Классный час на тему «Ты и твоя профессия» 8 класс
классный час (8 класс) на тему

Яковлева И.А.

Цели:

-расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;

-учить анализировать данные, полученные в ходе анкетирования, соцопроса и делать соответствующие выводы;

-дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний друг о друге;

- познакомить с понятием  «мотива» деятельности;

-познакомить с профессиями, в том числе и необычными, редко встречающимися;

- побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_pechat_otkrytyy_klassnyy_chas_o_professii.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №6 г. ИПАТОВО Ипатовского района Ставропольского края

       

                       

                         Классный час на тему:

                        «Ты и твоя профессия »

                             

                                8  «Б» класс

Яковлева Ирина Александровна

 

2016 год

Цели:

-расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;

-учить анализировать данные, полученные в ходе анкетирования, соцопроса и делать соответствующие выводы;

-дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний друг о друге;

- познакомить с понятием  «мотива» деятельности;

-познакомить с профессиями, в том числе и необычными, редко встречающимися;

- побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Подготовка:

1. Подбор материала, оформление кабинета.

2. Распределение материала между учащимися.

(Сообщения «Необычные профессии», тренинг «Мотивы выбора профессии», «Ошибки в выборе профессии», соцопрос, игра «Кто есть кто»

        Эпиграфы:

  • «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)
  • «Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия» (Стендаль)
  • «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого»                                                                                      (Жюль Верн)

Ход классного часа:

1.Оргмомент (посадка участников и гостей,приветствие)

2. Вступительное слово классного руководителя:

-  Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути.  Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.

- Этот выбор будет сложным, потому что в мире существует около 50 тысяч профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу, будущее, в широком смысле этого слова.

3. Знакомимся с профессиями

-Что такое профессия? Как вы понимаете значение этого слова?

Профессия (от лат.pгоfеssio — объявляю своим делом) — это деятельность, направленная на пользу обществу, требующая профессионального обучения и выполняемая за вознаграждение (зарплату). Профессия объединяет группу родственных специальностей. - Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём: «Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющийся источником существования».

- Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.

Специальность (от лат. species — род,вид) — вид занятия в рамках одной профессии.

На работу в школу берут не просто учителя, а специалиста по определенному предмету — историка, математика, физика, химика, филолога.

-К выбору специализации можно приступать, когда выбрал профессию.

Иногда профессию и специальность путают с должностью.

Должность это трудовой пост, определяющий положение работника в организации. Обязанности, права и ответственность работника зафиксированы в должностной инструкции. Должность не всегда связана с профессией: должность «главный врач» может занимать только врач, а вот министром, к сожалению, может быть человек, не знакомый со спецификой руководимого им министерства.

- Я буду называть слова , а вы скажете, какие из них обозначают профессии, специальности и должности?

Инженер(п), конструктор,  директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

В древности каждое занятие в глазах людей имело божественного покровителя.

Так, у греков Аполлон был богом искусств и ремесел, Арес, или Марс — богом войны,

Деметра — богиней земледелия, Афина — богиней науки, Асклепий — богом врачевания,  Гефест — богом кузнечного ремесла. Афина — древнегреческая богиня науки Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла.

- Что же во все времена вызывало и вызывает уважение к человеку той или иной профессии? Подсказкой вам будут следующее стихотворение:

Странное дело

Странное дело, а может быть нет.

Жил-был на свете когда-то сапожник.

Был он сапожником 45 лет,

Но про него говорили: «Художник!»

Странное дело, а может быть нет.

Жил-был на свете когда-то художник.

Был он художником 70 лет,

Но про него говорили: «Сапожник».

Странное дело, а может быть нет.

                                           (Р. Сеф)

- В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»?

-Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом?

- Кто вызывает уважение? ( Высокая квалификация мастера, а не характер его деятельности т.е. не важно кто, а важно как трудиться, относится к делу).

- В Международном стандарте классификаций профессий описано 9 333 профессии. В Российский квалификационный справочник включено 7 000 профессий и специальностей.

Каждый год исчезают и возникают десятки новых, точно так же, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской — эту работу теперь выполняет стиральная машина. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. В наше время большая редкость — пишущая машинка. Ее заменил компьютер с клавиатурой. Поэтому профессия машинистки изменилась: сейчас недостаточно просто набирать текст — надо быть уверенным пользователем ПК.

В реальности жителю большого города приходится выбирать «всего-навсего» из

пары тысяч профессий, востребованных в регионе.

Наряду с обычными профессиями существует немало необычных занятий. Но о них мы расскажем чуть позже. А пока я хочу предоставить слово нашей гостье Ирине Ивановне Василенко, которая вам хорошо знакома. Она приглашена, чтобы рассказать нам о своей необычной и очень интересной  профессии (бактериолог ФГУЗЭ Центра гигиены и эпидемиологии в Ипатовском районе)

4. Рассказ гостьи, презентация профессии. 

  • Довольны ли вы своей профессией?
  • Кто повлиял на ваш выбор? (Родители, учителя, друзья, книги, фильмы)
  • Как вы думаете, что надо учитывать при выборе профессии?
  • Является ли Ваша профессия продолжением профессиональной династии?
  • Какими качествами надо обладать, чтобы успешно трудиться в этой области?

Может быть кто-то из вас, прослушав информацию, заинтересовался и захочет выбрать эту специальность в будущем

2.Анкетирование (Звучит музыка)

Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости):

1.________________________________    

6._____________________________

2.________________________________            

7._____________________________

3.________________________________      

8.____________________________

4.________________________________        

9.____________________________

5._________________________________

10.___________________________

  • Назовите преимущества вашей будущей профессии.
  • Назовите минусы вашей будущей профессии
  • Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в выбранной вами профессии.
  • Назовите ваши качества характера, которые могут помешать

приобрести вам выбранную профессию

  • Что или кто оказывает наибольшее влияние на выбор вашей будущей профессии?
  • родители
  • знакомые
  • родственники
  • книги, фильмы
  • педагоги
  • жизненные обстоятельства
  • друзья
  • ваше собственное желание реализовать свои интересы и способности

(Анализ анкет)

5. Отчёт творческих групп.

1)Первая группа составляла список «Самые забытые профессии». 

Несомненным является то, что очень многие профессии ушли в историю. Вот только некоторые из них: банкоброшник, глашатай, гонтарь, гужевник, комашник, лирник, лудильщик, стельмах, тапёр, конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

БАНКОБРОШНИК трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша — машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.

ГОНТАРИ покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов — гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.

ГУЖЕВНИК делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.

КОМАШНИКИ пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.

2)Вторая группа - «Самые модные профессии».

«Самые модные профессии». Самыми модными, на наш взгляд, являются следующие профессии6 юрист, вийзажист, ландшафтный дизайнер, строитель …( назвать 2-3 профессии)

Одной из самых модных профессий на протяжении уже многих лет остаётся профессия юриста. Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.

Первыми юристами можно назвать римских жрецов — понтификов. Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной  профессиональной юридической деятельностью — судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.

3)Третья группа - «Профессии, которые нужны всегда».

Но вопреки изменчивости мира существует целый ряд профессий, без которых существование человечества немыслимо во все времена.

«Профессии, которые нужны всегда»: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик (дополнить список)

Одной из самых нужных во все времена профессий, несомненно, является профессия врача. Доктор – это самый первый человек, с которым мы встречаемся, появляясь на свет.

4)Четвертая группа - «Самые отважные профессии». 

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Профессия "пожарный" - очень древняя. Первые пожарные появились в Древнем Китае. По причине густонаселенности там же начали строить первые специальные каналы, которые являлись первыми противопожарными средствами.

 

5.   Игровое упражнение «Кто есть кто» (физкультминутка)

Процедура игры следующая:

1. Перед началом игры ведущий выписывает на листочке 10-15 профессий.

2. Затем ведущий объясняет правила  поведения игры: « Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».

3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

«Дельный» совет

- Нет, ребята. Где вы нашли такие профессии?  На них надо учиться, учиться, учиться, а потом ещё и работать, работать, работать… Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу - могу- надо». Хочу быть веб-дизайнером, потому что не знаю , что это такое, могу быть провизором (провизию всякую обожаю), а надо мне, ребята, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своём профессиональном гороскопе. Раз надо, ребята, значит, надо. Профессия нужная, а главное – полезная. Сиди и смотри себе кино с утра до вечера. Так что ребята, никого не слушайте. Изучайте гороскопы!

   - Спасибо . Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот дельный совет? Кто такой веб-дизайнер? Что делает провизор с провизией? Должен ли кинолог смотреть кино с утра до вечера? И нужно ли выбирать профессию по гороскопу?

      КОММЕНТАРИИ:

   - Веб-дизайнер – это специалист по созданию  Интернет-сайтов.

   - Провизор – специалист по производству, хранению и продаже лекарств.

   - Кинолог- специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак.

8. Необычные профессии

Подбиратель мячей. Следит, чтобы мячики для гольфа не оставались на поле после игры.

Коровий педикюрщик. Плохое состояние копыт может сказаться на самочувствии коровы, поэтому на элитных фермах за этим следят подразделения сотрудников.

Испытатель мебели. Конечно, столы и книжные полки не тестируют, а стулья, кровати и кресла в крупных дизайнерских фирмах и на мебельных фабриках — обязательно.

Несколько лет назад власти Австралии и одна туристическая компания объявили международный конкурс на замещение вакансии смотрителя тропического острова, входящего в Большой барьерный риф.

Разглаживатель морщин. Сотрудник элитных обувных магазинов, в обязанности которого входит разглаживание морщинок и складок, образующихся на обуви после при-

мерки.

Нюхатель яиц. Редкая работа, востребованная в элитных кондитерских и ресторанах. Этот человек следит за тем, чтобы в пищу не попали испорченные яйца.

Наемный родственник. Служба по предоставлению наемных друзей и родственников действует в Китае. Туда обращаются перед свадьбой, днем рождения или другим тор-

жеством, на котором должно быть много людей для поддержания статуса.

Очередник. В Британии зарегистрирована фирма, сотрудники которой готовы отстоять за вас любую очередь до победного конца.

Переворачиватель пингвинов. Пингвины, обитающие вблизи полярных станций, живо реагируют на вертолеты — задирают голову и поэтому нередко заваливаются на спину. Перевернуться и встать самостоятельно пингвины не могут, поэтому к ним на помощь приходит специалист.

9.   Подведение итогов (рефлексия)

- Делаем вывод. Одобряете ли вы профессиональный выбор ваших одноклассников?

К какой группе по нашей классификации в основном принадлежат профессии, о которых вы сейчас мечтаете? - Способно ли будет жить общество, если все будут выбирать род деятельности только в соответствии с веяниями изменчивой моды?

-  Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Какие факты вас удивили? Что именно запомнилось? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами классного часа?

- Давайте подведём итог нашего занятия. Для этого воспользуйтесь фразами:

"Я узнал:", "Я удивился:", "Я запомнил:" и выскажите свое мнение.

УЧИТЕЛЬ:  Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами, которые формируются в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке — в том объеме и на том уровне, на каком возможно: в олимпиадах, кружках, секциях, студиях. «Ищите себя! Найдите себя!» У вас все получится.

Беседу о выборе профессии мы продолжим на следующих классных часах. А вам будет задание:

- К какому типу относятся профессии ваших родителей и родственников? Поинтересуйтесь, чем взрослые руководствовались при выборе профессии. Довольны ли они своим выбором?

Классный час закончен. Всем спасибо.

Литература: М.Ф. Шевченко, Тренинг «Профориентация для старшеклассников», издательство «Речь», Санкт- Петербург, 2007 год.

Я.В. Голубева, Проблемные классные часы 10-11 класс методическое пособие, издательство «Учитель»,Волгоград,2006 год.

Классные часы: 9класс / Авт-сост.В.А.Давыдова. М.:ВАКО,2008

М.А.Алоева, В.Е.Бейсова Класные часы и родительские собрания в 7-9 классах, издательство «Феникс», Ростов н/Д, 2005

РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на свои желания, склонности, семейные традиции и т.д. Но не нужно также забывать и об обществе, которое нас окружает, о стране, в которой живем, т.е. об окружающих условиях.

Игра «Необитаемый остров»

Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Вам предлагается поработать несколько минут в группах и составить список профессий, жизненно необходимых для выживания и дальнейшей жизни на этом острове.

Дети работают в группах, составляя список профессий, необходимых для выживания на острове (включить музыку)

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

 

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Старайтесь избежать этих ошибок при выборе профессии, и чтобы в вашей жизни не наступило разочарования в своём выборе, хочу сказать вам СЛАЙД 33. : «Ищите себя! Найдите себя!» И не гонитесь за модой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»...

Классный час по теме "Ты и твоя будущая профессия"

Разработка классного часа для обучающихся 9 класса...

Классный час на тему: "Ты и твоя будущая профессия"

Информация для классных руководителей...

Классный час на тему "Ты и твоя будущая профессия"

Основные понятия определений по теме классного часаФормула "Хочу-Могу-Надо"Типы профессийТест с ключем...

Открытый классный час на тему: "Наркотик уничтожит твою душу, разрушит тело, лишит тебя свободы"

Цели:Воспитание правильных качеств – стремление к здоровому образу жизни.Воспитание активного неприятия к наркотическим веществам.Установление пробелов в знаниях о вреде наркомании и росту самос...

Классный час на тему: "Здоровье - в твоих руках"

Здоровье - гласная ценность человека....

Конспект классного часа на тему «Корни рода твоего»

час общения на тему «Семейные традиции» для обучающихся 12-14лет, целью которого является  расширение  представления учащихся  о семейных традициях; развитие  любознате...