Классное занятие на тему "100-летие Октября"
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Иргит Чойган Даниловна

Данное занятие пригодится при составлении урока классным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_100-letie_oktyabrya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Октябрь 1917: как это было» (к 100-летию Октябрьской революции 1917 года)

Классный руководитель: Иргит Чойган Даниловна

Цель мероприятия:

​ вызвать у обучающихся интерес и эмоциональный отклик на события истории нашей страны в 1917 году;

​ сформировать представление о недопустимости государственного беззакония в отношении граждан своей страны;

​ формирование патриотизма и  стремления к позитивной самореализации.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, видеофрагменты «Октябрьская революция. Это наша с тобой биография», «Истинное лицо русской революции 1917 года».

Чтец: Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы – память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья - память целый день лепечут…

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память - дождь,

И память – снег летит и пасть не может… (Д.Самойлов,  1964)

(Показ видеофрагмента «Октябрьская революция.

Это наша с тобой биография» - 5 мин.)

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Чем ближе дата столетия революции 1917 года, тем жарче споры об её итогах, и об очень странной аналогии тех времен с нынешними годами. Осмысление исторических итогов той революции до сих пор будоражит умы политологов, политиков, да и обычный люд. Нынешние власти призывают страну воспринимать революцию 1917 года как историческую данность. Ни больше, ни меньше! Власть сама не понимает, чем же была это революция на самом деле - трагедией, достижением, неизбежностью, шагом вперёд или шагом назад?

Ведущий 2: На протяжении более 70 лет годовщина Великой Октябрьской социалистической революции была главным праздником Советского Союза. День 7 ноября на протяжении всей советской эпохи был «красным днём календаря», то есть государственным праздником, отмечавшимся обязательными праздничными мероприятиями, проходившими в каждом городе.

Ведущий 1: Так было до 1991 года, когда СССР был развален, а коммунистическую идеологию чуть было не признали преступной. В Российской Федерации этот день сначала переименовали в День согласия и примирения, намекая на необходимость завершения гражданской войны в информационном поле страны и примирение сторонников разных идеологических взглядов, а затем отменили совсем. 7 ноября перестало быть праздником, но вошло в перечень памятных дат. Соответствующий закон приняли в 2010 году. В 2005 году в связи с учреждением нового государственного праздника – Дня народного единства - 7 ноября перестало быть выходным днём.

Ведущий 2: Но этот день невозможно вычеркнуть из истории России, так как восстание в Петрограде 25 – 26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю) привело не только к свержению буржуазного Временного правительства, но и предопределило всё дальнейшее развитие как России, так и многих других государств планеты.

Ведущий 1: Как же всё это было? К осени 1917 года политика Временного правительства привела Российское государство на грань катастрофы. От России откалывались не только окраины, но и формировались казачьи автономии. В Киеве на власть претендовали сепаратисты. Даже в Сибири появилось собственное автономное правительство. Вооруженные силы разложились и не могли продолжать военные действия на фронтах Первой мировой войны, солдаты дезертировали десятками тысяч. Фронт разваливался. Россия больше не могла противостоять коалиции центральных держав. Финансы и экономика были дезорганизованы. Начались проблемы со снабжением продовольствием городов, правительство стало проводить продразверстки. Крестьяне проводили самозахват земель, помещичьи усадьбы горели сотнями. Россия находилась в «подвешенном состоянии», так как Временное правительство отложило решение основополагающих вопросов до созыва Учредительного собрания.

Ведущий 2: Страну накрывала волна хаоса. Самодержавие, являвшееся стержнем всей империи, было разрушено. Но взамен него ничего не дали. Люди почувствовали себя свободными от всех налогов, повинностей и законов. Временное правительство, политику которого определяли деятели либерального и левого толка, не могло установить дееспособный порядок, более того, своими действиями только усугубляло ситуацию. Достаточно вспомнить «демократизацию» армии во время войны. Петроград де - факто утратил контроль над страной.

Ведущий 1: Этим и решили воспользоваться большевики. До лета 1917 года они не считались серьёзной политической силой, уступая в популярности и численности кадетам и эсерам. Но к осени 1917 года их популярность выросла. Их программа была чёткой и понятной народным массам. Власть в этот период могла взять фактически любая сила, которая проявила бы политическую волю. Этой силой и стали большевики.

Ведущий 2: В августе 1917 года они взяли курс на вооружённое восстание и социалистическую революцию. Это произошло на VI съезде РСДРП(б). Однако тогда партия большевиков фактически находилась в подполье. Наиболее революционные полки Петроградского гарнизона были расформированы, а сочувствовавшие большевикам рабочие были разоружены. Возможность воссоздать вооруженные структуры появилась только во время Корниловского мятежа. Замысел пришлось отложить. Только 10 (23) октября Центральный комитет принял резолюцию о подготовке восстания.

Ведущий 1: 12 (25) октября 1917 года для защиты революции от «открыто подготавливающейся атаки военных и штатских корниловцев» по инициативе председателя Петросовета Льва Троцкого был учрежден Петроградский военно – революционный комитет. В него вошли не только большевики, но и некоторые левые эсеры и анархисты. Фактически этот орган и координировал подготовку вооружённого восстания. ВРК подчинялись отряды Красной Гвардии, солдаты Петроградского гарнизона и матросы Балтийского флота. Практически все решения принимали большевики Лев Троцкий, Николай Подвойский и Владимир Антонов - Овсеенко.

Ведущий 2: Фактически уже к началу восстания левые силы установили военный контроль за столицей. Временное правительство было недееспособно и не смогло решительно ответить. Поэтому значительных боестолкновений и большой крови не было, большевики просто взяли власть.

Ведущий 1: С 24 октября отряды Петроградского гарнизона заняли все ключевые пункты города: мосты, вокзалы, телеграфы, типографии, электростанции и банки. Когда глава Временного правительства Керенский приказал арестовать членов ВРК, исполнить приказ об аресте было некому. Члены Временного правительства во главе с Керенским некоторое время даже не могли понять, что происходит, так как были отрезаны от внешнего мира. О действиях революционеров можно было узнать только по косвенным признакам: в какой-то момент в Зимнем дворце пропала телефонная связь, затем – электричество.

Ведущий 2: Члены Временного правительства надеялись отсидеться во дворце до прибытия войск с фронта. Его бездарность видна даже в том факте, что чиновники ничего не сделали для защиты своей последней цитадели – Зимнего дворца: не было подготовлено ни боеприпасов, ни продовольствия.

Ведущий 1: К утру 25 октября (7 ноября) у Временного правительства в Петрограде остался только Зимний дворец. К концу дня его «обороняли» около 200 женщин из женского ударного батальона, 2 - 3 роты безусых юнкеров и несколько десятков инвалидов – георгиевских кавалеров. Охрана стала расходиться ещё до штурма. Первыми ушли казаки, смущённые тем, что самое крупное пехотное подразделение – это «бабы с ружьями». Затем ушли по приказу своего начальника юнкера Михайловского артиллерийского училища. Так оборона Зимнего дворца лишилась артиллерии. Ушла и часть юнкеров Ораниенбаумской школы.

Ведущий 2: Кадры знаменитого штурма Зимнего дворца – это красивый миф. Весь штурм заключался в вялой перестрелке. О его масштабе можно понять по потерям: погибли шестеро солдат и одна ударница. В 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) членов Временного правительства арестовали. Сам Керенский сбежал заранее, уехав в сопровождении автомобиля американского посла под американским же флагом.

Ведущий 1: Провалилась попытка использовать орудия крейсера «Аврора»: в силу своего расположения боевой корабль стрелять по Зимнему дворцу не мог. Ограничились холостым залпом. Да и сам Зимний дворец, если бы его оборону организовали хорошо, мог продержаться долго, особенно с учётом низкой боеспособности окруживших его сил. Очевидец (Антонов – Овсиенко) описывал картину «штурма» следующим образом: «Беспорядочные толпы матросов, солдат, красногвардейцев то наплывают к воротам дворца, то отхлынывают».

Ведущий 2: Одновременно с восстанием в Петрограде ВРК Московского Совета взял ключевые пункты города под свой контроль. Здесь всё пошло не столь гладко. Комитет общественной безопасности под началом председателя городской думы Вадима Руднева при поддержке юнкеров и казаков начал боевые действия против Совета. Бои продолжались до 3 ноября, когда Комитет общественной безопасности капитулировал.

Ведущий 1: В целом же советская власть была установлена в стране легко и без большого кровопролития. Революцию сразу поддержали в Центральном промышленном районе, где местные Советы рабочих депутатов уже фактически контролировали ситуацию. Процесс по преимуществу мирного установления Советской власти на всей территории России стал ещё одним доказательством полной деградации Временного правительства и необходимости захвата власти большевиками.

Ведущий 2: Вечером 25 октября в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов, который провозгласил переход всей власти к Советам. 26 октября Совет принял Декрет о мире. Всем воюющим странам предлагалось приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира. Декрет о земле передавал помещичьи земли крестьянам. Все недра, леса и воды национализировались. Одновременно было сформировано правительство – Совет народных комиссаров во главе с Владимиром Лениным.

Ведущий 1: Дальнейшие события подтвердили правоту большевиков. Россия была на грани гибели. Старый проект был разрушен, и Россию мог спасти только новый проект. Его и дали большевики.

Ведущий 2: Большевиков часто обвиняют в том, что именно они уничтожили «старую Россию», но это неверно. Российскую империю убили «февралисты». В «пятую колонну» входили: часть генералитета, высшие сановники, банкиры, промышленники, представители либерально-демократических партий, многие из которых были членами масонских лож, большая часть интеллигенции, ненавидевшей «тюрьму народов». В целом большая часть «элиты» России своими руками и разрушила империю. Ведущий 1: Большевики в этот период были маргиналами, фактически находились на обочине политической жизни. Но они смогли предложить России и её народам общий проект, программу и цель. Большевики проявили политическую волю и взяли власть, пока их конкуренты дискутировали о будущем России.

Ведущий 2: Мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось Октябрьской революции. Но мы знаем, что принесли России коммунисты, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики и прочие. Да, среди них были разные люди. Между ними были споры, была борьба, перед ними стояли сложные задачи, у них было много врагов - внутренних и внешних. В итоге пролилось немало крови, пострадало немало людей, которые не должны были пострадать. Сегодня мы знаем, кто пострадал незаслуженно, а кто получил по заслугам. Но смогли бы мы сами лучше разобраться в ситуации и принять более правильные решения, окажись на месте руководства молодой республики?

Ведущий 1: Для некоторых русских подвижников задолго до 1917 года не было никакой тайны в том, что предстояло пережить народу и Церкви. Наибольшего доверия заслуживают пророчества святого Серафима Саровского: «Страшное время идёт на Россию, я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». Как же исполнились эти страшные пророчества для Церкви и верующих того периода нам расскажет староста Царевиче - Алексиевского храма Ирина Николаевна Будорагина.

(Выступление, показ видеофрагмента

«Истинное лицо русской революции 1917 года» - 2 мин.)

Ведущий 2: Мы должны помнить уроки прошлого. И, основываясь на этом знании уроков истории, заблаговременно разрешать возникающие неопределённости и предотвращать возможные как внутренние, так и внешние, а особенно глобальные конфликты, поскольку: «История не учительница, а наставница жизни: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» (В.О. Ключевский).

Ведущий 1: Беспамятство – это вообще страшный диагноз. Сейчас на Украине сносят памятники не только Ленину, но и маршалу Жукову, разведчику Кузнецову. И это, как и в других странах, стимулирует деструктивные настроения, ведёт к распаду гражданского общества. Памятник - это память, свидетельство реалий той или иной пережитой нами эпохи. Разрушить памятник – значит отказаться от какого - то периода своей истории, а это недопустимо - все эпохи в совокупности встроены в нашу идентичность, в нас самих.

Ведущий 2: «…События 1917 года имели глубокие корни в истории нашего государства. Найти в настоящем мире ответы, куда и зачем мы идём, в чем наша ответственность за положение дел в современной России, невозможно без анализа истоков великого излома 1917 года…

Ведущий 1: Всестороннее и объективное изучение Великой российской революции … помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны. Мы должны помнить уроки прошлого и предотвращать внутренние конфликты, способные превращаться в острейшие социальные и межнациональные столкновения, разрывающие и губящие страну».(Из обращения к общественности на Круглом столе, посвящённом 100 -летию революции 1917 г.)

Ведущий 2: На этой ноте мы завершаем наш классный час. Помните и изучайте историю России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы родились в сентябре, октябре и ноябре"

Праздничный классный час содержит интересные осенние стихотворения, загадки, викторины, осеннее "Поле чудес"....

Календарно-тематическое планирование на сентябрь-октябрь, игровые развивающие занятия

Игровые развивающие заняти для дете 2-3 лет, проводяться два раза в неделю, продолжительность занятий 30 мин. , в месяц проводиться  8 занятий....

Классный час 06 октября 2016 года

классный час в музее...

Классный час "Суицид подростков" октябрь 2015 г.

Классный час "Суицид подростков" октябрь 2015 г....

Классное занятие на тему "100-летие Октября"

Данное занятие пригодится при составлениии урока классным руководителям...

Классные занятия адаптация 5 класс

Классные занятия адаптация 5 класс...

классное занятие по изучению родного края

Историческое значение города Колпино в годы ВОВ...