«Я гражданин России» для 6-9кл.
рабочая программа на тему
Поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия , возрождения традиционных нравственных ценностей.
Развитие патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала гражданско-правовой направленности. Корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-9.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
внеурочной деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию
«Я гражданин России» для 6-9кл.
Паспорт рабочей программы
Название программы | Программа «Гражданско-правовое воспитание учащихся 6-9 – классов коррекционной школы VIII вида» |
Воспитатель | Сахнова Л.Н. ГКОУ «Котовская школа-интернат» |
Срок реализации программы | 2016-2017уч.г. |
Краткое изложение идеи программы Цель программы: Задачи: | Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности, учащихся, формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России. Программа включает в себя как различные подходы в воспитании, так и элементы собственной воспитательной системы воспитателя. Поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия , возрождения традиционных нравственных ценностей. Развитие патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала гражданско-правовой направленности. Корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий.)
|
Пояснительная записка
к направлениям внеурочной деятельности по гражданско – правовому воспитанию.
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся 6-9 классов ГКОУ « Котовская школа-интернат» разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. http://standart.edu.ru/
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16
- Образовательной программы Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому направлению «Патриот» МКОУ Яркульской СОШ.
I. Гражданско- патриотическое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов. формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания , она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.
В целях ознакомления школьников с основными правами и свободами граждан, а также с основными законодательными документами, воспитательная работа спланирована на основе изучения Всеобщей Декларации Прав человека, Конвенции ООН, Конвенции о правах ребенка, а также основ права и граждановедения.
II. Основные принципы, используемые в ходе реализации программы.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания выделяются:
научность, гуманизм, демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
III. Основные направления программы:
Социальное
Цели:
- воспитание сознательного отношения к учебе;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
- формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.
Содержание:
- организация совместных коллективных творческих дел;
- организация и проведение благотворительных акций;
- организация работы с родителям
Политическое
Цели:
- воспитание правовой культуры;
- знакомство с правовыми нормами и процедурами;
- выработка правовой культуры;
- развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
Содержание:
- изучение символики Росси, края, города, школы;
- оформление уголка символики;
- проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, областного значения;
- изучение родного края и страны, через организацию экскурсий (музеи города), заочных путешествий;
- организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения.
Нравственное
Цели:
- воспитание любви к Родине;
- воспитание чувства прекрасного;
- воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
- формирование общечеловеческих ценностей.
Содержание:
- изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;
- участие в праздниках, мероприятиях, конкурсах;
- ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
- знакомство с различными видами искусств;
- изучение истории России, символики, геральдики;
- оформление стендов: “Наши герои ”;
Требования к уровню реализации программы.
Планируемые результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией ;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества . Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языке;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
К концу изучения программы учащиеся должны:
знать:
название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать:
назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;
применять:
закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.
IV. Рекомендуемые формы работы:
- Чтение и обсуждение историй и житейских ситуаций.
- Написание рассказов, основанных на личном опыте или наблюдениях детей.
- Рисование плакатов в поддержку или защиту кого-либо.
- Придумывание или написание конца истории.
- Встречи с работниками КДН
- Организация проведения тематических бесед.
- Рисование ситуации «Друзья», «Драка», «Один дома» и т.д.
- Анонимный рассказ о случае из своей жизни и обсуждение его в группе.
- Сюжетно-ролевые игры.
V. Ожидаемый результат.
- качественный рост воспитанности детей;
- снижение количества правонарушений;
- отрицательное отношение к наркотикам, таксикомании, алкоголю, табакокурению, сквернословию;
- осознание не только своих прав, но и обязанностей.
Основное тематическое содержание Программы по гражданско- патриотическому воспитанию.
На протяжении учебного года 1 раз в неделю проводится 1 беседа. 19-тем.- 30часов.
Тема | Кол.часов. | Дата | Задачи | |||
1.Мой дом – моя семья | 1ч. | 06.09.16 | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. | |||
2.Приобщение к истокам | 2ч. | 13.09.16 20.09.16 | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |||
3.Родной край | 2ч. | 27.09.16 04.10.16 | Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. | |||
4.Земля наш – общий дом | 2ч. | 11.10.16 18.10.16 | Формировать патриотические чувства; систематизировать знания о природе нашей страны,края. | |||
5.Как называется основной Закон государства. | 1ч. | 25.10.16 | Дать понятие, что такое «Конституция» . | |||
6.Понятие о гербе страны. . | 1ч. | 08.11.16 | Закрепить знания по истории России ,символики. геральдики. | |||
7.Символы России | 1ч. | 15.11.16 | Закреплять знание государственных символов страны; | |||
8.Символы нашего города.школы.8.. | 1ч. | 22.11.16 | Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями. | |||
9.Экскурсии в городской музей. | 2ч. | 29.11.16 06.12.16 | Воспитывать уважение к традициям. Закрепить знания по истории России .символики.геральдики. | |||
10.Президент –глава государства. . | 1ч. | 13.12.16 | Дать информацию о главных лицах государства. Воспитывать уважение к традициям. Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями. | |||
11.Что такое «общество» | 1ч. | 20.12.16 | Познакомить воспитанников с понятием «общество». | |||
12.Должно ли государство защищать права своего гражданина | 1ч. | 10.01.17 | Формировать у школьников адекватное представление о защите прав прав. | |||
13.Что такое « выборы» | 1ч. | 17.01.17 | Формировать активную социальную позицию | |||
14.Поведение человека в государственном учреждении. | 1ч. | 24.01.17 | Воспитывать нравственные качества. Формировать активную социальную позицию Формировать у школьников адекватное представление о защите прав. | |||
15.Уход за памятниками – добрая память о людях. | 1ч. | 31.01.17 | Формировать общечеловеческие ценности | |||
16.Защитники Отечества | 2ч. | 07.02.17 14.02.17 | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | |||
17.Открой себя 18.Конвенция о правах ребенка. Общие понятия . | 1ч. 1ч. | 28.02.17 07.03.17 | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей Воспитание правовой культуры, знакомство с правовыми нормами и процедурами. Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». | |||
19.Беседы о правах ребёнка: Право на личную жизнь Неприкосновенность жилища. Я имею право и хочу учиться. Право на имя ,гражданство. На родительскую заботу Право ребенка на жизнь и развитие. Право на свое мнение и свои взгляды. Индивидуальность | 1ч. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 14.0317 21.03.17 04.04.17 11.04.17 18.04.17 25.04.17 16.05.17 23.05.17 | Воспитание правовой культуры, знакомство с правовыми нормами и процедурами. |
Литература и источники для составления рабочей программы
Программа по гражданско патриотическому воспитанию «Каргапольская коррекционная школа- интернат VIII вида»
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: — Казань, РИЦ «Школа», 2003
Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
Страничка интернета/ Rambler/Образование/@. ru
Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru
Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru
Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.
Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...
Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"
Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека к здоровью ребёнка. Реализация проекта - это комплекс ме...
Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"
Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Я – гражданин России
"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....
Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"
Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....