Культура общения подростка
методическая разработка (8 класс) на тему
Цель: обсудить проблему воспитания культуры общения подростка; определить роль семьи в воспитании культуры общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektoriy_1.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекторий №1. Культура общения подростка
Цель: обсудить проблему воспитания культуры общения подростка; определить роль семьи в воспитании культуры общения.
Межличностное (свободное) общение на основе взаимодействия с друзьями, близкими людьми, родителями. Цель свободного общения – создание и поддержание эмоционально удовлетворяющих взаимоотношений. Знакомство, приятельство, дружба. Свой круг общения. Сферы общения: сверстники своего и противоположного пола, младшего и старшего возраста, взрослые. Ролевое общение, осуществляемое в различных видах деятельности. Товарищеское общение. Содержание общения подростка. Внутренний и внешний диалог. Фактический, информационный, дискуссионный, исповедальный диалог. Речь как основное средство общения. Качества речи. Жаргонные слова. Кризисные явления в сфере общения. Поиск общения со сверстниками. Собственное «Я» в общении. Доверительное общение со взрослыми.
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы!
Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Стержень ломается, ржавеет, и любимые люди становятся злейшими врагами. А нужно учиться уступать друг другу, учиться прощать. Ведь мы же люди, мы умеем говорить, значит нужно говорить вслух; часто из-за недомолвок возникает недопонимание.
- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.
Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.(слайд3) Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты.
Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.
Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка. (слайд4)
С взрослением детей часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и противоречия между членами семьи выходят наружу. Начинается психологическое отделение ребенка от родителей, противопоставление себя им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать своих родителей и других взрослых. Все эти годы многие из вас не замечали изменений в ребенке, или не хотели замечать, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут все летит кувырком. Почему так происходит? Давайте сегодня мы вместе ответим на этот вопрос и постараемся если не предотвратить, то хотя бы смягчить классический конфликт между отцами и детьми. При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.
В этот сложный для ребенка период он отдаляется от семьи и может сблизиться с посторонними людьми. Являясь классным руководителем детей, которым уже исполнилось 15 лет, я стараюсь, стать для них именно таким человеком, которому они могли бы доверить свои проблемы и обиды. Перед этой встречей с вами мы провели беседу с учениками на тему: «Что вы хотите сказать своим родителям, но боитесь?». Итоги этого разговора вы видите на диаграмме. Теперь вам понятно, на что ваши дети обижаются. Общий итог опроса таков:
На первом месте: безразличие к делам и проблемам.
Второе место: чрезмерная строгость и придирчивость.
Третье место: чрезмерная опека, множество запретов и контроль.
Четвертое место: нечестность, невыполнение обещаний.
Пятое место: грубость, крик, оскорбление.
Шестое место: несправедливость, незаслуженность наказания.
Седьмое место: рукоприкладство, телесные наказания. Об этом поговорим особо.(слайд5)
Запреты и наказания не лучший метод воспитания, они вызывают ожесточенность, злобу, желание отомстить. «Ты плохая мать» — что может быть хуже такой фразы 16 – летнего сына?
Или: «Ты как отец ни куда не годишься!» Если вы уже слышали это, можете считать, что между вами и ребенком потерян контакт, а может, его никогда и не было. Можно с уверенностью утверждать, что слабая взаимосвязь родителей и детей в делах и мыслях, чувствах друг друга создает негативное отношение друг к другу. Дети разочаровываются в общении и переносят свое негативное отношение к родителям на весь мир взрослых людей, в том числе и на преподавателей.
Приглашение к диалогу. Обсуждение вопросов:
Вопросы для родителей разработаны после беседы с учениками на тему: «Что вы хотите сказать своим родителям, но боитесь это сделать».
1.В чем Вы видите цель своего воспитания?
2. Какие трудности в воспитании ребенка Вы испытываете?
3.Укажите, что действует на вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то другое?
4.Сколько времени ежедневно Вы уделяете своему ребенку?
5.Как Вы считаете, влияет ли на формирование личности ребенка полная семья или нет?
6. Доверяет ли вам ваш ребенок?
7. Разрешаете ли вы приводить в дом друзей?
8. В каких вопросах Вы не доверяете своему ребенку?
.
9. Часто ли Вы советуетесь со своими детьми или принимаете решение самостоятельно?
10.Знаете ли Вы страхи своего ребенка?
11.Можете ли Вы извиниться перед ребенком, если несправедливо обидели?
(слайд6)
Прежде чем делать замечания ребенку, постарайтесь ответить на вопросы:
В каком эмоциональном состоянии я нахожусь?
Что дает ребенку и мне мое замечание?
Хватит ли мне времени не только отругать ребенка, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?
Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?
(постараться расположить родителей к откровенной беседе)
1). Что такое конфликт?(слайд7)
Предложить родителям ответить на данный вопрос.
Конфликт – это …………………….
На доске после обсуждения.
Конфликт – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликта.
Спор – это пережевывание противоречий для усвоения содержащихся в них истин. (В.Г.Кротов)
2). Конфликты «трудного» возраста.
Предложить родителям ответить на данный вопрос.
А) Причиной конфликта может быть — ………………………….
Б) Чаще всего поводом для конфликта может быть - .……….
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКАМИ(слайд8)
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению
3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым
2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы
3. Проецирование поведения ребенка на себя и в его возрасте
4. Борьба за собственную власть и авторитетность
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка
6. Неподтверждение родительских ожиданий
Умение разрешать проблемы и конфликты.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к более серьезным проблемам:
Предложить родителям ответить на данный вопрос.
Конфликт может привести к …………………………………….
* Проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
* Проблемы психологического плана (уход в себя, в свою
душевную боль, изменение характера человека, психическое
расстройство, суицид и т.д);
* Проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря
работы, потеря себя).
Предложить родителям ответить на данный вопрос.
Для того, чтобы избежать конфликт, нужно…………………
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.
Это умение:
1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу».
2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера.
3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Обсуждение ситуаций.
Ситуация №1.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит пойду работать»
Как поступит в такой ситуации?
Ситуация №2.
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобной конфликте?
Обсуждение данных видов конфликтов.
Может, кто — то хочет продлить список конфликтов, которые есть в вашей семье?
Ваши дети прекрасно понимают ошибки своего поведения, готовы признать их, а самое главное они — готовы к взрослому диалогу и даже настаивают на этом.
Отрадно, что у нас в классе есть семьи, где говорят обо всем, на любую тему, делая только поправку на возраст ребенка, ставя наболевшие вопросы и учась их решать вместе. Есть семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как можно выйти из трудной ситуации, из конфликта. И это очень хорошо.
В таких семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы, ожесточения, без непримиримых противоречий.
Подводя итог нашей встречи, скажу, что я сегодня убедилась на примере своего класса: дети, у которых с родителями дружеские и доверительные отношения, становятся лидерами в классе. Скорее всего, потому что они чувствуют поддержку со стороны родителей, у них хорошие отношения с преподавателями, терпимое отношение к конфликтам, они стараются их улаживать по — взрослому, самостоятельно.
Проблема педагога в том, что он не может сделать семью авторитетом для ребенка. Авторитет нужно заслужить. Чаще всего мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам. «Памятка родителям от ребенка» — это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и очевидное приглашение взрослых к диалогу.
Мы с вами поговорили на очень серьезную тему. Но нужно помнить, что в жизни есть еще и смех. Это важный помощник не только в нашей школьной жизни, но и в воспитании.
«Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой».
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Воспитание культуры общения подростков"
Программа является продолжением программы, начатой в 2004 г, посвященной воспитанию общения у младших школьников....
«Культура общения подростка. Путь к согласию, или как разрешить конфликт»
Родительское собрание в 9 классе....
Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»
Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...
Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"
Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчив...
Культура общения подростков.
Материал публичного выступления учащегося на уроке русского языка содержит целеполагание к учебной деятельности, определение и решение учебной задачи. Исследование интернет-ресурсов позвол...
Лекторий для родителей "Культура общения подростка"
Данный лекторий презназначен для обучения родителей...
Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения. Формирование разностороннее развитой ли...