Классный час «Сопереживание товарищам в радости и в горе»
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Сопереживание товарищам в радости и в горе» (беседа-диалог)
Цели и задачи:
- Воспитывать чувство сопереживания товарищам в их беседах, умение разделить с ними радость;
- Прививать этические качества личности – доброту, сострадание, альтруизм, соучастие.
Ход классного часа
Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи» о взаимопонимании.
Учитель зачитывает фрагмент или полностью рассказ В.Крапивина «Товарищи».
«В отряде «Каравелла» новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они – кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому – подождать.
…В сентябре пришли к нам два пятиклассника – из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:
- Ну, что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?
- Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют…
И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров «Каравеллы», говорит:
- С Витей надо бы подождать, ребята…
Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?
- Я вчера в их группе была на занятиях по фектованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: «Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого...»
Опять переглянулись ребята. И… ни один не поднял руку, чтобы переголосовать за Витьку.
Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:
- Подумаешь! К такому пустяку придрались!
- Из-за таких пустяков иногда характер складывается, - сказали ему.
- Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится!
Ребята усмехнулись. И два шестиклассника – Валерка и Андрей – тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.
Дело в том, что Валерка очень не нравился Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болиунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.
В общем, хоть и здоровые парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро. Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.
Хорошо бы , конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, самто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с котррым все в жизни пополам – счастье, и горести, и которому можно любую тайну открыть, любую месту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ – это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель. И на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен – он заступится. Потому что товарищество нужно и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами».
Учитель: Какова главная мысль данного рассказа? (Ответы детей)
Вырабатываем «Законы дружбы»
Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»
- Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам.
- Сочувствие товарищу в его бедах и горе, умение жить его радостями.
- Готовность помочь товарищу, выручит из беды.
- Стремление не допускать отрицательных проявлений – зависти, черствости, бездушия, бессердечности.
Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться радости товарища. Это приводит к зависти. Она уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу, чтобы у него случилась неприятность
Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.
Повторение «Законов дружбы», о которых говорили еще в третьем классе:
- Не оставляй друга в беде.
- Дружба – это вере в человека, требовательность к нему.
- Дружба испытывается в беде и опасности.
Учитель продолжает диалог и предлагает учащимся послушать пословицы:
- Без беды не узнаешь друга. Друг познается в несчастии.
- С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
- Дружба дружбе рознь, а иную брось.
Учитель: О чем говорят эти пословицы?
- Приведите еще примеры пословиц о дружбе. (Ответы учащихся).
Подведение итогов классного часа
Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила «Законов дружды» и записать их в тетрадь (или на классной доске).
Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям в их горе и беде. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 9 классе "Радость человеческого общения"
Классный час - диспут на тему общения. Общения правильного, необходимого для человека и всей общности людей....
Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Приятель. Друг. Товарищ », с использованием ИКТ.
Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: "Приятель. Друг. Товарищ", с использование ИКТ. Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших челове...
Классный час "Одноклассник, товарищ, друг".
Данный классный час ориентирован для учащихся 6-х классов....
Урок музыки в 6 классе. «Музыка с человеком в горе и радости».
Философско-эстетическое осмысление учащимися предназначения музыки и её места в жизни общества и роли песни в жизни человека на конкретном примере. Выявление личностно - значимой для учащегося позиции...
Классный час на тему "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
Материал для классного часа...
Классный час на тему: "Чтобы радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть!"
Классный час на формирование у обучающихся класса этических норм поведения в обществе....
Друг и в радости, и в горе всегда рядом
Определение сущности понятия «дружба», качества настоящего друга....