«Я гражданин России» для 6-9кл.
рабочая программа на тему

Сахнова Любовь Николаевна

Поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия , возрождения традиционных нравственных ценностей.

Развитие патриотических чувств; сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала  гражданско-правовой  направленности. Корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-9.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Пояснительная записка

                                                      внеурочной деятельности по гражданско – патриотическому  воспитанию

                                                                                           «Я гражданин России»   для 6-9кл.

                                                                                           Паспорт рабочей программы

Название программы

Программа «Гражданско-правовое воспитание учащихся 6-9 – классов коррекционной школы VIII вида»

Воспитатель

Сахнова Л.Н.

ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Срок реализации программы

2016-2017уч.г.

Краткое изложение идеи программы

Цель программы:

Задачи:

Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности, учащихся, формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

Программа включает в себя как различные подходы в воспитании, так и элементы собственной воспитательной системы воспитателя.

Поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия , возрождения традиционных нравственных ценностей.

Развитие патриотических чувств; сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала  гражданско-правовой  направленности. Корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий.)

  • - создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного             гражданина;
  • - знакомство с правами человека как эталоном цивилизованных отношений между людьми;
  •  -развитие у учащихся социальной активности, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
  • - формирование чувства ответственности за свои действия;  знание своих обязанностей;
  • - формирование здорового образа жизни, невосприимчивости к негативным привычкам, ведущим к правонарушениям и преступлениям;
  • - снижение уровня правонарушений  школьников средствами патриотического воспитания;

         

Пояснительная записка

к направлениям внеурочной деятельности по гражданско – правовому воспитанию.

Рабочая программа  по гражданско-патриотическому воспитанию  для учащихся 6-9 классов ГКОУ « Котовская школа-интернат» разработана на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. http://standart.edu.ru/

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16        

- Образовательной программы Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому направлению «Патриот»  МКОУ Яркульской СОШ.

         I.  Гражданско- патриотическое воспитание -  один из приоритетов воспитательной работы. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов. формированию у учащихся чувства  готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

          Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

          Память - важнейшая составляющая патриотического  воспитания , она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

          В целях ознакомления школьников с основными правами и свободами граждан, а также с основными законодательными документами, воспитательная работа спланирована на основе изучения Всеобщей Декларации Прав человека, Конвенции ООН, Конвенции о правах ребенка, а также основ права и граждановедения.

II. Основные принципы, используемые в ходе реализации программы.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания выделяются:

научность, гуманизм, демократизм;

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

         

III.  Основные направления программы:

                                                                      Социальное

Цели:

  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
  • формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.

Содержание:

  • организация совместных коллективных творческих дел;
  • организация и проведение благотворительных акций;
  • организация работы с родителям

                                                                Политическое

Цели:

  • воспитание правовой культуры;
  • знакомство с правовыми нормами и процедурами;
  • выработка правовой культуры;
  • развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

  • изучение символики Росси, края, города, школы;
  • оформление уголка символики;
  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, областного значения;
  • изучение родного края и страны, через организацию  экскурсий (музеи города), заочных путешествий;
  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения.

                                                           Нравственное

Цели:

  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
  • формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание:

  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;
  • участие в праздниках, мероприятиях, конкурсах;
  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
  • знакомство с различными видами искусств;
  • изучение истории России, символики, геральдики;
  • оформление стендов:  “Наши герои ”;

Требования к уровню реализации программы.

Планируемые результаты освоения программы.

Метапредметными результатами изучения программы  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные  УУД

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

Познавательные УУД

Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;

- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государстваимеющих свой путь в истории человечества;

Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:

- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией ;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативный УУД

Организация учебного сотрудничества . Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:

- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языке;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;

- учиться согласованно, работать в группе:

- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.



К концу изучения программы учащиеся должны:

знать:

 название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать:

 назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин,  достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание,  обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;

применять:

 закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.

           

 IV.  Рекомендуемые формы работы:

  1. Чтение и обсуждение историй и житейских ситуаций.
  2. Написание рассказов, основанных на личном опыте или наблюдениях детей.
  3. Рисование плакатов в поддержку или защиту кого-либо.
  4. Придумывание или написание конца истории.
  5. Встречи с работниками КДН
  6. Организация проведения тематических бесед.
  7. Рисование ситуации «Друзья», «Драка», «Один дома» и т.д.
  8. Анонимный рассказ о случае из своей жизни и обсуждение его в группе.
  9. Сюжетно-ролевые игры.

                                                                    V. Ожидаемый результат.

  • качественный рост воспитанности детей;
  • снижение количества правонарушений;
  • отрицательное отношение к наркотикам, таксикомании, алкоголю, табакокурению, сквернословию;
  • осознание не только своих прав, но и обязанностей.

Основное тематическое  содержание Программы  по гражданско- патриотическому воспитанию.

                На протяжении учебного года  1 раз в неделю проводится 1 беседа. 19-тем.- 30часов.

Тема

 Кол.часов.

Дата

             Задачи

1.Мой дом – моя семья

1ч.

06.09.16

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2.Приобщение к истокам

2ч.

13.09.16

20.09.16

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3.Родной край

2ч.

27.09.16

04.10.16

Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

4.Земля наш – общий дом

2ч.

11.10.16

18.10.16

Формировать патриотические чувства; систематизировать знания о природе нашей страны,края.

5.Как называется основной Закон государства.

1ч.

25.10.16

Дать понятие, что такое «Конституция»

.

6.Понятие о гербе страны.

.

1ч.

08.11.16

Закрепить знания по истории России ,символики. геральдики.

7.Символы России

1ч.

15.11.16

Закреплять знание государственных символов страны;

8.Символы нашего города.школы.8..

1ч.

22.11.16

Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

9.Экскурсии в городской музей.

2ч.

29.11.16

06.12.16

Воспитывать уважение к традициям.

Закрепить знания по истории России .символики.геральдики.

10.Президент –глава государства.

.

1ч.

13.12.16

Дать информацию о главных лицах государства.

Воспитывать уважение к традициям.

Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

11.Что такое «общество»

1ч.

20.12.16

Познакомить воспитанников с понятием «общество».

12.Должно ли государство защищать права своего гражданина 

1ч.

10.01.17

Формировать у школьников адекватное представление о защите прав прав. 

13.Что такое « выборы»

1ч.

17.01.17

 Формировать активную  социальную позицию

14.Поведение человека в государственном учреждении.

1ч.

24.01.17

Воспитывать нравственные качества.

Формировать активную  социальную позицию

Формировать у школьников адекватное представление о защите прав.

15.Уход за памятниками – добрая память о людях.

1ч.

31.01.17

Формировать общечеловеческие ценности

16.Защитники Отечества

2ч.

07.02.17

14.02.17

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

17.Открой себя

18.Конвенция о правах ребенка. Общие понятия

.

1ч.

1ч.

28.02.17

07.03.17

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей

Воспитание правовой культуры, знакомство с правовыми нормами и процедурами.

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». 

 19.Беседы о правах ребёнка:

 Право на личную  жизнь 

Неприкосновенность жилища.

Я имею право и хочу учиться.

Право на имя ,гражданство.

На родительскую заботу

Право ребенка на жизнь и развитие.

Право на свое мнение и свои взгляды. Индивидуальность

1ч.

14.0317

21.03.17

04.04.17

11.04.17

18.04.17

25.04.17

16.05.17

23.05.17

Воспитание правовой культуры, знакомство с правовыми нормами и процедурами.

                       Литература и источники для составления рабочей программы

Программа по гражданско патриотическому воспитанию «Каргапольская коррекционная школа- интернат VIII вида»

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: — Казань, РИЦ «Школа», 2003

Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

Страничка интернета/ Rambler/Образование/@. ru        

Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru

Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru

Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Я – гражданин России

"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....