Лекторий для родителей 9 класса
статья (9 класс) на тему

Шевцова Наталья Геннадьевна

Лекторий для родителей девятиклассников "От чего зависит успех на экзаменах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy_1_-_9_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Лекторий   « От чего зависит успех на экзаменах ?»

1.Формирование навыков самообразования , развитие специальных способностей

В настоящее время промышленные предприятия обеспокоены низким уровнем общеобразовательной подготовки выпускников школы , которая не позволяет им безболезненно перейти от учебы к трудовой деятельности , психологически перестроится .

Трудно сказать , какое влияние экономическая ситуация окажет на восприятие учениками значимости обучения в школе . Школьные требования , предъявляемые к интеллектуальной деятельности , отчасти определяются тем , что образование выступает в качестве  « входного билета » , с которого начинается путь к профессиональной карьере . Многие отмечают сомнения школьников в целесообразности затраты своих усилий для получения наилучших образовательных результатов . Ученики не стремятся достигнуть повышенного уровня , когда чувствуют , что в итоге все равно могут оказаться безработными .

Нужно заметить . что сравнение подготовленности современных выпускников и выпускников прошлых лет весьма относительно . Сегодня , многие из них , понимая недостаточность своих школьных знаний , выбирают ту или иную форму продолжения самообразования . Таким образом , и в наши дни в промышленность по-прежнему могут приходить люди , имеющие один и тот же аттестат , но отличающиеся по уровню знаний и навыков . Перед обществом встает дилемма : подготовить учеников , с одной стороны , к работе на современных промышленных предприятиях , а с другой – к продолжению образования . Учитывая факторы , связанные с последствиями безработицы . Все это обуславливает особую значимость работы сучащимися для повышения их успеваемости . Не менее важно использование таких учебных умений и навыков , которые позволили бы преодолеть скрытую неэффективность учебной деятельности некоторых способных учеников . Как же повысить уровень образовательной подготовки ?

2. Повышение уровня образовательной подготовки

Все сказанное выше , должно переводиться из пассива в актив под руководством классного руководителя , но это не благотворительность , не средство эмоциональной поддержки . Первейшая задача – обеспечить равные образовательные возможности детям с обедненным интеллектуальным , социальным и эмоциональным жизненным опытом . А для этого необходимо дополнительное углубленное обучение .

Тщательно разработанные программы обеспечивают овладение широким кругом учебных умений и навыков , а также изменяют отношение учащихся к учебной деятельности и не только выполняют для некоторых детей компенсационную ( возместительную ) функцию , но и являются одним из слагаемых решения основной задачи – создания учебной атмосферы , способствующей максимальным достижениям каждого ученика .

Любая деятельность должна быть целенаправленна , только тогда при благоприятных условиях индивидуальные различия учеников практически исчезают , но при неблагоприятных обстоятельствах они будут расти из года в год . На первый план должны выдвигаться познавательные особенности учеников и установки , с которыми они приступают к учебной задаче .

Весьма полезно разграничивать индивидуальные возможности учеников и особенности в их учении . Представление , что врожденные качества могут быть в отрыве от владения учеником определенными знаниями , умениями и навыками – мистика . На все это для получения конкретного результата необходимо воздействие на всех стадиях обучения . И тогда слабоуспевающие , при обеспечении благоприятных учению условиях . практически сравняются со всеми . Помощь в овладении учащимися знаниями должна быть обязательно и со стороны педагогов и со стороны родителей. Важность применения знаний в других обстоятельствах , необходимость специального обучения этому умению для нас несомненны . Однако ,  при этом по-прежнему возникают неудачи в понимании причин затруднений учащихся , у которых отсутствуют общие учебные навыки . Иногда , это связано с непродуктивными методами обучения , где нет системы привития навыков активной учебной деятельности .

Очень важно планомерное формирование общеучебных  умений и навыков , их правильный подбор позволяет решать многие конкретные задачи , для этого нужна систематическая работа предметников , классного руководителя , родителей . Любое обследование может выявить детей с негативным отношением к учебе , т.к. они не верят в свой успех и терпят неудачу . Это не только неспособные ученики , есть и способные , не проявляющие особого старания , чье отношение к учению влияет отрицательно на других . Мы нередко отмечаем нежелание учиться  , не обращая внимания на причину – отсутствие учебных умений и навыков или чрезмерную ограниченность в их использовании . Поэтому самым главным в учебно-воспитательной работе является создание программы деятельности , цель которой – научить детей учиться , стать компетентным учеником .

3.Необходимость постановки цели .

Перспектива в этом деле исключается . Нужно выделить навыки для развития , провести работу по группам , просчитать варианты , выяснить связь имеющихся навыков с текущими и перспективными , т.е. уяснить базу для развития . Программа действий должна быть последовательной . Стиль действий должен быть разным – индивидуальным , т.к. восприятие и осмысление у всех разное , поэтому выбор будет личный , а подход должен быть творческим . Сдвиги в развитии навыком должны обсуждаться , осмысливаться . Самое ценное в самосознании – это открытие детьми способов мышления , когда можно от интуиции перейти к пониманию , выполнению учебных задач , их творческому решению . Тогда механичность и непродуктивность в выработке навыков исключается . Нужно в процесс обучения включать все, что поможет познанию .

4. Чего мы стремимся достичь ?

Наша задача – поощрять активное учение . А дети зачастую учебу принимают как неизбежное наказание и остаются пассивными . Она давит на них , убивает инициативу , отнимает радость . Чтобы понять требования , нужно научиться контролировать и оценивать свое учение . Нужно формировать такие умения и навыки , чтобы исчезли инертность и безразличие , а появилась ответственность за успехи и неудачи . Понять , что достижения не зависят от капризов судьбы , что хозяин судьбы – ты . Надо построить работу так , чтобы у ребенка исчезло ожидание неудач . Нужно предупреждать отставания , а не корректировать их , что в сочетании со стимулированием  стремления к высокому результату должно опираться на формирование положительной самооценки . Чтобы поведение было ответственным , нужно наличие самоуважения . Но самое главное во всем играют методы обучения , а они , в свою очередь , должны иметь в виду формирование учебных умений и навыков . Там , где воспитание и обучение связаны тесно – результаты высокие .

5. Некоторые исходные представления .

Методика обучения и природа человека связаны тесно . Нужно либо считать человека пассивным , растущим под давлением внешних сил . или активным – он сам влияет на природу . Психологами доказано , что в основе мотиваций в потребности жизни с окружающим , человеку свойственно познание себя и реальности и проявления себя в ней . Отсюда сразу видна озабоченность пассивностью . Многие утверждают , что человек не может быть самостоятельным – его лепит природа . Понять человека можно лишь поняв обстановку вокруг. Даются советы : зубрить , учить , действовать по образцу , а это убивает творчество , самостоятельность  , т.е. разумный выбор .

Пассивные в учебе дети – не продукт влияния среды , отсутствие активности – это несформированность учебных умений и навыков . инертность в школе толкает к активности в другом месте . Отставание в учебе из-за отсутствия умений и навыков – уклонение от учения  , а значит отклонение познания и вне учебы . Это , плюс неудачи и обиды – и негативное отношение к школе  готово . Поэтому не надо торопиться вешать ярлык «задержка …» , а надо учить индивидуально , давать способы  , соответственные характеру .

6. Сводиться ли программа только к навыкам и приемам учения ?  

Наша задача – помочь ребенку осознать себя субъектом обучения . В обучении поведение ученика определяется его восприятием . Способность видеть мир несет последствия : негатив вызывает негатив . Поэтому каждый отвечает за свою судьбу . Если ребенок видит в мире только удачу и везение и не видит труда – это уже катастрофа . Если же ребенок видит свою роль , место в обществе , он может пробудить свою инициативу и из пассива перейти в актив . Если же ребенок освобождает себя от озабоченности успехами в учебе , сужает круг интересов, это должно вызывать тревогу ; такие ограничения ведут к снижению самооценки , подрывают мотивацию к учению , а это связано с ожиданием неизбежных неудач .

Некоторые дети в случае неуспеха винят себя , объясняя плохой результат отсутствием старания или невыгодных способов учения , а не отсутствием способностей для решения проблемы . Поэтому существует два типа мотивации  учения :

  • Активность , успех . позитивность , вера , усилия ;
  • Желание любой ценой избежать плохой оценки  , увертки , уязвленность неудачей , критикой , боязнь неудачи , зависимость от контроля .

Всех учеников необходимо приобщать к анализу психологических механизмов преодоления тревожности , ложных установок по отношению к учебной деятельности . Необходимо проведение диагностики затруднений , овладение приемами постановки цели , умение оказывать и принимать помощь .

7. Роль сверстников .  

На учебную деятельность нередко влияют сверстники . Репутация – один из факторов учебной деятельности . Подростки имеют неполное или искаженное представление об учении , мотивации . Отношения сверстников очень влияют на систему ценностей , установок , поведение детей . Но переоценивать их роль – значит признать себя беспомощными  , хотя групповое сознание надо принимать в расчет . Лучше всего разумно использовать отношения и влияние сверстников , чтобы решить проблемы ( преступность , ассоциальность и т.д.)

8. Какие умения и навыки следует формировать ?

Основа – ориентация на активное обучение с учетом их возрастных особенностей , способностей и опыта . Выделим основные общеучебные навыки :

  1. Слушание ( затем воспроизведение полученных знаний )
  2. Чтение ( техника , воспроизведение , выводы , гипотезы )
  3. Оформление работы ( аккуратность , четкость записей )
  4. Выполнение дом заданий продуктивными способами
  5. Планирование и постановка целей
  6. Работа над сочинениями , ответы на вопросы
  7. Повторение и подготовка к контрольным работам
  8. Ведение записей
  9. Самопознание и формирование мотива достижения цели
  10.  Оценка и самооценка работы

В этой программе просматривается конструктивный дифференцированный подход с учетом различий в деятельности , расширения учебных возможностей  . Многие не умеют применять свои возможности , мешает стереотип , нет анализа . такие дети могут только зубрить и пересказывать , не осмысливая . Негатив к учебе не причина , а следствие бессилия из-за отсутствия умений и навыков . Неудачи в учебе заставляют детей утверждаться  вне школы . Результат – отвержение учебного процесса как источник напряжения и угрозы .

Нельзя упускать из виду затруднения и способных учеников . В настоящее время установлено недостаточное развитие учебных умений у учеников выпускных классов .

Очень важно детям решить вопрос об отборе информации и процессе ее усвоения , о формировании способности работать в соответствии с ограничениями , задаваемыми поставленной проблемой , не упуская этих ограничений , не делая поспешных выводов . Не менее важна способность отказаться от определенного задания и обратиться к решению потенциально возможного . Существенны и восприимчивость к межличностному воздействию и природа личностных факторов , которые нередко мешают старшеклассникам преобразовывать понятия в новой и , возможно , необычной системе . Важно уяснить источники упрощенных представлений ученика , добиваться от них сосредоточенности и внимания на отдельных моментах своих рассуждений .

Наконец , детям необходимо помочь достигнуть самостоятельности в учебной деятельности . Такая деятельность , мотивированная внутренними усилиями приносит наибольший результат и удовлетворение . Нужно помочь детям учиться , ориентируясь не столько на оценку и принуждения , сколько на самооценку , внутренне побуждение и инициативу .

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"

Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....

Лекторий для родителей Участие родителей в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей

Лекторий для родителейУчастие родителей в коррекционном процессепо преодолению речевого дефекта у детей...

Лекторий для родителей "Экзамен без стресса" Рекомендации родителям

Лекторий для родителей "Экзамен без стресса" Рекомендации родителям...