Классный час "Холокост: память и предупреждение"
классный час (7 класс) на тему
Классный час для учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
holokost_klassnyy_chas_7a.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №27 г. Шахты Ростовской области |
ХОЛОКОСТ: память и предупреждение. |
Классный час в 7 «А» классе |
Классный руководитель: Божко Наталья Александровна 25.01.2017 |
Классный час «Холокост: память и предупреждение»
Класс: 7 «А»
Классный руководитель: Божко Н.А.
Цель: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи:
- учебный аспект
- ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
- развивающий аспект
- формирование толерантного сознания;
- формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
- воспитательный аспект
- воспитание у учащихся понимания опасности шовинизма, неонацизма, антисемитизма.
Ученик 1: Прислушайтесь люди! Сердцем прислушайтесь!
И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они хотели жить...
Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить об одном из самых страшных событий в истории человечества. 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Что такое Холокост? (слайд 1)
Ученик 2: Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение». Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом, «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством.
Ученик 3: Черты Холокоста
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;
Ученик 4:Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;
Ученик 3: Уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами);
Ученик 4: Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;
Ученик 3: Тотальное истребление чернокожих граждан Германии;
Ученик 4: Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных ;
Ученик 3: Разработка систем и способ массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании;
Ученик 4: Грандиозные, межнациональные масштабы истребления людей вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
Ученик 3: Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами холокоста.
Ученик 5:
Молитвою начать должны мы этот день,
чтоб память жертв нацистских мы почтили,
пусть души их поднимутся всё выше,
чтоб они точно знали — мы их не забыли.
Когда узнает мир про Холокост,
немеет сердце, холодеют руки,
и просит Господа с рыданием душа,
пусть никогда не повторятся эти муки!
Ученик 6:
Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост –
не только для евреев…
В полях, и в ямах, и в лесах,
и в лагерях, и в гетто,
в нацистских газовых печах
терзали нас…
Не спета
была ни песнь из древних книг,
ни слово сказано, ни стих…
Но в шуме ветра и знамён,
где путь прошел армейский,
в могилах братских погребён
и мой народ еврейский…
И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!
Века об этом говорим,
а всюду кровь, и смерть, и дым… (Фридрих Золотковский)
Учитель: Подтверждение тому, что холокост был являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные... (слайды 3-6)
Исторические факты
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года. В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.
Ученик 1:
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!”
Учитель: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
Ученик 7:
Вот Яр в крови, и выстрелы гремят.
И кто убит, уже как дух суровый.
А кто стреляет – бесконечно рад!
Смеётся дьявол от огня багровый.
Творца он обманул
и в этот жуткий раз.
С ним палачи,
как преисподней змеи.
И лишь за то казнят -
без всякой правды нас, -
что, как у них, в нас кровь,
но мы – евреи …
Учитель:
- Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
- Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
- Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
- Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
- Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.
Просмотр документального фильма «Бухенвальд» (5 минут)
https://www.youtube.com/watch?v=sVyAMIR-9G8
Учитель: коснулась ли эта трагедия нашей донской Земли?
Рассказ учителя истории.
Учитель: Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Учитель: И Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Память за собою позови"
Сценарий последнего классного часа в 11б классе...
Разработка классного часа "Память сердца"
Есть такое понятие – память сердца, души …Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война. Чем дальше уходят от нас события этой самой б...
Классный час "Память - кладовая знаний"
Классный час предназначен для учащихся 5-х классов и способствует формированию положительной оценки к себе, самоорганихации и самодисциплине....
Классный час "Память - кладовая знаний"
Данный классный час нацелен пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации и самодисциплине детей....
«Формирование ценностей здоровья классного коллектива как основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся»
Здоровье выпрашивают себе люди у богов;но то, что в их собственной власти сохранить его, об этом они не задумываются....
Классный час по теме: «ПРЕДУПРЕЖДЕН - ЗНАЧИТ ЗАЩИЩЕН»
Профилактика заболевания ВИЧ/СПИДА . Классный час в 11 классе. Дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания...
Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»
Классный час «Профилактика правонарушений: предупреждение подростковой преступности»...