Все начинается с себя
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Все начинается с себя
Все мы помним из нашего советского прошлого, что в человеке от рождения не заложено ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования личностных качеств каждого человека начинается фактически с нуля.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности
Развитие таких сторон личности, как: духовность, образованность, мировоззренческое и нравственно – эстетическое формирование, природные склонности и задатки не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания.
Свой воспитательный процесс с 5 по 8 класс я строила на основе программы «СемьЯ».
Актуальность воспитательной системы определяется противоречием: между тенденцией к разрушению семьи как основного института воспитания и невозможностью воспитать Личность, гражданина вне семьи; между огромным количеством методических разработок и их малой эффективностью: между желанием родителей воспитать ребенка добрым и отзывчивым человеком и слабым владением методами и приемами воспитания.
Взаимосвязь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе как классного руководителя.
С самого начала пребывания детей в школе я стараюсь как можно лучше узнать каждого ученика, принять его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Только при условии, что школа – это = дети + родители + классный руководитель, возможно «формирование духовно-нравственной личности, формирование человека и гражданина.
Я понимаю, что воспитание - это особое искусство, и начинается оно с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы. Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, формируется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни. Важно донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени.
И я очень благодарна родителям своих воспитанников, потому что видела неподдельный интерес к делам в классе, радость успешности своего «чада», доверие мне и желание помочь в каждую минуту.
Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования и воспитанию подрастающего поколения.
Без ложной скромности скажу: богата моя методическая копилка разными методами, приёмами, идеями. Но какой был бы в ней смысл, и какая была бы от неё польза детям, если бы я не старалась поставить себя на место ученика, если была бы равнодушна не только к его учебным достижениям, но и к тому, чем он увлекается, как чувствует себя в коллективе?!
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.
Учитель, ставящий целью воспитание детей доброго сердца, сам должен быть устремлен к человеку, дорожить им, чувствовать и понимать душевное состояние другого. «Любовь воспитателя к воспитанникам – не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа». Временами наступает отчаяние. Терпение, умение найти нужные слова, убедить. Важно именно доверительно поговорить, а не читать морали, возможно даже услышать критические замечания в свой адрес.
Мои воспитанники уже окончили школу, но я до мельчайших подробностей помню каждый год и каждый день нашей совместной деятельности. Помню классный час в 5 классе «Что такое настоящая дружба?». Это было в самом начале нашего совместного пути, когда я еще плохо знала детский коллектив. В конце классного часа я предложила детям нарисовать портрет своего друга из класса и портрет человека, с которым меньше всего общаешься. Затем каждый поместил портрет своего друга в центр круга, а с кем меньше всего общаешься за круг. Нужно было назвать лучшее качество этого человека и переместить его в тоже круг. И тут я с ужасом увидела, что это был портрет одной и той же девочки. Он явно выделялся наличием очков. Я сказала: «Ребята, как здорово, что вторым своим другом вы выбрали Настю. А теперь мы бросаем мяч любому человеку и говорим комплимент». Свой мяч я бросила Насте со словами: «Настя, ты очень красивая». Мяч пошел по кругу и вернулся к Насте. «Настя, ты добрая», - услышала я и облегченно вздохнула.
Настя была особенной девочкой. Росла в неполной семье. Она была «одиночкой», практически никогда не улыбалась, пряталась за спину других и ходила, всегда опустив голову. Я давала ей разные поручения, поощряла ее. Мы с ней осваивали личные курсы по выработке красивой походки. И, если класс награждался грамотой на школьной линейке, я просила Настю получить ее. Так я помогала ей повысить самооценку.
Доброту в детях можно воспитывать только личным примером Доброта - это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта - это ещё и степень осознанности. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Поэтому, воспитание детей лучше всего начать с себя.
К нам в класс неожиданно пришла беда - серьезно заболела Саша. Но мы были готовы вместе пережить этот период. Вылечить физически, конечно, не могли, но помочь преодолеть страх перед недугом, отдать свое душевное тепло, заботу, внимание было в наших силах. Мы ни на миг не забывали о Саше ни в школе, ни в период, когда она лежала в больнице. Ребята в реальной жизни показали умение сопереживать. Мои уроки «жизни» не прошли бесследно.
В самом начале воспитательного процесса я познакомила детей с системой оздоровления Порфирия Иванова. Он познал единственную истину, на которую ориентировался все последующие годы своего пребывания на Земле: «У человека при жизни есть три качества: первое это совесть, второе — разум, третье — любовь к природе и к людям».
И эти три главных качества я развивала в детях.
Больше всего внимания требовал Андрюшка – гиперактивный, маленький лгунишка, но, по-своему добрый, трудолюбивый. Он часто совершал мелкие кражи и состоял на учете в КДН еще с начальной школы. В беседе с ним выяснилось, что вещи, которые он берет, совсем ему и не нужны. Но он не может устоять перед желанием взять их. Предложила ему, как избавиться от этой зависимости. И увидела в глазах столько неподдельного интереса. А метод совсем прост (придумала его на ходу) – опустить руки в карманы, крепко сжать ими штанины, повернуться и уйти. Просто в этот момент нужно занять руки и мысли другим. И каким же было мое счастье, когда месяца через три – четыре он мне сказал: «А знаете, Валентина Ивановна, мне же помогло».
Мой совет всем - не спешите резко критиковать ребенка за «неправильные» мысли или поступки. Убедите его, а в первую очередь самих себя, что он может исправиться, разберите с ним возможные варианты действий по исправлению ошибок, дайте шанс показать себя с лучшей стороны.
Ванюшка – вспыльчивый мальчик, он загорался как спичка, хмурил брови, отворачивался, всем своим видом показывая недовольство. Я говорила ему: «Ваня, посмотри на меня». Он недовольно взирал на меня, но я от него не отставала до тех пор, пока на его лице не появлялась улыбка. И до самого выпуска мы его потом называли Солнышко. На его лице всегда сияла лучезарная улыбка. Как – то его мама пожаловалась мне, что его невозможно заставить читать. Я посоветовала ей, когда она возится на кухне, пожаловаться вслух, как она занята, некогда даже почитать газету и попросить его почитать ей. Так постепенно пришло желание что- то почитать. А в 10 классе он мне взахлеб рассказывал об эпизоде, когда русский и немецкий солдаты оказались вместе в заваленном подвале. Как желание выжить объединило их.
Помню, когда мы учились в 7 или 8 классе, в школе проходили соревнования по основам безопасного поведения. В состав команды должна была входить девочка, умеющая ездить на велосипеде, таких в классе оказалось две. Но обе они категорически отказались участвовать (как же, все мальчики будут на них смотреть и смеяться, если что-то не так). И вот настала минута, когда нужно было выходить на старт. С замиранием сердца я ждала, но они не вышли. Тогда я вышла на старт, взяла велосипед (а я на нем не ездила уже лет 20) и под бурные аплодисменты и подбадривания учеников всей школы я преодолела все препятствия, как могла, где падая, где нарушая правила, отталкиваясь ногами. В течение 3 дней я не разговаривала с девчонками, и всем своим видом давала понять, что в классе у меня есть только мальчики. Но все это время я думала «вдруг они так и не осознают, вдруг так и не придут». И где-то в глубине души верила, что такое не случится. И они пришли, поникшие, виноватые и готовые все исправить.
А.С. Макаренко рассматривал педагогическое мастерство как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.
В основу воспитательной программы в старших классах «Перекресток семи дорог» я взяла концепцию Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека».
Жизнь — это неограниченное количество перекрестков, на каждом из которых человек неизменно сталкивается с выбором: куда свернуть и по какой дороге продолжить свой путь. Это поистине судьбоносный момент, который очень важно не пропустить и принять правильное решение. Педагогическая целесообразность комплексной воспитательной программы «Перекресток семи дорог» состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают детей к осознанному выбору профессии, активизируют у учащихся процессы самопознания, формируют потребность в здоровом образе жизни, способствуют развитию моральных качеств личности.
Предложила ребятам самим выбрать семь дорог, по которым они хотели бы идти по жизни: знание и незнание, леность и упорство, доброта и агрессивность, душевность и безразличие, тактичность и грубость, профессионализм и непрофессионализм, альтруизм и эгоизм.
Ранняя юность – время становления индивидуальности молодого человека. Задача моя на этом этапе, по меньшей мере, - не мешать проявлениям самостоятельности юношей и девушек, а по большому счёту – предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности и опасности юношеского возраста.
Основная мысль – научить их сначала обращаться к себе, и смотреть на себя в зеркало, прежде чем пенять на других. Заниматься собой, тогда и любовь к людям придет. Это так просто критиковать других и весь внешний мир. Ведь внешний мир это всего лишь наше отражение.
Поэтому, чтобы не происходило в вашем внешнем мире, чтобы не раздражало вас там, всегда возвращайтесь к себе. Потому что вы источник того, в каком мире вы живете.
Всё начинается сначала,
Всё начинается с себя,
С преображенья и осознанья,
Открытия в себе Себя.
На первый план поставила здоровьесберегающую технологию и технологию саморазвития личности, которые позволяют:
-формировать личность, стремящуюся к самосовершенствованию;
- мотивируют желание сохранить свое здоровье.
И результат не заставил себя ждать. Уровень воспитанности в моем классе по всем критериям высокий.
Мои дети – самые активные участники школьных и районных конкурсов. Требовательные и сосредоточенные, настойчивые, талантливые и непосредственные, они и меня не оставляют в покое, привлекая к своим « открытиям».
Они могут всё, может быть, именно поэтому всегда добиваются определённых успехов.
Подтверждение этому школьные грамоты за I и II места за победу в разных видах спорта. Ребята неоднократно становились призерами районных смотров и конкурсов в самых разных номинациях:
IIIместо в районном фестивале «В гостях у Петрушки»;
Диплом III степени в районном конкурсе ЮИД « В одной семье все изучают ПДД»;
I место за лучшее представление песни в районном фестивале детской песни «Зимняя сказка»;
Диплом I степени в районном конкурсе детско-юношеского творчества по противопожарной тематике «Таланты и поклонники»;
Диплом I степени в районном фестивале «Музы вели в бой», посвященном 65-летию Победы в ВОВ;
Диплом II степени в районном фестивале детской эстрадной песни и танца «Праздник детства»;
II место на районном слете ЮИДовцев «Безопасное колесо»
I место в районной ярмарке декоративно-прикладного искусства «Дары осени и наши фантазии»;
Благодарственное письмо и ценные подарки за активное участие в районной краеведческой конференции «Учителями славится Россия»;
II место в дворовом спорте;
II место в районном конкурсе «Спорт против наркотиков».
У нас 54 медали за победу в спорте, а это залог здорового образа жизни и одна медаль «За особые успехи в обучении».
Мои ребята были организаторами борьбы с курением в школе, их лозунг «На турнике нет места курящим».
Быстро пролетело время, ребята на глазах выросли, повзрослели. Я счастлива, что между нами есть и доверие, и взаимопонимание, и, конечно же, сотрудничество. Я счастлива, что мы - практически одна семья.
Вот мой класс на пороге выпуска. Я вижу, как жаль им расставаться со всем, что связано со школьной порой, с детством: с учителями, с ребятами, с шумными коридорами, со своей партой. Но самое главное – я читаю в их глазах уважение, благодарность, даже любовь. В этом есть и моя заслуга. Они всегда были классом. Классным классом!
Я постоянно получаю от них признания любви в социальных сетях и при встречах. В конце лета и на зимних каникулах у нас чаепитие, возможность еще раз поделиться своими успехами, рассказать о новых друзьях и приключениях, вспомнить интересные моменты из школьной жизни.
Воспитание вырабатывает определенные качества личности человека и создает положительное или отрицательное отношение к обучению. Само единство воспитания и обучения необходимо для того, чтобы сформировать у детей мировоззрение, нравственные нормы, моральные качества и необходимый социальный опыт.
Одним из показателей нового качества воспитательного процесса выступает повышение эффективности и качества учебной деятельности. Так Ваня, имеющий 10 троек в году за 9 класс, имеет всего две тройки в аттестате о среднем общем полном образовании; Саша с одной тройкой по русскому языку закончил 9 и 10 класс, а аттестат за 11 класс сияет пятерками, и всего лишь в нем три четверки; у Маши, Армена и Даши количество четверок сократилось по сравнению с результатами за 9 и 10 классы.
Из 11 выпускников 8 человек учатся в высших учебных заведениях, 2 в колледжах. А профессии, которые они выбрали!!! Военные, энергетики, атомщик, архитектор, учитель, юрист, филолог, экономист.
А ещё я верю, то «разумное, доброе, вечное», что заложено в моих детях - они пронесут через всю жизнь. И тогда мир станет обязательно лучше. Сейчас мои новые воспитанники - девятиклассники. Это настоящие «герои своего времени», 21 века. Их жизнь – Интернет: «зависать» на сайтах, сидеть в контактах. Это уже состоявшийся коллектив со своим «уставом», сложный и малоуправляемый. Но я не отчаиваюсь. Я счастлива, что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. И я радуюсь, когда вижу результаты своего труда.
Быть учителем и классным руководителем – это не работа, а мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей.
Нам не дано предугадать,
Чем наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность в человеке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"
Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...
Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя
Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...
Внеклассное мероприятие "Мы начинаем открывать для себя Чехова"
Мероприятие помогает открыть для учащихся А.П.Чехова, писателя и человека; понять, что было главным в отношении писателя к людям, природе, его характере; побудить детей к размышления...
Неделя психологии "Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас"
Неделя психологии в школе - просветительско-профилактическое мероприятие. Данная неделя была посвящена профилактике алкоголя и табакокурения и традиционно прошла под названием «Завтра начинается сегод...
Совершенство начинается с себя
статья о г вручении губернаторской премии "За Совершенство"...
Эссе "Я начинаю с себя..."
Конкурс "Педагог года - 2017". Номинация "Педагогический дебют". Эссе "Я начинаю с себя…"...
Проектная работа "Изменить мир, начиная с себя: 10 простых шагов навстречу природе".
Мы часто говорим о том, что проблемы экологии носят глобальный характер, но не задумываемся о том, что решать их нужно нам. Мы опускаем руки, полагая, что от нас ничего не зависит. Но важно понимать, ...