Ученики ждут от учителя доброты, тепла, роли, любви.
Может ли учитель стать предпосылкой появления зла в душе малыша.
Дождь постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождика, однозвучная голосу учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не уснуть, а глаза сами собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ Снова ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал ежедневник, где учительница сделала третью на данной недельке запись: «Спал на уроке». Мать, посмотрев дома ежедневник, придавила отпрыска к себе и зарыдала. Он тоже зарыдал, потому что и мать, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра опять пойду в детский сад. Там можно спать, играться, бегать. А в классе совершенно ничего нельзя, лишь смирно сиди за партой и стой у стены на переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на работу!» На следующий день мама пошла в школу совместно с отпрыском. На уроке арифметики учительница несколько раз делала замечание Саше, который всё время отвлекался на посторонние дела: что-то находил в столе, ранце, демонстрировал другу. Наконец учительнице это надоело: она скоро подошла к Саше, отобрала у него альбом с марками (это с ними он возился) и, пройдя к столу, произнесла: «Чем растрачивать время на марки, да ещё на уроке, лучше бы арифметикой занялся, ведь у тебя одни двойки». Мальчик зло и обиженно поглядел на учительницу и до конца урока ничем не занимался.
Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения, совсем частенько зависят от человечности учителя, от его умения глубоко понимать ребёнка, его внутренний мир, от сострадания ребёнку.
10-ки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердечку, это важное условие дружбы, товарищества учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается, что преподаватель - управляющий и наставник, если учитель стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородством, добротой в сердечко ребёнка никогда не покажется зло, а учительская душа не умрёт без взаимной любви.
Учитель
Это было в последний год войны. Ученика 4-ого класса Володю обидела одноклассница Нина. Она произнесла ему на перемене: Пять платьев с заплатами. Нина намекала на то, что у Володи 5 сестренок, мать частенько болеет, отец умер на фронте, не на что приобрести новейшие платья, потому у сестренок платья с заплатами… Володя не сумел стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами. Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, произнесла: Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним не так давно, всего две недельки назад. До нее нас учила совсем строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой – без ремешка не обходилось.Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сейчас, Володя…На последующий день Володя пришел в школу веселый. Он несколько раз повторил: К нам приходила Мария Петровна… позже он поведал: Мария Петровна ни слова не произнесла о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила, тихонько, совсем тихонько произнесла Володе:
-А драться нельзя…
-Я никогда больше не буду драться, - произнёс Володя. – Поэтому что это больно Марии Петровне…
И помните постоянно:
Учитель – это человек лишь с хорошим сердечком.
Давайте будем обучаться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Нужно лишь захотеть этого совсем сильно. Нужно много и напряженно мыслить. Нужно слушать свое сердечко. А самое основное – нужно смотреться в глаза малыша. Конкретно смотреться – как в зеркало. И в их черпать любовь, удовлетворенность и веру в себя.
Нынешний разговор отдаёт каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтоб мир поменялся к лучшему? Да, обычный человек, не владеющий ни властью, ни большими средствами, не может воздействовать на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Но он может конкретно сейчас, сейчас, когда так нашлась борьба между хорошем и злом, встать на сторону добра. И для этого необходимо сделать одно – полюбить близкого собственного. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, однако и совсем незнакомый человек, и ему, может быть, живется сейчас ужаснее, чем тебе. Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает возрастающий с каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, однако и творящих добро.
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Нужно стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его далее по кругу.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"
Форма проведения: Интеллектуальная игра по химии между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...
Классный час на тему:"Мир вокруг нас"
Классный час «Мир вокруг нас»Тема: Мир вокруг насЦель: - раскрыть величие и красоту родной природы; - развивать эстетическое восприятие прир...
классный час на тему "Доброта вокруг нас"
Классный час расчитан на учащихся 5-6 классов.Цель: 1. Поразмышлять с учащимися о нравственных важнейших ценностях «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Классный час о толерантности «Мир вокруг нас»
Цели: познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи: дат...
Классный час на тему «Доброта вокруг нас» (8 класс)
Классный час на тему «Доброта вокруг нас» (8 класс)...
Классный час "За 40 минут вокруг света"
Классный час "За 40 минут вокруг света"...