Урок мужества
методическая разработка (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок мужества «Гордимся славою героев»
Герой никогда не умрёт - он вечно в народе живёт.
Цель: подвести к пониманию того, что «в жизни всегда есть место подвигу»
Задачи:
раскрыть образ героя на примерах из современной жизни;
воспитывать чувство гордости за героев, которые живут среди нас
Оборудование: презентационный материал, фотографии пионеров-героев, заготовка стенгазеты «Герой-это.
Сценарий урока
- Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
От льдов Невы -
До поля Куликова,
От Куликова -
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.
Найдите определение слова подвиг?
Ответ 1 группы: можно сказать, что подвиг – это героический поступок человека. совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. иногда любовь. подвиг – это в какой-то мере готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.
Ответ 2 группы: подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других
Ответ 3 и 4 групп совпал: подвиг - это когда чувство любви к родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой!
Учитель: Подвиг может совершить человек, который понимает, что такое совесть, честь и долг. Самый большой подвиг состоит в том, чтобы всегда оставаться верным своим убеждениям, своей мечте, уметь отстаивать свои убеждения, бороться за эту мечту. Есть подвиг, как вспышка , как яркий факел, но есть и другой подвиг, внешне не броский, повседневный. И длится он не секунды, минуты, а недели, месяцы, годы. И проявляется в самоотверженном труде, требующем от человека высочайшего напряжения духовных и физических сил, нередко сопряжённого с опасностью, риском. Подвиг – это мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми.
В разные времена понятие о подвиге были различными:
В рабовладельческом строе героями считали полководцев, которые покоряли другие страны, завоёвывали рабов обогащали господствующий класс.
В эпоху феодализма – это смелый рыцарь, в совершенстве владеющий оружием, жестокий и доблестный в бою, до конца верный своим союзникам и друзьям.
Буржуазия создаёт своих героев – это решительные купцы-мореходы, пересекающие океаны и хорошо владеющие оружием, наёмные капитаны, полу пираты-полу разбойники, добывающие своим хозяевам новые земли, новые богатства.
Фашистская мораль при подносит нам куда более страшный облик: человек-зверь, убивающий «по праву сильного» всех, кто слабее: женщин, детей, стариков. В этом «герое» нет ничего человеческого. Сильным он оказывается лишь со слабыми, а в трудных условиях становится жалок и отвратителен.
Многих героев Великой Отечественной войны мы не знаем, а ещё больше осталось неизвестных в тылу врага! Эти люди совершили подвиг на войне во имя спасения жизни других людей.
Гражданский подвиг может быть даже труднее, чем подвиг на войне.
А поступить честно – это просто всегда? А уличить человека во лжи – это просто, если это ваш друг? А если кто-то ворует, а ты стоишь и молчишь, не желая выдать одноклассника? А знаете ли вы что человек, который был рядом, когда совершали преступление и смолчавший – является участником преступления? А обстановка трусливого молчания развязывает руки клеветнику и хулигану.
А смелость и критика создаёт невыносимую обстановку для подлости. А трусливое молчание – соучастие подлости. Но надо быть мужественными, чтобы признать свою ошибку или остановить негодяя! А подвиги возможны и в быту и в семье и во всех будничных делах!
- Александр Аверкиев
Родился 27 февраля 1980 года в городе Новочеркасске Ростовской области. Принадлежит к казачьему роду Аверкиев.. После 9-го класса средней школы № 9 поступил в профессионально-техническое училище № 52 по специальности «слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей». В июне 1998 года был призван на срочную службу во внутренние войска МВД России.
Сначала его направили служить в город Армавир, потом, после расформирования части, попал в город-курорт Сочи. Нёс патрульную службу на улицах города. Затем были два с половиной месяца вДагестане. В район боевых действий на территории Чеченской республики был направлен 25 октября 1999 года.
9 января 2000 года по маршруту Шали — Аргун — Гудермес выдвинулась тыловая колонна внутренних войск из 23 грузовиков. В сопровождение выделили три бронетранспортёра. В экипаж головного БТР входил рядовой Аверкиев. В районе населённого пункта Мескер-Юрта колонна была обстреляна чеченскими боевиками. Сразу начали гореть первый и последний КамАЗы, перекрыв дорогу остальным. Александр огнём из своего пулемёта заставил залечь атакующих бандитов, уничтожил пулемётный расчёт. Это позволило бронетранспортёру и четырём автомашинам из колонны прорваться в направлении населённого пункта Джалка.
Но вскоре они нарвались на новую засаду. Около 250 боевиков стали окружать группу, подожгли БТР. Экипаж покинул технику и занял круговую оборону. Аверкиев, понимая тяжесть создавшегося положения, вернулся в горящий бронетранспортёр и открыл огонь по наседавшим боевикам. До последнего патрона, до последнего дыхания рядовой Аверкиев сдерживал нападавших, прикрывая сослуживцев. Уцелевшие машины увозили раненых из-под обстрела. Александр не смог выбраться из БТРа и заживо сгорел в пылающей машине, но своими действиями помог сослуживцам выйти из окружения.
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, рядовому Аверкиеву Александру Александровичу присвоено высокое звание Героя Российской Федерации посмертно.
Принято считать, что место героизму есть только на войне. Но экстремальные обстоятельства нередко случаются в привычном, размеренном ритме наших будней. Нетипичные, нестандартные, часто драматические и даже опасные для здоровья и жизни, они заставляют человека сделать выбор: «не заметить» эти обстоятельства или «вмешаться» в них, чтобы спасти чужую жизнь.
Мы, не можем не вспомнить и о тех, кто погиб в мирное время при исполнении воинского долга. И неважно, в какой точке солдат нес службу, важно, что он, честно выполнял свой конституционный долг, служил своему Отечеству.
Сергей Солнечников
28 марта 2012 года во время учений один из солдат, проходивших военную службу по призыву (19-летний рядовой Максим Журавлёв), из положения «стоя» неудачно бросил гранату РГД-5. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату[5]. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью, — разрыва селезёнки и печени, осколочных ранений сердца и лёгких.
На следующий день после гибели Сергея Солнечникова было возбуждено уголовное дело по данному факту. Военно-следственный отдел по Белогорскому гарнизону приступил к предварительному расследованию всех обстоятельств случившегося.
2 апреля 2012 года С. А. Солнечников с воинскими почестями похоронен на городском кладбище № 2 в городе Волжский Волгоградской области, в котором проживают его родители и родная сестра.
3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)
Война, война… Кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин…
Всех убиенных в войнах, и не в войнах
Мы вспомним и минуту помолчим…
Минута молчания
(2): Не только военнослужащие, но и люди любых других профессий могут оказаться в экстремальной ситуации – ситуации, которая потребует от них решительности и мужества.
А.А. Зубков
Ученик (1): Январским утром пара самолетов Ту-142М уходила на маршрут. Предстояло вести поиск подводных лодок в районе Норвежского моря. В экипаже ведомого, майора Анатолия Зубкова, никто и предположить не мог, что обычный полет может закончиться для них летным происшествием, которое запомнится на всю оставшуюся жизнь.
Ученик (2): Взрыв прозвучал перед самой посадкой…. Тяжелую четырехмоторную машину тряхнуло как пушинку. Взрыв керосиновых паров разворотил часть левой плоскости. На оценку обстановки и принятие решения командиру в таких ситуациях отпускаются лишь секунды. Майору Зубкову их хватило. Ночью, в сложных метеорологических условиях он и его экипаж, проявив хладнокровие, выдержку, высокие морально-психологические и профессиональные качества благополучно произвели посадку на своем аэродроме.
Ученик (3): За проявленный героизм, находчивость майор Анатолий Александрович Зубков награжден орденом Красной Звезды, его экипаж – медалями «За боевые заслуги».
Кл. рук): Наша встреча посвящается героям. А понятия «герой» и «подвиг» нераздельны. Что же такое подвиг? Это, наверное, в первую очередь готовность до конца выполнять свой ратный долг - защита Отечества и его граждан. А еще подвиг это готовность защитить близких тебе людей: отца, мать, сестренку, брата, девушку, защитить свой дом, все то, что ты любишь и чем дорожишь.
(Слайд 4. На экране фотография 12-и летней школьницы Лизы Хомутовой)
Библиотекарь (2): Посмотрите на экран. Перед вами фотография 12-ти летней девочки. Несколько лет назад Президент РФ подписал указ о награждении школьницы из г. Владимира Елизаветы Хомутовой медалью "За спасение погибавших". Лиза спасла своего младшего брата, который упал в прорубь. Лиза вместе с родителями и 6-и летним братом Сашей проводили новогодние праздники в деревне. Дети отправились на соседний пруд. Надо было очистить его от снега, чтобы покататься на коньках. А накануне сосед прорубил прорубь. За ночь ее присыпало. Снегоуборочная машина чистила снег, а братом с сестрой разгребали его лопатами. Саша замерз и пошел домой, не заметил прорубь и провалился в воду. Из-за гудевшей машины не было слышно, как он кричал. Лиза обернулась и увидела, что Саша тонет. Девочка тут же бросилась к проруби. Легла на лед и начала вытаскивать брата из воды.
- Как вытащила, сама не представляю! - удивляется девочка. - На уроках ОБЖ мы спасение утопающих не проходили. Да и испугалась я тогда очень сильно, не думала о том, как надо спасать. Помню только, что решила не садиться, сразу поняла, что так сама свалюсь в прорубь.
Лиза вытащила брата. В этот момент к проруби подбежал дедушка, который как раз шел за водой с ведрами. Вместе они дотащили Сашу до дома, раздели и положили на печь. Теперь Лиза - героиня и дома, и в 9-й школе, в которой училась, и на заводе "Электроприбор", где работают ее родители.
Герой совершает поступок. Такой поступок, на который отважится далеко не каждый, пожалуй, даже единицы. Этих доблестных людей награждают медалями, орденами, а если без всяких знаков – человеческой памятью и неизбывной благодарностью. Самый молодой гражданин России, ставший кавалером ордена Мужества, – Женя Табаков. Возможно, это и правильно – соизмерять подвиг и государственные награды. Но не слишком ли блеклы эти знаки, когда цена за них жизнь ребенка. Жене Табакову было всего лишь семь, когда его храброе сердце остановилось.
2. Ученик:
Евгений Евгеньевич Табаков (6 марта 2001 — 28 ноября 2008) — российский мальчик, погибший при защите сестры от насильника. Награждён орденом Мужества (посмертно). Самый молодой гражданин России, удостоенный государственной награды.
Возможно, это и правильно – соизмерять подвиг и государственные награды. Но не слишком ли блеклы эти знаки, когда цена за них жизнь ребенка. Жене Табакову было всего лишь семь, когда его храброе сердце остановилось...
3. Ученик:
«Он был учащимся начальной школы,
Любил сестрёнку старшую свою.
Кто виноват, что смерть пришла так скоро,
Кого винить в этом? Судьбу?
С сестрой он возвращается из школы,
Сегодня день такой же как всегда,
Сегодня он, по-прежнему, весёлый!
Увы, не знал, что ждёт его беда.»
(Можевитена Кристина, 11 класс, с. Ямкино, МОУ СОШ №45)
4. Учитель:
История, потрясшая тогда всю страну, случилась в военном городке Ногинск-9. В квартире Табаковых раздался звонок. Дома были только Женя и его двенадцатилетняя сестра Яна. Девочка открыла дверь, нисколько не насторожившись, – звонивший представился почтальоном, а поскольку в закрытом городке крайне редко появлялся кто-то чужой, Яна впустила мужчину.
Незнакомец схватил ее, приставил нож к горлу и стал требовать деньги. Девочка вырывалась и плакала, грабитель приказал искать деньги ее младшему брату, а в это время стал раздевать Яну.
Женя не мог так просто оставить сестру. Он ушел на кухню, взял нож и с разбегу вонзил его в поясницу преступнику. От боли насильник упал и выпустил Яну. Но детскими руками справиться с рецидивистом было невозможно.
Преступник поднялся, накинулся на Женю и несколько раз ударил его ножом. Позже эксперты насчитали на теле мальчика восемь колотых ран, несовместимых с жизнью.
Сестра стучала соседям, просила вызвать милицию. Услышав шум, насильник пытался скрыться. Но его кровоточащая рана оставляла след. Далеко уйти не удалось. Преступником оказался Сергей Анатольевич Кияшко, 1975 года рождения, ранее неоднократно судимый. На территории военного городка проживала его приёмная семья. За день до судебных слушаний рецидивист Кияшко был найден повешенным в собственной камере.
Орден Мужества за сына получала Женина мама, Галина Петровна. Награждавшие отмечали, что подвиг мальчика – это поступок человека с сформировавшейся жизненной позицией. Это поступок настоящего русского солдата, который сделает все, чтобы защитить свою семью и свой дом.
Женя Табаков – орден Мужества и премию «Выбор», правда, посмертно. Его именем названа родная школа, в его честь сложили песню, открыли мемориальную доску и поставили памятник.
5. Учитель: Ребята как вы можете охарактеризовать поступок Жени?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Знаете ли вы о каких –либо людях совершивших подвиг?
6. Ученик:
Остались еще горькие воспоминания о мужественном поступке, который стоил ребенку жизни. И понимание того, что героизм одних людей – это, довольно часто, результат небрежности или безалаберности других. В данном случае – «законодателей», почему-то ставящих жизнь и интересы преступника выше, чем жизнь и интересы жертвы, лишая последнюю неотъем
В Татарстане наградили 12-летнего подростка. Посмертно. Орден Мужества получил отец, сам герой Чечни. В начале мая его сын, Данил Садыков, в Набережных Челнах спас от смерти 9-летнего мальчика. Ребёнок попал в фонтан, вода в котором была под высоким напряжением. Все кричали, призывая на помощь. Но решился лишь один Данил.
Он спас ребёнка, заплатив за это жизнью. Приехавшие медики констатировали смерть. О мужестве не по годам – в репортаже Леонида Муравьёва:
Мужество у Садыковых в крови. Глава семейства – Айдар – прошел первую чеченскую кампанию. Воевал в 1995 под Грозным. Есть медали, сегодня он получает орден. Вместо сына. 12-летний Данил, житель Набережных Челнов, удостоен этой награды посмертно. За проявленное мужество и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях. Орден Мужества семье героя вручает Александр Бастрыкин. Председатель Следственного Комитета России был так тронут этой историей, что лично ходатайствовал перед президентом о награждении.
Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ: «Этот мальчик совершил самоотверженный, героический поступок, на который не каждый мужчина способен».
Все кричали «помогите», но в воду прыгнул только Данил. 5 мая в Набережных Челнах произошла трагедия – девятилетний Андрей Чурбанов упал в фонтан, вода в котором оказалась под напряжением. 380 вольт, как потом выяснят следователи. Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Наталья Садыкова, мама Данила, едва сдерживает слезы, крепко сжимая в руке награду. Ее сын стал бы самым молодым кавалером Ордена Мужества в Татарстане. За то, чтобы награду вручили, подписались 10 тысяч жителей республики.
Сегодня власти заверили, что подвиг юного челнинца не забудут. В школе, где учился Данил, уже открылся музей. Экспонатов не много, это личные вещи мальчика – тетради, учебники, игрушки. Первого сентября в учебных заведениях Татарстана пройдут классные часы на тему: «Герой нашего времени». И там обязательно расскажут о подвиге Данила Садыкова
( На экране фотография Дениса Морозова)
Библиотекарь (1): Жителю поселка Нагорный - пригород Ижевска, Денису Морозову 26 лет. Этот молодой мужчина, рискуя собственной жизнью, спас на пожаре пять человек.
В восьмиквартирном двухэтажном жилом доме около трех часов ночи начался пожар. В доме находились 16 человек, среди них 4 детей. Молодая мама, проживающая в этом доме, проснулась, разбудила детей и своего отца, а затем бросилась за помощью к брату Денису Морозову, который живет в соседнем доме.
Денис быстро оделся и побежал в горящий дом. На тот момент в коридоре уже было плотное задымление, огонь распространялся на соседние квартиры и через деревянные перекрытия перебирался на второй этаж. Денис сообразил, пока лестницы на второй этаж целы, надо в первую очередь спасать людей оттуда. Медлить было нельзя. Он побежал на второй этаж проверять квартиры. Едкий плотный дым не давал дышать, глаза слезились. Мужчина действовал практически на ощупь: «Накинул на себя телогрейку и, прикрывая воротником нос и рот, колотил в двери, будил всех и кричал, чтобы быстрее выбегали из дома. Кто-то сам открывал, у кого-то дверь приходилось выламывать». В одной из квартир Денис обнаружил 61-летнюю пенсионерку, которая являлась инвалидом и плохо передвигалась. Вместе с ней находился 13-летний внук. Денис схватил женщину на руки и вынес её с внуком на улицу в безопасную зону. Затем кто-то из соседей крикнул, что на втором этаже остался еще один 56-летний мужчина – инвалид, который мог передвигаться только на костылях. Войдя в квартиру, Денис увидел, что на кровати спит мужчина. Денис подхватил его на руки и вынес на улицу.
Убедившись, что на втором этаже никого не осталось, Денис спустился на первый. Попытался попасть в горящую квартиру, но, открыв дверь, наткнулся на высокую температуру и открытый огонь, опалил себе волосы на голове. После, выбив дверь другой квартиры, Денис помог выйти еще двум пенсионерам – 67 и 63 лет. Только убедившись, что в доме никого не осталось, Денис сам вышел на улицу.
За отвагу на пожаре Денис Морозов представлен к медали МЧС России.
Кл.рук (2): В известном фильме режиссера Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен» главный герой составлял для себя распорядок дня. С10 до 12 часов знаменитый барон отводил время для подвигов. Но это в сказке. В реальной жизни человек, совершающий подвиг, не думает о том, что совершает подвиг, не думает о награде и тем более, ничего не планирует. Оказавшись в нестандартной драматической ситуации, он делает все, чтобы спасти чужую жизнь.
В нашей великой стране миллионы смелых, неравнодушных людей, способных протянуть руку помощи попавшему в беду.
Кл.рук (1): Колоссальные усилия силы духа, мужества, стойкости, геройства русского народа потребовались для того, чтобы сохранить независимость нашей любимой Родины. Нам есть что помнить, и есть чем гордиться! И если мы будем жизнь свою равнять на таких Героев – спасителей Отечества, наша Земля будет в безопасности.
И вечно тем сильна моя страна
Что никого нигде не унижала
Ведь доброта сильнее, чем война
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима
Учитель: В завершении нашего разговора я хотела бы вас попросить закончить предложение: Герой – это…. Перед вами на столах лежат звезды, на которых вы напишите свои рассуждения.
Рефлексия
- Сегодняшний наш разговор для вас важен?
- Что лично для себя каждый из вас возьмет из урока?
Настоящий героизм не тот, что рассчитан на награду, а тот, что совершается бескорыстно, во имя более высоких целей, которыми могут быть и чистая любовь к отдельному человеку, и любовь к народу, и ненависть к врагам, напавшим на Родину.
У подвига и у героев нет возраста. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой
Учитель: В завершении нашего разговора я хотела бы вас попросить закончить предложение: Герой – это…. Перед вами на столах лежат звезды, на которых вы напишите свои рассуждения. (потом звезды прикрепить к доске скотчем)
(пока дети пишут, звучит песня «Закаты алые»)
Заключительное слово: Пройдут века, но Россия непременно выстоит, сохранится, а значит, не изгладятся из памяти её граждан святые и священные имена Героев которые создавали, защищали и укрепляли нашу великую державу. «НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ » Ребята, помните, пожалуйста эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Этот история нашей страны и другой она уже быть не может.
А сейчас нам бы хотелось вручить всем сегодняшним гостям георгиевские ленточки, как символ патриотизма и мужества русского народа. Пусть эти ленточки напоминают вам о нашем мероприятии. Спасибо за участие и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"
Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....
Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"
«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...
Урок мужества "О мужестве, долге, чести."
Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...
урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "
День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....
Урок мужества по теме: «Детство и мужество»
Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....
Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".
Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...