Семинар классных руководителей
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Тема нашего очередного заседания МО классных руководителей…. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями
В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать и классный руководитель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_14.04.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
-Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего очередного заседания МО классных руководителей…. Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями
Возможно, ли другого изменить
Открыть, сломать и вновь свинтить.
Судьбу без колебаний предсказать, потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться
А кто нам дал такое право
Того и я не знаю, право
Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы.
Рассуждая Светлана Емельянова в своем стихотворении, как мне кажется, о деятельности классного руководителя, человека который по воле судьбы и по призванию сердца оказался в той особой стране, в стране детства, откуда ведут тысячи дорог во взрослую жизнь, где формируются человеческие отношения.
В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать и классный руководитель.
Позвольте мне окунутся немного в историю России…
В первой трети ХХ века в России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.
К 80-м годам положение усугубилось экономическими, гражданско-общественными процессами, которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась, эмоциональна и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь только на образовательные учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду.
Снижение уровня позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ – начале ХХI века обусловлено многообразными объективно-субъективными факторами:
- низкий доход.
- генетическая и духовная деградация родового чувства (кровных связей);
- увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и общества.
(Именно в таких семьях происходит расторжение браков, дети становятся сиротами, идёт полная деградация членов семьи; таких как
- наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью – люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;
- наличие отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;
- наличие категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их воспитанию.
- наличие категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.
- неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни;)=
Отсюда и появилось понятие неблагополучная семья.
Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
хххИз опыта классных руководителей многих школ России, а именно Средней общеобразовательной школы № 3 городского округа города Волгореченск Костромской области. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.
На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.
Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:
1. Привлечение детей по программе «Здоровье».
2. Привлечение к этой деятельности как преподавателей физической культуры ,так и родителей.
3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья.
4. Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.
И так как я учитель физической культуры раз мы говорим ,что на первом месте стоит здоровье, я не могу не провести физминутку.
В повседневной суете мы часто не обращаем внимания на постоянное напряжение и усталость. А ведь самый элементарный массаж пальцев рук способен вернуть нам не только бодрость, но и поднять настроение! Попробуйте прямо сейчас уделить себе несколько минут.
Начинать массаж надо с общего растирания кистей рук, делая это около минуты. В результате температура кожи повышается, руки согреваются, и вы можете продолжить массаж.
- Энергично разомните суставы: резко и быстро сожмите пальцы в кулак и медленно разожмите.
Медленно сжимайте напряженные пальцы в кулак и быстро распускайте их веером. Выполняйте эти движения раз по десять.
Массаж кистей рук хорош тем, что его можно выполнять везде и всегда, в любом положении: стоя, сидя, лежа.
- Помассируйте каждый палец от кончика к основанию, со всех сторон. Причем каждый палец поочередно и не менее трех раз.
Пальцы, как и кисти, рекомендуется массировать в любую свободную минуту, и особенно если руки холодные или потные. Каждый палец «отвечает» за свой орган, и благодаря такому массажу происходит оздоровление всего организма.
1. Большой палец отражает состояние легких, бронхов и печени. Например, любые приступы кашля можно смягчить и даже вылечить, массируя большой палец, особенно сильно надавливая на край лунки у основания ногтя.
2. Указательный палец напрямую «посылает» сигналы в область всего пищеварительного тракта. Давление на точку под ногтевой пластиной помогает при любых болезненных ощущениях в полости рта, включая зубную боль. Середина пальца - зона желудка, печени, желчного пузыря. Нижняя часть пальца и мясистая поверхность между большим и указательным пальцами отражает состояние толстого кишечника.
3. Средний палец «ведет диалог» со всей системой кровообращения.
4. Безымянный палец связан с нервной системой, и массаж его помогает побороть все нервные расстройства, стрессы и плохое настроение.
5. Мизинец связан с тонким кишечником и сердцем. Ежедневные растирания этого пальца и нажатия на точку у основания ногтя избавляют от хронических запоров.
Заканчивайте массаж растиранием. Общее время массажа - 7-10 минут. Повторять его можно по 5 раз в день. Наибольший эффект от процедуры вы почувствуете утром до завтрака и в минуты усталости.
Интересно, что, надавливая пальцем на точку по самому центру ладони, можно снять сердцебиение и усталость, вернуть бодрость и веселое расположение духа.
Второе направление деятельности классного руководителя-взаимодействие первую очередь сюда в входит общение
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка.
Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.
1 Высшая ценность – это человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
2. Понимание и восприятие человека как личности, способной совершенствоваться индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела.
Задача педагога – помочь учащимся понять , что без общения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Успеху работы классного руководителя способствует взаимодействие родителя-ученика-учителя. Мне хотелось привести пример.
Упражнение «Коробка» (правую – в одну, левую - в другую).
Приглашаю 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении я предлагают вам пересечь кабинет. Вы видите три разных цветом шарика, мы загадываете про себя цвет шарика, и не говоря к какой шарик вы выбрали, начинаете движение к шарику.
А теперь проведем обсуждение:
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении.
Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается школа со своими методами, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.
Третье направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко).
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
- на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
- на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
- на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;
- на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Для того, чтобы активизировать позновательную сферу жизни ребенка, я хочу предложить вам «Орешек знаний». Это фисташки – плоды «дерева жизни», молодильные плоды.
Вопросы: 1. Каковы фисташки на ощупь? А каковы люди на ощупь?
2. У фисташек одинаковые размер и форма? У людей одинаковые размер и форма?
3. Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
4. Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?
5. Снимите скорлупу. Каковы фисташки внутри? А люди отличаются внутри и снаружи?
6. Съешьте фисташки. Какие они на вкус - хорошие или плохие? А можно ли людей разделить на хороших или плохих?
Классный руководитель: По итогам наших рассуждений мы делаем следующие выводы:
- все люди разные
- они отличаются как внутренне, так и внешне
- наши дети тоже разные, но желательно, чтобы при их непохожести друг на друга они соблюдали ………единые для всех учащихся правила..
Четвертое направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Перед вами лежат лучики, я прошу вас написать на них как классный руководитель может влиять на воспитательный потенциал семьи.
Перед вами солнце, я прикреплю к нему лучики с вашими вариантами ответов…. И так.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
3.Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
4. Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно той стоны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.
И в конце нашего заседание кафедры я хочу прочитать вам китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"
Семинарское заняиме с элементами тренинга для классных руководителей среднего звена...
Презентация Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"
Дополнение к конспекту семинара....
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Выступление на семинаре классных руководителей
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была труд...
"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.
Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...
Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...