Классный час "Добро и зло в современном мире"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час на тему "Добро и зло в современном мире"
Цели: знакомство учащихся с понятиями "добро" и "зло", отстаивать и аргументировать свою точку зрения, развитие умения сопереживать другим людям.
Задачи: воспитывать стремления совершать добрые дела и поступки, развивать представления учащихся о добре и зле, способствовать развитию культуры диалога.
Есть только один способ положить
конец злу - делать добро злым людям.
Л.Н.Толстой.
Учитель:
Добро -это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. У меня, например , добро ассоциируется с пламенем свечи. Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло. Давайте зажжем свечу и пусть ее огонь в течение нашего классного часа будет навевать только добрые мысли. (зажигает свечу - декоративную, большую). Классный час мне хотелось бы начать с притчи:
"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".
Учитель:
- Как мы понимаем значение слов "добро" и "зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "добро" и "зло".
( Ученики высказывают свое мнение).
Учитель:
В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:
Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.
Зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добру.
В словаре Ожегова даны следующие определения этим понятиям:
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Добро и зло. Какие важные и емкие понятия. На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии. Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.
Вот об этом и рассказывает старинная китайская притча:
(Инсценировка)
- О, мудрейший! Возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.- сказал один юноша мудрецу.
- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!
Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?
(Ученики высказывают свою точку зрения).
Учитель:
-Конечно, мысль мудреца бала такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему , деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?
(Ученики высказывают свою точку зрения).
Учитель:
- Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире? Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи бывают наказаны?. Об этом и пойдет наш дальнейший разговор. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово "зло"?
(Ответы учеников).
- Зло- всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга. Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям. Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?
(Ответы учеников).
- А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?
(Ответы учеников).
- Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятности. Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться.
(Ученики делают записи).
- А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились частично, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.
- Добро и зло взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умение радоваться и сострадать,сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
-Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.
Ребята, а кто из вас может сказать, что он по- настоящему добрый человек?
(Ответы учеников).
-К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
Судить человека надо по его делам. Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
(Ответы детей).
- Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: "Ни один злой человек не бывает счастлив".
А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Давайте вместе обсудим некоторые волнующие всех вопросы:
- Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
- Можно ли принудить человека быть добрым?
- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
(Ответы детей).
Учитель:
-Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?
(Ответы детей).
- Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?
(Ответы детей).
-Зло и добро живут в нашем мире. Давайте подытожим:
Зло – всё, что губит душу человека.
Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм).
Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь.
Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближнему. Это нравственная основа нашего общества.
Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Добро – когда миром правит любовь!
Ребята, давайте вместе составим правила доброты:
-помогать больным, маленьким, слабым, попавшим в беду;
-прощать ошибки другим;
-не быть жадным;
-проявлять жалость к другим;
-не завидовать;
-помогать людям;
-делиться последним с другом;
-защищать слабых.
Учитель:
-Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире. Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце (на доску – макет солнца). Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра (у каждого – лучик, прикрепить лучики на доску).
Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме (учитель прикрепляет лучик).
Все присутствующие пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме лучики.
Учитель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Учитель:
-Наш классный час подходит к концу. И мне хотелось бы зачитать вам несколько высказываний о добре великих людей:
1. Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
2. Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
3. Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
4. Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
5. Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
6. Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
7. Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
- Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Народные пословицы:
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
Учитель:
-На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Сейчас я погашу свечу и надеюсь, что в отблеске ее огня сгорели все наши недобрые мысли. В заключении хочется всем пожелать здоровья, надежды, веры, доброты.
Пусть будет дом согрет любовью и все исполнятся мечты!
Давайте исполним песню “Дорогою добра”( сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).
(Все исполняют песню)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Как найти своё место в современном мире?"
Классный час поможет подросткам разобраться в себе, найти ответы на вопросы, касающиеся самоопределения и социализации....
Классный час на тему: "Права человека в современном мире"
Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...
Классный час по теме: "Права ребёнка в современном мире"
Классный час был проведён 8 клаассе . Цель мероприятия: Привлечь внимание учащихся к своим провам и обязонастям на этом этапе их жизни....
Классный час по теме: "Права ребёнка в современном мире"
Классный час был проведён 8 клаассе . Цель мероприятия: Привлечь внимание учащихся к своим провам и обязонастям на этом этапе их жизни....
Классный час "Я и мое будующее в современном мире!
Классный час профессиональной направленности, предназначен для студентов ССУЗов, обучающихся по профессиям и специальностям в области ИТ....
Классный час "Ценности современного мира: истинные или ложные?"
Классный час направлен на духовно-нравственное развитие учащихся. Через ироничные, а иногда саркастичные иллюстрации современных художников показана ложность ценностных ориентаций современного мира....
Классный час Выбор профессии в современном мире
Классный час Выбор профессии в современном мире...